Корреджо (Correggio; август 1489 — 5 марта 1534 гг.) — знаменитый итальянский художник первой половины XVI века, выдающийся представитель живописи эпохи Высокого Возрождения. Корреджо прославился написанием картин религиозного и мифологического жанров, а также искусных аллегорий и портретов. Характерными особенностями творчества мастера являются изысканный эротизм персонажей и эффектное использование светотени. Многие сведения из жизни художника до сих пор оспариваются историками, а в его биографии есть немало белых пятен.
Корреджо по свидетельствам современников был очень замкнутым человеком и не набирал учеников в свою мастерскую. Тем не менее его работы оказали огромное влияние на последующие поколения европейских живописцев, в том числе на творчество:
- Питера-Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens);
- Пармиджанино (Parmigianino);
- Аннибале Каррачи (Annibale Carracci);
- Пьера Поля Прюдона (Pierre Paul Prud’hon);
- Яна Купецкого (Jan Kupecký).
Биография Корреджо
Корреджо (настоящее имя — Антонио Аллегри) появился на свет в августе 1489 года в семье потомственного купца в городе, в честь которого позже получил свое знаменитое прозвище. Точная дата рождения мастера неизвестна, как и не сохранилось документальных сведений о том, кто был его первым учителем. Большинство специалистов предполагают, что обучил основам живописи Антонио его дядя Лоренцо (Lorenzo Allegri).
В возрасте 17 лет юноша уехал в Мантую, где жил и работал известный живописец раннего Возрождения Андреа Мантенья (Andrea Mantegna). Но вскоре после приезда Аллегри опытный мастер умер и Антонио пришлось устроиться учеником к его старшему сыну Франческо (Francesco Mantegna). Четыре года он прожил в Мантуе, а затем в 1510 году вернулся в Корреджо, где начал самостоятельную карьеру художника.
Антонио занялся написанием картин и оформлением алтарей для храмов и очень скоро приобрел славу гениального молодого мастера живописи. Он пользовался особым расположением поэтессы Вероники Гамбары (Veronica Gambara), которая была женой местного правителя — графа Гилберто да Корреджо и получал от нее хорошо оплачиваемые заказы.
В 1516 году художник перебрался в Парму, и именно в этом городе он создал свои лучшие шедевры. Первым серьезным проектом стала роспись «Палаты настоятельницы» местного женского монастыря Джованны Пьяченцы, над которой он трудился почти четыре года. Во время работы над масштабной фреской Корреджо несколько раз выезжал в Рим и Милан, чтобы познакомиться с работами знаменитых современников Рафаэля (Raffaello Santi) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Сразу же после завершения росписи «Палаты настоятельницы» Корреджо получил новый большой заказ. Ему было поручено возглавить работы по декоративному оформлению внутреннего убранства только что построенной базилики аббатства святого Иоанна-евангелиста. Гениальный живописец блестяще справился с трудной задачей, украсив апсиду и купол здания великолепной росписью. Выполнение этого заказа также заняло четыре года и принесло художнику широкую известность во всей Италии.
Наконец, в 1522 году Корреджо заключил договор на создание своего третьего монументального шедевра — фрески «Успение Пресвятой Богородицы» для центрального католического собора Пармы. Этот проект был завершен в 1530 году и ознаменовал собой пик расцвета карьеры великого мастера.
Тем не менее творческое наследие Корреджо не ограничивается исключительно произведениями монументального изобразительного искусства. За свою профессиональную карьеру он также написал сотни картин разных жанров, которые в наши дни хранятся в крупнейших музеях Европы.
Например, по заказу герцога Федерико II Гонзаги из Мантуи мастер создал цикл живописных произведений, посвященных древнеримскому богу Юпитеру («Леда и лебедь», «Даная», «Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио»). А для украшения кабинета супруги правителя, Изабеллы д'Эсте, написал два масштабных шедевра «Аллегория порока» и «Аллегория добродетели».
О личной жизни художника сохранилось очень мало сведений. Известно, что он в 1519 году женился на Джироламе Франческе ди Брагетис, которая умерла спустя 10 лет после свадьбы. Установлено также, что в этом браке у художника родился как минимум один ребенок — сын Помпонио (Pomponio Allegri), ставший впоследствии художником, но гораздо менее известным и талантливым, чем его отец.
Жизнь гениального итальянского живописца оборвалась внезапно, а причины его смерти до сих пор не установлены. 5 марта 1534 года Корреджо скоропостижно скончался в возрасте 44 лет вскоре после переезда в родной город из Пармы на постоянное проживание. А точное местонахождение могилы художника и в наши дни остается загадкой для историков.
Самые известные картины Корреджо
Знаменитый мастер живописи подарил человечеству сотни уникальных произведений искусства. И все же к числу самых известных картин Корреджо относятся:
- Роспись базилики аббатства святого Иоанна-евангелиста (1520-1524) — цикл фресок под названием «Вознесение Христа среди апостолов». На центральном куполе храма изображен Иисус Христос в окружении двенадцати верных учеников.
- «Успение Пресвятой Богородицы» (1526-1530) — грандиозный шедевр мастера общей площадью более 1600 квадратных метров. Помимо купола, размерами 11х11 метров, Корреджо украсил уникальным живописным декором также тамбур, апсиду, стены и своды, ведущие к главному алтарю центрального собора Пармы.
- Цикл аллегорий, написанных для Изабеллы д'Эсте (1531) — две картины, созданные автором для украшения рабочего кабинета влиятельной графини. После ее смерти произведения были подарены кардиналу Ришелье, а в наши дни находятся в экспозиции парижского Лувра.
- Цикл картин «Любовь Юпитера» (1531-1532) — великолепная серия работ мифологического жанра, созданная мастером по заказу правителя Мантуи. Художник написал этот цикл по мотивам знаменитой поэмы древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы».
Корреджо по праву считается одним из величайших мастеров изобразительного искусства эпохи Высокого Возрождения. А его уникальные шедевры до сих пор привлекают в музеи и храмы миллионы людей со всего мира.