Самые известные сыщики и их прототипы
1,736
просмотров
Борцы с преступностью, как и все, имеют мам и пап. Предки, точнее прототипы, есть и у великих литературных сыщиков, приключениями которых зачитываются миллионы.

Детектив — один из самых популярных жанров литературы. Истории о людях, разгадывающих загадки, по некоторым сведениям, существовали ещё в древней Индии. Первый настоящий детектив, в котором сыщик распутывал сложное криминальное дело появился в 1841 году. Им стал рассказ Эдгара Алана По «Убийство на улице Морг». За героем этого произведения, Огюстом Дюпеном последовала плеяда знаменитых литературных сыщиков — от Шерлока Холмса до Эраста Фандорина. Большинство из них возникли не на пустом месте — авторы брали черты характеров своих знакомых, дорабатывали их, и получались литературные герои.

Первопроходцем в детективном жанре стал Эдгар Алан По, создавший Огюста Дюпена. Выходец из богатой семьи борется со скукой, решая сложные загадки, которые подбрасывает ему парижская криминальная сводка. В 1830 году По прочитал в одном филадельфийском журнале биографию вполне реального французского сыщика с непростой судьбой — Франсуа Видока. Предполагается, что именно оттуда автор взял и место жительства своего героя и его интерес к разгадыванию преступлений. Правда, Видок, став начальником полиции, использовал для раскрытия преступлений целую сеть осведомителей из криминального мира, а Дюпен обходился лишь тщательным осмотром места происшествий и логическими построениями.

Знаменитые сыщики, и те, на кого они похожи

Дюпен был предшественником того, кого большинство людей считают величайшим детективом всех времён и народов — Шерлока Холмса. Мастер дедуктивного метода впервые появился в 1887 году на страницах «Этюда в багровых тонах» и сразу же снискал огромную популярность. До сих пор Холмс остается одним из самых часто используемых образов во всех видах искусства — от литературы до компьютерных игр.

Автор не раз признавал, что именно рассказы об Огюсте Дюпене были одним из источников его вдохновения. Но у великого сыщика с Бейкер Стрит существовал и реальный прототип. За десять лет до создания Холмса Конан Дойл работал в Королевском Госпитале Эдинбурга, где познакомился с хирургом Джозефом Беллом. На весь Эдинбург Белл был известен своей наблюдательностью. Часто он ставил диагнозы людям, просто внимательно их осмотрев, чем поражал других врачей, которым оставалось только подтвердить выводы доктора Белла после всех необходимых анализов. Более того, Белл выступал как эксперт-криминалист — именно он консультировал Скотланд-Ярд в деле Джека Потрошителя.

Джозеф Белл.

Другим прототипом Шерлока послужил ещё один врач — сэр Генри Литтлджон. Помимо своей медицинской практики, он, как и Белл, был экспертом-криминалистом. За 50 лет доктор не раз помогал в расследовании уголовных дел. В 1878 году он усомнился, что некая мисис Шантрель умерла, отравившись газом из-за несчастного случая. Проведя повторную экспертизу, Литтлджон нашёл в трупе следы опия, и муж покойной был осуждён за убийство жены. Именно доктор Литтлджон консультировал Конан Дойла в вопросах криминалистики.

В 1910-х годах к плеяде детективов присоединился католический священник отец Браун, придуманный Гилбертом Честертоном. Прототипом этого наблюдательного пастора, раскрывающего криминальные тайны, стал Джон О’Коннор, ирландский католический проповедник и близкий друг самого Честертона. О’Коннор был спокойным, уравновешенным, наблюдательным, умеющим слушать и слышать людей. Именно таким Честертон сделал своего героя. Биография Джона никак не связана с криминалом — он готовивился к католическому служению едва ли не с детства и обучался премудростям вероучения в самом Риме. Возможно, именно из-за влияния О’Коннора на Честертона метод раскрытия преступлений отца Брауна отличается некоторым «мистицизмом», особенно в сравнении с работой других знаменитых книжных сыщиков.

Эркюль Пуаро.

В 1920-м своё первое дело раскрыл бельгийский детектив Эркюль Пуаро, придуманный англичанкой Агатой Кристи. Как признавала сама писательница — четкого реального прототипа у гениального бельгийца не было. Вдохновение для этого героя она черпала из других работ детективного жанра, и не в последнюю очередь — из историй о Шерлоке Холмсе. Как потом рассказывала Кристи, решение сделать своего героя бельгийцем, живущим в Англии, она приняла под влиянием событий тех лет. Во время Первой Мировой Войны Бельгия была оккупирована Германией, и на Британских островах было много беженцев из этой страны, а пропаганда призывала поддерживать бельгийцев, пострадавших от агрессии.

