Костомаровский Спасский монастырь: чем знамениты дохристианские пещеры древних старцев под Воронежем
Пристанище гонимых из Византии христиан
Время создания удивительной обители, обустроенной в толще меловых пород, письменно нигде не зафиксировано. Известно только, что храм создан еще до официального принятия христианства на Руси. Археологи и краеведы предполагают (и небезосновательно), что впервые эти пещеры заселили примерно в VIII веке христиане, бежавшие из Византии во времена преследования римскими императорами. Спасаясь от жестоких гонений, они селились в Сирии, на Кавказе, в Крыму, а также шли дальше - к берегам Дона.
Эту гипотезу подтверждает и то, что Костомаровский монастырь, как и вообще подземные монастыри этой местности, очень похож на аналогичные в том же Крыму или на Кавказе. А поскольку природный ландшафт Костомаровской обители внешне чем-то напоминает скудные красоты Синайской пустыни, местные жители и туристы даже прозвали эту местность русской Палестиной.
Расположенные в Костомаровской балке меловые столбы-останцы, которые также принято называть «дивами», создала сама природа (они возникли в результате эрозии горной породы), люди же высекли внутри восемь пещер. Здесь обитало много старцев-затворников, которые жили и молились в уединенных каменных кельях. Местные жители почитали их как святых. Костомаровская обитель фактически была скитом для монахов расположенных неподалёку Дивногорского и Белогорского мужских монастырей.
Кстати, до революции храм был очень хорошо укреплён: у него даже был запасной выход и потайной колодец. Говорят, это нерукотворное сооружение могло при необходимости выдержать длительную осаду врагов.
Легендарный старец
После революции, несмотря на то, что в стране в массовом порядке закрывали монастыри, в пещерах Костомаровской обители продолжали прятаться монахи. Местные жители, среди которых от христианства так же почти никто не отрекся, собирали для отшельников одежду, продукты и тайно носили им в пещеры. В те времена очень известен и почитаем в народе был блаженный старец Петр Еремеенко, легенды о котором дошли до наших дней. Жил он здесь в так называемой «пещере покаяния».
Старожилы вспоминали, что старец обладал даром предвидения и врачевания тяжелых недугов. Будущее он предсказывал в форме притч. Например, он горько оплакивал определенные храмы – и впоследствии именно они были разрушены большевиками. А за несколько лет до начала Великой отечественной войны старец начал делать много маленьких холмиков-могил из дорожной земли и пыли.
В конце 1930-х блаженного Петра арестовали. Скончался он в Острогожской тюрьме. Но даже этот факт в его биографии породил свою легенду: поговаривают, что он вовсе не умер, а исчез из закрытой камеры, как когда-то его святой тезка – апостол Петр, а тюремные власти, чтобы слухи об этом не распространялись в народе, предъявили людям тело другого умершего заключенного (закрыв ему лицо), выдав его за Петра Еремеенко.
Есть легенда и об обитавшем здесь столпнике, которые все свое время проводил в келье, стоя в молитве. Говорят, спал он тоже стоя (по ночам его каким-то образом привязывали к стене).
Обитель в наши дни
В 1990-х годах обитель начали восстанавливать. Надписи на стенах, оставленные за время запустения нерадивыми посетителями, стерли и закрасили. Заброшенные пещеры расчистили. В 1997-м здесь открыли Спасский женский епархиальный монастырь.
Самая важная достопримечательность Костомаровского монастыря – собор Спаса Нерукотворного. Главный предел его освящен в честь Спасителя, а боковой – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Пещеры, обители, расположенные в толще меловой горы, можно посетить и испытать на себе то, что чувствовали древние монахи: умиротворение, спокойствие, уединенность. Особенно известна «пещера покаяния» – та самая, в которой жил старец Петр. Она представляет собой постепенно сужающийся коридор. Чтобы почувствовать его действие на себе, нужно пройти по нему с зажженной свечой в руке, постепенно нагибаясь под потолком, который по ходу вашего движения становится все ниже. Говорят, побывав в этой пещере, даже самый безнадежный грешник способен измениться.
У обители есть и своя чудотворная святыня – икона Валаамской Божией Матери, которую, согласно преданию, подарил монастырю сам царь Александр I. На ней видны следы от пуль – говорят, в послереволюционные годы сюда пришел один из красноармейцев и начал расстреливать икону, целясь в ее лик, однако ни одна пуля в него не попала. А в 2002 году эта икона замироточила.
Сейчас обитель преобразилась – здесь проходят службы, стены украшают фрески, высеченные прямо в меловой породе. Место регулярно посещают туристы и паломники как из России, так и из-за рубежа.
Пещерные храмы открыты для посещения в будние дни с 9.00 до 17.00, а в выходные и прзадники – с 10.30 до 16.00. Здесь можно даже заказать экскурсию.