Кер-Ксавье Руссель: французский художник-символист, мастер мифологических сцен и пейзажей
705
просмотров
Кер-Ксавье Руссель (Ker-Xavier Roussel) — французский художник-символист, входивший в группу Наби с самого начала ее основания.

Кер-Ксавье Руссель (Ker-Xavier Roussel; родился 10 декабря 1867 года — умер 5 июня 1944 года) — живописец-новатор первой половины XX столетия, живший во Франции и входивший в группу Наби. Картины Кер-Ксавье Русселя развивают идеи символизма — это преимущественно аллегории и мифологические сцены, важную роль в которых занимает пейзаж. Творчество этого автора разнообразно: от миниатюрных зарисовок бытовых или античных сцен до многометровых декоративных панно. Биография художника включает масштабные международные выставки и приз Карнеги в области искусства.

Кер-Ксавье Руссель. Картина Эдуара Вюйара «Художник Кер-Ксавье Руссель и его дочь», 1903

Биография Кер-Ксавье Русселя

Кер-Ксавье Руссель родился 10 декабря 1867 года в городке на восточной границе Франции в семье обеспеченного доктора. Его мать увлекалась живописью и могла давать детям уроки рисования. В 1871 году семье пришлось переехать в столицу, спасаясь от франко-прусской войны. В 15 лет Кер-Ксавье отправился получать классическое образование в престижном лицее Кондорсе. Там он познакомился с двумя другими будущими художниками и собратьями по Наби: Эдуаром Вюйаром (Edouard Vuillard) и Морисом Дени (Maurice Denis).

Кер-Ксавье Руссель. Картина «Пляж Гранье», 1904

Кер-Ксавье Руссель получил одобрение отца на серьезные занятия живописью и в 21 год поступил в Школу изящных искусств. Там же занимались его друзья и еще один выдающийся художник Пьер Боннар (Pierre Bonnard). Молодые таланты быстро устали от скучного академизма, присоединились к новаторскому объединению Наби и начали выставляться совместно. Тогда же графические работы Русселя печатаются в журнале братьев Натансон La Revue blanche.

Кер-Ксавье Руссель. Картина «Венера и любовь у моря», 1908

Материальный успех позволил художнику сделать предложение сестре Эдуара Вюйара Мари (Marie Vuillard). В 1899 году семья перебирается из центра Парижа в городок Л'Этан-ла-Виль, расположенный недалеко от Версаля. Заметное влияние на творчество Русселя оказала предпринятая в тот же период поездка в Италию и по берегам Средиземного моря. Он чаще стал обращаться к теме античности, а сельские пейзажи Франции чередовались со средиземноморскими.

Кер-Ксавье Руссель. Картина «Похищение дочерей Левкиппа» (фрагмент), 1911

Когда открылась Академия Рансона, Руссель стал преподавать в ней. В начале 1910-х он занимался оформлением Театра Елисейских Полей, в частности, спроектировал и расписал занавес. События Первой мировой войны вызвали у живописца нервный срыв. Некоторое время он провел в швейцарской клинике, а после выздоровления писал фрески для художественного музея в Швейцарии.

Кер-Ксавье Руссель. Картина «Триумф Вакха (Сельский праздник)», 1913
Кер-Ксавье Руссель. Картина «Сельский фестиваль (Лето)», 1913

Автор участвовал в украшении Национального театра Шайо в Париже, расписывал женевский дворец Лиги Наций, получал много частных заказов от владельцев вилл. Его работы выставлялись на Венецианской биеннале и Всемирной выставке в Нью-Йорке. Умер Кер-Ксавье Руссель 6 июня 1944 в возрасте 76 лет. Хотя при жизни он был известным, после смерти художника на некоторое время забыли. Заслуженная популярность возвращается к нему после нескольких крупных выставок, проведенных в конце XX и начале XXI вв.

Кер-Ксавье Руссель. Картина «Старый Силен на осле», 1927
Кер-Ксавье Руссель. Картина «Женщины в пейзаже на Иль-де-Франс», 1935

Самые известные картины Кер-Ксавье Русселя

Картины Кер-Ксавье Русселя создавались обычно под впечатлением пейзажей в окрестностях Л'Этан-ла-Виль и на французском побережье Средиземного моря. Но художник пишет их не в чистом виде, а в качестве фона для мифологических или аллегорических сцен. Его моделями часто становились жена, дети и внуки. Вот несколько известных произведений автора:

  • «Беседа» (1891). Типичная для группы Наби картина с плоской перспективой и выразительными орнаментами.
  • «Этапы жизни» (1892). Аллегории времен года в виде женщин разных возрастов популярны с давних времен. Эта работа отличается от многочисленных аналогов тем, что возраст явно выписан лишь у одной женщины с седыми волосами. Остальные фигуры трудно соотнести с каким-то сезоном.
  • «Женщины и дети у деревни» (около 1893). У этой пастели есть второе название: цитата из Библии «Пусть маленькие дети приходят ко мне». Вероятно, автор планировал перевести эту небольшую работу в масляную живопись — видно, что она расчерчена на квадраты.
  • «Мифологический сюжет» (1903). Загадочная картина из Эрмитажа. Она выглядит как иллюстрация античного мифа, но непонятно, какую именно историю имеет в виду автор.
Кер-Ксавье Руссель. Картина «Беседа», 1891
Кер-Ксавье Руссель. Картина «Этапы жизни», 1892
Кер-Ксавье Руссель. Картина «Женщины и дети у деревни», 1893
Кер-Ксавье Руссель. Картина «Мифологический сюжет», 1903

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится