Кто такие амазонки и какие доказательства о существование женщин-воительниц находят современные археологи
608
просмотров
Амазонки - пресловутые женщины, которые якобы отрезали себе грудь, жили без мужчин и яростно сражались, по сей день окутаны тайнами и мифами. Современные интерпретации вывели их на новый уровень популярности, сделав главными героинями фильмов, одним из которых является «Чудо-женщина» от Marvel. О том, кем же на самом деле были древние женщины-воительницы амазонки и как возникли сотни легенд о них – далее в статье.

1. Древние женщины-воительницы амазонки

1. Древние женщины-воительницы амазонки Сосуд, изображающий битву между амазонками и греками, приписываемую вазописцу шерстистых сатиров, около 450 г. до н. э.

На протяжении веков учёные считали, что амазонки принадлежали исключительно к области мифов и легенд. Однако древние греки верили, что раса этих женщин-воительниц существовала в какой-то далёкой стране. Для греков они были страшными женщинами, которые ненавидели или даже убивали мужчин. Это убеждение подтверждается различными именами, данными амазонкам древними источниками. Среди этих имён были Андроктоны (убийцы людей) и Андролетейраи (разрушители людей), или Стиганоры (те, кто ненавидит всех людей). Тем не менее, название «Амазонка» также может происходить от греческого ἀμαζός (без груди). Считается, что использование этого имени привело к мифу об амазонках, женщинах-воинах, которые отрезали себе грудь, чтобы лучше использовать свои луки, а не к легенде, ведущей к этому имени.

Памятник амазонке.

В греческой мифологии амазонки были жестокими, убивающими людей воинами, также считавшимися дочерьми Ареса, бога войны. Амазономахия, знаменито изображённая на метопах Парфенона, была великой мифической битвой между греками и амазонками. Многим греческим героям было поручено победить цариц амазонок и воинов в их испытаниях, чтобы достичь своей героической славы.

2. Мифы: Геракл и Ипполита

2. Мифы: Геракл и Ипполита Геракл отнимает пояс у Ипполиты, Николаус Кнюпфер, 1600 год

Известный миф, включающий побеждённую амазонку в поисках славы — это история о Геракле и Ипполите. Для девятого труда Геракла герою было поручено украсть пояс Ипполиты, царицы амазонок. Геракл отправился в Фемискиру, где жила царица амазонок, и получил её пояс после кровавой битвы с амазонками. Победив Ипполиту, Геракл завершил своё испытание, заработав героическую славу и признание за этот поступок.

3. Мифы: Тесей и Ипполита

3. Мифы: Тесей и Ипполита Утро бракосочетания Тесея и Ипполиты (набросок), Эдвин Остин Эбби, 1893 год.

Ещё одна греческая легенда о герое и амазонке — это легенда о Тесее и Ипполите (иногда их называют Антиопой). Тесей был мифическим царём и основателем Афин. Как и Геракл, он тоже прошёл через различные испытания, чтобы добиться своей репутации, например, победив Минотавра. Существует множество легенд и различных версий, связанных с событиями, которые привели к тому, что Ипполита стала женой Тесея. Общее изложение легенды согласуется с тем, что Тесей похитил или отдал Ипполиту Гераклу в качестве военной добычи против амазонок. Другая версия говорит о том, что она добровольно оставила своих женщин-воительниц-амазонок, чтобы быть с Тесеем в качестве его жены.

Федра и Ипполит, Барон Пьер Нарсис Герен, 1802 год.

Также существует несколько версий насчёт смерти Ипполиты, вызывающие много споров и разногласий по этому поводу. Пока одни историки и учёные утверждают, что Ипполита была убита собственным мужем далеко неслучайно, другие склоняются к мнению о том, что Тесей не имеет никакого отношения к смерти и убийству собственной жены. После смерти Ипполиты Тесей женился на Федре, ключевой фигуре в пьесе Еврипида «Ипполит», в которой рассказывается история сына Ипполиты. Собственно говоря, сложно сказать, как всё было на самом деле, и кто оказался причастным к смерти великой воительницы.

4. Легенда об Ахилле и Пентесилее

4. Легенда об Ахилле и Пентесилее Ахилл и Пентесилея, Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн.

Помимо легенд об Ипполите, существует ещё одна об Ахилле и Пентесилее. Фрагментарная эпическая поэма «Эфиопида», приписываемая Арктину Милетскому, впервые записывает повествование, которое позже подхватил Квинт Смирней. Согласно этим рассказам, Пентесилея была амазонкой из Фракии. Она и двенадцать других амазонок пришли на помощь троянцам во время Троянской войны. На поле боя женщины отличились как свирепые воины.

По одной из версий, бесстрашная и самоуверенная Пентесилея, бросив вызов Ахиллесу, была убита им и за миг до смерти великой воительницы, он влюбился в неё. В итоге, эта легенда стала популярным сюжетом для гончаров и вазописцев, и её история пересказывалась бесчисленное количество раз на протяжении всей античности.

5. Амазонки Геродота

5. Амазонки Геродота Битва греков с амазонками, Питер Пауль Рубенс, 1615 год.

Легенды об этих женщинах-воительницах изображают страшную расу, убивающую мужчин, но основаны ли эти описания на каких-либо исторических доказательствах? У Геродота учёные-историки отыскали самые убедительные древние литературные свидетельства существования племени женщин-воительниц. По словам одного из историков, после того, как греки успешно победили амазонок в битве, женщины были взяты в плен и помещены на три корабля. Пленённые амазонки смогли одолеть экипажи этих кораблей и успешно взять под контроль суда. Но поскольку женщины, живущие на суше, ничего не знали о кораблях, суда вскоре сели на мель на берегу озера Майотиан. Оттуда женщины отправились в глубь страны и наткнулись на табун лошадей, которых быстро приручили. Верхом на лошадях женщины-воительницы грабили и воровали у жителей Скифии.

6. Скифские женщины-воительницы

6. Скифские женщины-воительницы Пластина, изображающая скифскую женщину-лучницу, приписываемую Эпиктету, ок. 520-500 до н. э.

Сами скифы были кочевым племенем, которое практиковало конную войну. Сначала скифы не могли понять языка налётчиков и приняли их за мужчин. Только после битвы они обнаружили, что налётчики на самом деле были женщинами. Решив прекратить кровопролитие между двумя племенами, скифы решили интегрировать женщин в своё племя. Они послали отряд молодых людей разбить лагерь рядом с амазонками. Когда амазонки поняли, что лагерь молодых людей не причинит им вреда, они оставили их в покое.

Каждый день лагеря приближались друг к другу, пока однажды скифский мужчина не наткнулся на одинокую амазонку. В итоге, они провели вместе ночь, после чего, она жестами показала, что он должен вернуться на следующий день с другим молодым человеком. Он так и сделал и обнаружил, что амазонка привела с собой ещё одну женщину. Вскоре все скифы смогли взять в жёны амазонку, и два племени жили как одно целое. Поскольку мужчины не понимали языка амазонок, женщины-воительницы вскоре выучили скифский язык.

Скифские воины в степях Придонья, IV век до нашей эры, Олег Федоров.

Мужчины уговаривали амазонок присоединиться к ним вместе с другими скифами, но женщины отказались. Женщины-воительницы амазонки заявили, что они не учились женской работе, а вместо этого ездили на лошадях и стреляли из луков. Это, по их словам, не могло позволить им жить в гармонии с другими женщинами племени. Поэтому амазонки попросили своих новых мужей вернуться домой, чтобы забрать свои вещи. Вместе амазонки и молодые скифы отправились в путь, чтобы сформировать новое кочевое племя, отдельное от скифов. Согласно Геродоту, савроматы были потомками скифов и амазонок.

7. Археологические свидетельства о женщинах-воинах

7. Археологические свидетельства о женщинах-воинах Слева направо: Скифская воительница в матерчатом головном уборе. \ Останки скифской женщины-воительницы, обнаруженные в 2019 году.

Несмотря на историю Геродота, многие учёные сходятся во мнении, что большая часть его рассказов граничат с вымышленными, поскольку он часто упоминал сомнительные истории, услышанные во время путешествий. В 1940-х годах при раскопках скифских курганов в Кавказском регионе были обнаружены древние человеческие останки. Археологи сначала полагали, что эти останки принадлежали мужчинам, но ДНК доказала, что останки трёхсот скелетов на самом деле были женщинами. Эти скифские воительницы были похоронены вместе со своими лошадьми, колчанами, луками, топорами и копьями. Кроме того, треть скифских женщин, найденных в захоронениях на сегодняшний день, были похоронены вместе со своим оружием.

Амазонка, вооруженная лабрисом, мозаикой IV век нашей эры.

С момента обнаружения свидетельств о скифских женщинах-воинах в 1940-х годах археологи успешно обнаружили захоронения по всему Кавказскому региону. В 2019 году на западе России был обнаружен курган с останками четырёх скифских женщин. Возраст женщин колебался от тринадцати до сорока лет. Сами останки были датированы примерно 2300 годами до нашей эры. Каждая из этих женщин была похоронена вместе со своим оружием, и свидетельства указывают на то, что они были похоронены так же, как и мужчины. Скелет самой старой скифской женщины был полностью цел, а её голова всё ещё была украшена церемониальным головным убором или калатосом.

8. Заблуждения об амазонках

8. Заблуждения об амазонках Битва между амазонками и греками, фрагмент из храма Аполлона в Бассах, около 400 года до н. э.

Археология успешно доказала, что скифские женщины-воительницы действительно существовали в районе, описанном Геродотом. Археология также предоставила доказательства, опровергающие многие неверные представления об амазонках. Преобладающий миф об амазонках состоит в том, что они были убийцами людей. Эта вера проистекала из ядра древнегреческого общества. Для греков эти женщины были дикими и необузданными. Страх перед неизвестным и женщиной, которую невозможно было контролировать, привёл к тому, что амазонки стали объектами фантазии для греческого ума. Чтобы исправить это, греческая мифология поместила женщин-воительниц в повествования, в которых они будут побеждены и приручены греческим героем.

Представление о том, что амазонки отрезали одну из своих грудей, чтобы лучше использовать свои луки, также было опровергнуто. Археология указывает, что такого уродства не было, но миф снова можно отнести к греческому изобретению. Отрезав одну из своих грудей, амазонки физически устранят свою связь с материнством. Представление о том, что женщины-воительницы амазонки отказались от материнства в пользу того, чтобы быть воинами, является ещё одним заблуждением. Археология представила доказательства того, что многие скифские женщины-воины были похоронены вместе со своими младенцами или детьми и их оружием.

9. Заключение

9. Заключение Отъезд амазонок, Клод Дерюэ, около 1620-х годов.

Женщины-воительницы амазонки пленяли воображение людей на протяжении тысячелетий. Даже сегодня они привлекают интерес аудитории такими фильмами, как «Чудо-женщина» от Marvel. В мифах они символизировали женщин, которые были равны, если не превосходили, мужчин-воинов, представляющих образ жизни, выходящий за рамки ожиданий общества. Археологические свидетельства, подтверждающие существование скифских женщин-воинов, показали, что значительная часть того, что мы когда-то считали мифом, может быть реальностью…

Читайте также о том, откуда на самом деле взялись кентавры и почему вокруг столь загадочных существ до сих пор витает множество мифов и легенд.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится