Клод Лоррен: мастер пейзажного жанра, чьи картины надолго остались образцом для подражания
669
просмотров
Клод Лоррен был выдающимся французским пейзажистом XVII века, ярким представителем искусства классицизма. Творчество Клода Лоррена связано с историческими и мифологическими мотивами, затрагивает библейские сюжеты, но все они растворяются в элегическом настроении, которым пронизана природа. Картины живописца изображают человеческие фигуры, имеющие характер стаффажа: оживляют пейзажи, играя в них второстепенную роль.
Клод Лоррен. Генри Адлард. Картина «Портрет Клода Ле Лоррена», год создания неизвестен

Клод Лоррен создал тип идиллического пейзажа. Его произведения имеют три плана, каждый из которых отличается своей палитрой. Действие словно разворачивается на сцене, что соответствует духу классицизма.

Биография Клода Лоррена

Клод Лоррен, истинная фамилия которого была Желе или Желле (Gelee, Gellee), — выходец из семьи крестьян, уроженец Лотарингии, одной из провинций Франции. Появившись на свет в 1600 г., мальчик рано остался сиротой. Его первым наставником в обучении рисованию стал старший брат Жан, который зарабатывал на жизнь резьбой по дереву. В тринадцатилетнем возрасте Клод вместе с родственниками отправился в Рим, где работал слугой у известного пейзажиста Агостино Тасси (Agostino Tassi), одновременно усваивая некоторые технические приемы мастера. Затем в период 1617-1621 гг. он жил в Неаполе, уже будучи учеником немецкого живописца Готфрида Вельса (Gottfried Wels). Тот обучал своего подопечного навыкам перспективы и архитектуры. Именно здесь Клода Лоррена увлекло изображение морских и прибрежных картин природы. Впоследствии такие пейзажи стали важной частью его творчества.

Клод Лоррен. Картина «Отплытие царицы Савской», 1648

В 1625 г. художник вернулся в родную Лотарингию, где под заказ создавал пейзажные фрески, украшая соборы и особняки влиятельных горожан. Однако уже год спустя Клод Лоррен снова приехал в Рим, здесь он остался до конца жизни. Мастера все больше влекла станковая живопись. Его первая работа «Пейзаж со стадом и крестьянином», сохранившаяся до наших дней, датируется 1629 годом.

Клод Лоррен. Картина «Пейзаж со стадом и крестьянами», 1629

С 1630 г. живописец начал вести каталог собственных работ, за 50 лет он задокументировал около 200 произведений. Так Лоррен стремился защитить их от подделок, ведь уже с начала 1630-х гг. его творческую манеру пытались имитировать.

Клод Лоррен. Картина «Пейзаж с Аполлоном и Кумской Сивиллой», 1645

В 1633 г. Клода Лоррена приняли в Академию святого Луки, позже, в 1643 г., — в «Союз виртуозов». Он был членом «Клуба перелетных птиц» — так называлось содружество приезжих художников в столице Италии. В доме пейзажиста часто гостили многие живописцы, особенно он сблизился с Никола Пуссеном (Nicolas Poussin), Питером ван Ларом (Pieter van Laer), вместе они создавали этюды за городом.

Клод Лоррен тщательно изучал законы живописных пропорций природы, преклонялся перед ее величием, писал пейзажи с различными сочетаниями деревьев, воды, архитектурных построек. Он мог целый день наблюдать за небом, чтобы понять, как лучше всего изобразить восход солнца или закат. Людей же мастер рисовал без особого вдохновения, часто за него это делали друзья либо ученики.

Клод Лоррен. Картина «Пейзаж с Энеем», 1672

Заказчиками и покупателями Лоррена были аристократы, многие известные персоны: монарх Испании Филипп IV (Felipe IV), Папа Урбан VIII (Urbanus PP. VIII), кардинал Гвидо Бентивоглио (Guido Bentivoglio d’Aragona), посол Франции в Ватикане. Мастер не нуждался в деньгах, снимал особняк в центральной части Рима.

Художник не был женат, однако имел внебрачную дочь Агнесс. Она стала единственной наследницей Клода Лоррена после его смерти 23 ноября 1682 г.

Клод Лоррен. Картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», 1682

Самые известные картины Клода Лоррена

Картины Клода Лоррена — истинные шедевры пейзажного жанра эпохи Классицизма. Среди наиболее выдающихся работ стоит выделить следующие:

  • «Прибытие Клеопатры в Тарс» (1642) — солнце на холсте напоминает золото, недаром собратья по цеху дали Лоррену прозвище «огнепоклонник». Небо поражает многообразием оттенков.
  • «Пейзаж с жертвоприношением Аполлону» (1662) — в картине горизонтали и вертикали гармонируют друг с другом, а чередующийся свет и тени увлекают зрителя вглубь композиции.
  • «Утро» (1666) — от произведения веет свежестью, в серебристо-голубом свете растворяются очертания большого дерева. Античные руины на заднем плане вносят некий оттенок грусти в поэтичный рассвет.
  • «Похищение Европы» (1667) — мифологический сюжет, связанный с дочерью финикийского царя в произведении выступает лишь отправной точкой. Главные действующие лица здесь море, величественные горы, чистое голубое небо и раскидистые деревья.
Клод Лоррен. Картина «Прибытие Клеопатры в Тарс», 1642
Клод Лоррен. Картина «Пейзаж с жертвоприношением Аполлону», 1662
Клод Лоррен. Картина «Утро», 1666
Клод Лоррен. Картина «Похищение Европы», 1667

В своем творчестве Клод Лоррен всегда был верен пейзажному жанру, а картины мастера надолго остались образцом для подражания.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится