Главный после Рубенса и Ван Дейка
Их было трое – великих фламандцев, на которых ориентировались все последующие поколения художников: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс. Последний, пережив своих коллег, стал на тот момент самым знаменитым и уважаемым мастером Северного Возрождения.
Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, в семье богатого торговца. Он был старшим из одиннадцати детей – отец, продававший ткани и гобелены, мог себе позволить содержать большое семейство, к тому же, отправляя первенца учиться живописи к Адаму ван Ноорту, он рассчитывал, что впоследствии Якоб станет помощником в семейном деле.
Немного раньше ван Ноорт, довольно знаменитый живописец того времени, обучал Рубенса – который был старше Йорданса на 16 лет. Якоб получил, по-видимому, обычное для своего сословия образование – во всяком случае, он прекрасно разбирался в античной мифологии, обладал четким уверенным почерком и владел французским языком. Кстати, имя свое художник писал на французский манер – Jacques.
С 14 лет став частью семьи ван Ноорта, Якоб сблизился и с его домочадцами, а в 1616 году женился на дочери учителя Анне Катарине. В том же году молодой художник вступил в Гильдию Святого Луки – объединение представителей разных творческих профессий. Сделавшись частью этого закрытого клуба, Йорданс получил возможность открыть собственную мастерскую, набрать учеников, получать заказы на создание произведений – а также рассчитывать на помощь в случае потери трудоспособности. Статус домовладельца и семьянина давал преимущества в иерархии антверпенских мастеров, так что в 1618 году Якоб купил дом – в том самом районе города, где прошло его детство. Спустя двадцать лет художник расширил свои владения, приобретя и соседнее здание. Там, в просторном домовладении, где значительное пространство было отведено под мастерскую, и пройдет вся жизнь Якоба Йорданса, ставшего после смерти Рубенса и Ван Дейка главным и самым уважаемым из фламандских мастеров.
Что и как изображал Йорданс
Вопреки довольно распространенному тогдашнему обычаю, Йорданс не поехал в Италию изучать мастеров Ренессанса. Вместо этого он просматривал имеющиеся в его распоряжении гравюры, а также интересовался теми произведениями, что находились в Северной Европе. Творчество Йорданса испытывало серьезное влияние Рубенса, который часто привлекал своего более молодого коллегу к выполнению заказов, но речь не шла о простом копировании стиля, иначе не стать бы Якобу фигурой такого масштаба.
При сравнении полотен Рубенса и Йорданса – порой написанных на один и тот же сюжет – можно заметить, что работы последнего отличаются большим оптимизмом, жизнелюбием, выдержаны в теплых тонах, даже фигуры людей он старался изображать на холсте в натуральную величину, так грань между зрителем и происходящим на картине несколько стиралась, персонажи становились ближе, реальнее.
Другим мастером, оказавшим воздействие на формирование собственного стиля Йорданса, стал Караваджо, основатель реализма в живописи, один из самых влиятельных художников XVI-XVII веков. Молодой Йорданс вслед за итальянцем экспериментировал в технике кьяроскуро и тенеброссо, когда на картине особенно резко противопоставлялись свет и тень, отчего каждый предмет получал эффект объема. Несмотря на то, что Йорданс следовал за открытиями и внимательно присматривался к работам великих предшественников и современников, свою индивидуальность он не утрачивал – и был потому весьма востребован как художник на родине и за ее пределами.
Он много писал на библейские и мифологические темы, но не избегал и других направлений в живописи. Среди работ Йорданса значатся, например, натюрморты, причем над некоторыми картинами он работал с привлечением «узких» специалистов, как в случае с созданием «Мадонны с младенцем в венке из цветов», где цветочный орнамент создавал мастер натюрморта Андрис Даниэльс.
Йорданс активно использовал и труд своих учеников – которых только по официальным записям было пятнадцать. Среди вышедших из мастерской фламандца живописцев значился и его собственный сын, Якоб Йорданс младший, тоже оставивший после себя некоторое количество полотен.
Простые люди и «короли» на картинах Йорданса
Картины Йорданса может отличить от остальных полотен фламандцев даже не особенно сведущий человек – работы этого фламандца излучают оптимизм, прославляют красивую простоту человеческих отношений. Йорданс часто обращался к бытовому жанру, изображая сцены из жизни крестьян и бюргеров, часто – по мотивам пословиц, размещая на холсте много персонажей, наполняя картины грубоватым юмором. В нескольких произведениях на тему «бобового короля», например, отражается старинная игра, когда в пирог запекалось одно бобовое зерно, и тот, кому оно попадалось, становился «королем» вечера.
Даже мифологические, библейские сюжеты Йорданс воплощал с характерным реализмом и подчеркнутой чувственностью восприятия. Вдохновение художник черпал все там же – в толпе, в деревне, в работе ремесленников, в жизни простого народа. Порой библейские персонажи Йорданса кажутся списанными с обычных горожан – и это, судя по всему, так и было, художник частенько приглашал в качестве натурщиков своих антверпенских знакомых. Одновременно нельзя не заметить глубокий символизм его произведений. Например, на многих групповых портретах семей можно увидеть собаку, или попугая – как знак верности.
Йорданса ценили за то, что его произведения создавали настроение, атмосферу, причем некоторые из работ художника оказались причиной наложения штрафов – за еретические настроения и скандальное содержание картин.
И все же Якоб Йорданс был очень уважаемым и востребованным художником, среди его заказчиков значился даже король Англии Карл I, который поручил мастеру создание картин для резиденции в Гринвиче. В 1645 году Йорданс стал протестантом, но католическая церковь не перестала заказывать ему создание новых произведений.
Помимо живописных произведений, Йорданс оставил после себя несколько сотен рисунков, а также много занимался дизайном гобеленов, в то время самым прибыльным из всех видов искусства.
Прожив всю жизнь в Антверпене и практически не выезжая за его пределы, художник не получил международной известности, он и не искал ее. Якоб Йорданс скончался в 85 лет от болезни, называемой «английский пот», в один день с ним умерла и его дочь Елизавета, которая не раз позировала отцу и появилась на нескольких его полотнах. Жена Катарина к тому времени уже скончалась, и Йорданс был похоронен рядом с ней.
Картины Якоба Йорданса находятся в коллекциях всего мира, некоторое количество есть и в России. Одно из произведений, «Оплакивание Христа», было выкуплено императрицей Екатериной II и подарено ею Александро-Невской Лавре.