Другой персонаж Кристи, мисс Джейн Марпл, появилась практически случайно. Всё началось с того, что «Убийство Роджера Экройда» решили поставить в театре. Режиссер Майкл Мортон, прочитав первый вариант пьесы, заменил пожилую леди Каролину, фигурировавшую в тексте, на молодую девушку. Когда об этом узнала Агата Кристи, то очень расстроилась и в пику этому режиссерскому решению следующую свою героиню сделала пожилой женщиной. Мисс Марпл получила внешность и характер от подруг бабушки писательницы, Маргарет Миллер, у которой Агата Кристи гостила в детстве. Как писательница позже вспоминала: «Мисс Марпл отлично бы вписалась в эту группу пожилых леди».

Следующий знаменитый сыщик был земляком первого литературного детектива. Комиссар Жюль Мегрэ, придуманный бельгийским писателем Жоржем Сименоном, впервые появился в книге «Петерс Латыш», опубликованной в 1931 году. По словам автора, образ комиссара Мегрэ у него возник, когда он пытался представить себе «самого обычного парижского полицейского». Правду затем Сименон добавил в получившийся образ немного деталей внешности собственного отца. Так и появился Жюль Мегрэ. Некоторые современники усматривали в литературном герое черты реального парижского комиссара полиции — Марселя Гийома, прославившегося раскрытием многих громких дел. Именно он поймал сумасшедшего русского эмигранта Павла Горгулова, убившего президента Франции Поля Думера в 1932 году.

Марсель Гийом.

Знаменитый американский детектив Ниро Вульф был вовсе не таким толстым, как его изображают на книжных иллюстрациях. При росте 180 сантиметров он весил 123 килограмма, что не так уж и много. Американский критик Александр Вулкотт, прочитав в 1935-м один из первых романов о Вулфе «Лига перепуганных мужчин», узнал в выдающемся сыщике себя самого. Вулкотт пригласил на обед автора детектива Рекса Стаута, с которым они до того не были знакомы. Писатель яростно отрицал, что критик послужил прототипом его героя, но Вулкотт остался при своём убеждении. Даже много лет спустя Рекс Стаут утверждал, что единственным «старшим родственником» Ниро Вульфа можно считать только брата Шерлока Холмса Майкрофта. Он тоже был грузен, не любил выходить на улицу и предпочитал раскрывать любые криминальные головоломки, напрягая только свой выдающийся мозг.

Русские детективы: не только бессмысленные и беспощадные

Читатели дореволюционной России были знакомы с Огюстом Дюпеном. Шерлока Холмса они знали ещё лучше — анонимные подражатели Конана Дойла несколько раз отправляли великого детектива расследовать преступления в Россию. Более «молодых» книжных сыщиков, уже не один десяток лет раскрывавших одно преступление за другим, в Советском Союзе почти не знали: в СССР иностранные детективы почти не печатали. Издаваться они начали только во время оттепели. Отечественные произведения детективного жанра к тому времени уже существовали. Их героями были доблестные милиционеры и чекисты.

Признанными мастерами в этом жанре стали братья Аркадий и Георгий Вайнеры. Их главным персонажем был капитан Станислав Тихонов. Однако наибольшей славы удостоился не этот герой нескольких романов и повестей, а его начальник — генерал милиции Владимир Шарапов и капитан милиции Глеб Жеглов, учивший молодого Шарапова премудростям сыскной науки в послевоенные годы.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Жеглов, по словам авторов, был образом собирательным. В нём соединились черты многих работников уголовного розыска. Однако, Пётр Вайль вспоминал о том, как Георгий Вайнер рассказывал ему о человеке, от которого знаменитый работник МУРа получил фамилию. Станислав Жеглов служил в уголовном розыске в 1960-е годы. Правда, при этом характер книжного Жеглова больше похож на того, кто послужил прототипом для Владимира Шарапова — Владимира Арапова. Как вспоминали люди, знакомые с ним, Арапов, пришедший в МУР сразу после войны, был суров и не очень напоминал своего спокойного книжного тёзку. Другим прототипом Шарапова стал ещё один сыщик из МУРа — Владимир Чванов, который и сам писал книги о буднях родной милиции.

В постсоветской России отечественные детективы заполонили полки книжных магазинов, но качество этой литературы оставляет желать лучшего. Писателю Борису Акунину пришла в голову мысль написать детективный роман, который «было бы не стыдно читать». На эту идею его навела жена, которая заворачивала детективные книги в плотную обложку, чтобы никто не видел, что именно она читает. Пришлось Акунину придумать собственного великого сыщика — Эраста Петровича Фандорина. Точного прототипа у этого русского сыщика нет. По словам автора, на образ Фандорина повлияли известные русские литературные герои: Андрей Болконский, князь Мышкин, Александр Чацкий, и Григорий Печорин. Несмотря на это, среди поклонников творчества Акунина до сих пор ведутся жаркие диспуты о том, на кого из реальных исторических персонажей похож Эраст Петрович.

Эраст Фандорин.

Далеко не у каждого литературного сыщика есть какой-то реальный прототип, но это не мешает книгам о них оставаться бестселлерами вне зависимости от года и страны их написания.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится