Купец, меценат и любитель искусства: кем был Павел Третьяков, основатель знаменитой галереи
599
просмотров
Успешный купец, коллекционер, любитель искусства и почетный гражданин города. Как частное лицо на собственные деньги открыло картинную галерею, ставшую главной в Москве.

Наследник большого бизнеса

Павел Третьяков происходил из старого купеческого рода. Его прадед во второй половине XVIII века переехал в Москву из города Малоярославец Калужской губернии. Родился будущий основатель Третьяковки в 1832 году. Его отец Михаил Захарович был успешным купцом, торговал полотняными изделиями и к тому же удачно женился на наследнице коммерсанта, экспортировавшего сало в Англию.

Павел Третьяков в 1892

Отец приобщал детей к семейному делу, и Павел уже в 15 лет служил у него бухгалтером. Когда Третьякову было всего 18 лет, отец скончался, и они с младшим братом Сергеем унаследовали дело и капиталы. 

Братья развили бизнеса отца и превратились из торговцев средней руки в промышленников - построили бумагопрядильные фабрики. Третьяковы купили дом в Замоскворечье. Скоро в нем появились первые картины, собирательством которых увлекся Павел.

Любитель искусств

Богатые и образованные купцы в середине XIX века были людьми новой формации. Они активно сближались со светским обществом, спонсировали искусство и отдавали деньги на благотворительность. 

Так у купца Саввы Мамонтова в усадьбе была целая творческая резиденция, где оттачивали мастерство многие великие художники. На двоюродной сестре Мамонтова, Вере, кстати, женился Павел.

Павел Третьяков с женой Верой Мамонтовой

Третьяковы были людьми тонко чувствующими, они много путешествовали, любили искусство, посещали салоны и были вхожи в круг музыкантов, литераторов и художников. Дочери Третьякова вышли замуж не за коммерсантов, а за творческих людей: старшая за музыканта, а еще одна за известного художника Льва Бакста.

Коллекционировать искусство уже стало модным делом, и Павел купил несколько полотен голландских живописцев. Однако в противовес засилью западных художников, Третьяков решил обратиться к русскому искусству и поддержать своих художников.

Иван Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова

В отличие от других купцов, которые собирали произведения для личной коллекции и вешали шедевры на стенах своих особняков, Третьяков сразу планировал сделать коллекцию общедоступной. 

«Я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».

Страстный коллекционер

Страстный коллекционер Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами

Картины начали появляться в особняке Третьяковых в 1856 году - именно этот год считается датой основания галереи. Первыми картинами коллекции принято считать «Искушение» Николая Шильдера и «Стычку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова.

Третьяков начал скупать картины - многие работы Василия Перова, например шедевр «Тройку», «Княжну Тараканову» Константина Флавицкого. Русскую тематику пополнили и многие картины художников-передвижников: Ивана Шишкина, Николая Ге, Архипа Куинджи, Ильи Репина и множество других.

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова

Для отдельно взятых полотен Третьяков освобождал целые залы - как например, для работы Репина «Крестный ход в Курской губернии».

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии

За огромные деньги Третьяков купил у Василия Верещагина 13 картин и множество этюдов и рисунков «Туркестанской серии», которую художник написал после путешествия по Средней Азии. Эту серию отказался покупать император Александр III из-за слишком высокой цены.

Василий Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). Из Туркестанской серии

Легенды ходили о том, как Третьяков «соревновался» за картины с самим императором. Так Александр III, приходя на выставку, высказывал желание купить ту или иную картину, а оказывалось, что она уже была приобретена Третьяковым. Поначалу было решено показывать картины императору до начала продаж, но Третьяков и тут опередил царя - и стал скупать картины еще до выставок.

Карл Брюллов. Всадница

Галерист

Первых посетителей в дом Третьяковых стали пускать в 1867 году, картины висели в нескольких залах, специально для них отданных. Тогда коллекция насчитывала уже более тысячи картин, но вскоре их стало настолько много, что Павел решил построить отдельное здание для галереи. Одна за другой в течение 20 лет появились целых четыре пристройки в несколько этажей.

Дом Третьяковых в Лаврушинском переулке

Особняк Третьяковых и до сих пор является основным зданием Третьяковской галереи. Уже после смерти коллекционера, художник Виктор Васнецов создал эскиз для оформления фасада в едином «русском стиле», сделав его похожим на сказочный терем.

Проект фасада Третьяковской галереи

В 1892 Павел Третьяков совершил невероятную щедрость - он пожертвовал галерею и все ее несметное собрание картин городу Москве. За такой жест он получил звание почетного гражданина города и пожизненное право быть попечителем галереи.

Благотворитель

Павел не считал себя меценатом, он просто всячески стремился быть полезным обществу. Помимо коллекционирования искусства и поддержки русских художников, он работал на благо общественности.

Здание Третьяковской галереи в 1913 году

«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях», - писал Третьяков. Он помогал ученым и учебным заведениям, а также давал деньги на экспедиции (например, выложил большую сумму на экспедицию Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею).

Памятник Павлу Третьякову на фоне Третьяковской галереи

Настоящим горем в семье Третьякова было рождение больного сына, поэтому он всячески помогал медицине - стал попечителем общества глухонемых детей, открыл клинику для тяжелобольных с психиатрическим отделением.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится