Свобода и дисциплинированность, замкнутость и открытость, национальная гордость и мультикультурность…Мы сделали подборку книг, которые помогут лучше понять эту страну и познакомиться с её незаурядной литературой.
«Музей Невинности», Орхан Памук
Идея этой книги возникла из идеи музея. В 1990-е годы Орхан Памук задумал создать собрание вещей из повседневной жизни, а заодно написать к нему каталог. Писатель стал искать на рынках необычные вещи и заполнять ими специально купленное здание в стамбульском квартале Чукурджума.
Однако каталог коллекции обернулся романом о любви выходца из богатой стамбульской семьи — Кемаль Басмаджи тайно влюблён в Фюсон. Брак между ними невозможен. Обедая с Фюсон и её родителями, Кемаль ворует вещи, имеющие к ней отношение. Пожелтевшие от времени фотографии, фарфоровые безделушки, окурки, ворох полуистлевшей бумаги, платки для женских слёз, флакон туалетной воды…
Все эти вещи — волнующие свидетельства тайной любви и признание в ней, а также — уникальная коллекция, ставшая поводом для одного из самых пронзительных любовных романов.
«Королек — птичка певчая», Решад Нури Гюнтекин
После выхода этого романа в свет в 1922 году стали ходить слухи, что в главной героине — необыкновенно смелой и образованной для своего времени женщины — Решад Нури Гюнтекин изобразил свою сестру.
Решительно пресекая подобные предположения, турецкий классик подчёркивал, что лишь пытался создать символ решительных перемен в своей родной стране, где женщины получали всё большую свободу и независимость. Их воплощением стала красавица Фэридэ по прозвищу Королёк.
Оскорблённая неверностью своего жениха, она бежит из дома и прерывает все контакты со своей семьёй, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отважно преодолевая трудности, девушка обретёт верных друзей, бескорыстных помощников и — заслуженное счастье.
«Сорок правил любви», Элиф Шафак
Одна из самых успешных современных турецких писательниц, Элиф Шафак не ограничивает свои интересы исключительно литературой.
Как философ она занимается вопросами гендерной идентичности, как дипломат входит в Европейский совет по международным отношениям, кроме того, преподаёт в университетах Турции и США, как колумнист сотрудничает с европейской прессой.
Жизнь главной героини этого романа хотя и не так же насыщенна, как жизнь его создательницы, но, определённо, также интересна. Во всяком случае, сейчас, когда она прочла «Сладостное богохульство» и завела переписку с автором этой рукописи.
Жизнь образцовой жены и старательной домохозяйки заиграла новыми красками. Тринадцатый век перепутался с событиями сегодняшних дней, а слова пленительного интеллектуала с витиеватыми молитвами бродячего дервиша. Кажется, этот хаос — главный признак настоящей любви.
«Когда я вернусь, будь дома», Эльчин Сафарли
Действие практически всех романов азербайджанского журналиста и писателя Эльчина Сафарли происходит в Турции, где он провёл значительную часть своей жизни.
Вот и на этот раз Стамбул становится живописным фоном, на котором разворачиваются драматические события. Безутешный отец скорбит о погибшей дочери.
Эмоции волна за волной накатывают, чтобы то опрокинуть в пропасть, то поднять над землёй. Единственное, что неизменно — любовь, которая пронзит время, не угаснет никогда.
По словам критиков, эта книга полна светлой грусти и доброй печали, которые помогут почувствовать скоротечность бытия и по-новому взглянуть на свою жизнь и близких людей.
«Мадонна в меховом манто», Сабахаттин Али
В судьбе Сабахаттина Али воплотилась история Турции XX века. Будучи рьяным критиком турецких властей, писатель, поэт, педагог и общественный деятель подвергался постоянным преследованиям и гонениям, несколько раз был заключён в тюрьму по политическим обвинениям, его произведения подвергались цензуре и запрещались к публикации.
Роман «Мадонна в меховом манто» относится к позднему периоду творчества писателя, который вложил в него часть своего жизненного опыта. Как и главный герой, он несколько лет жил и учился в Берлине. Этот опыт позволил ему лучше узнать европейскую культуру и обогатить своё знание немецкого языка.
Главный герой по имени Раиф-эфенди пишет дневник, доверяет ему самые свои сокровенные чувства, например, любовь к немецкой художнице Марии Пудер. Устами своего героя автор рассказывает о важных социальных проблемах своего времени. Таких, как бедность, террор властей, ограничение свободы.