Лена
Он сидел в гостях у своей невесты и хвастался тем, что может предсказывать будущее по руке. Возлюбленная, которую звали Лена, попросила погадать и ей. Жених долго отказывался. Взяв ее руку, он вдруг побледнел и сказал, что умрет она через 6 месяцев.
Кузьма Сергеевич произнес это настолько серьезно, что родители девушки испугались и выгнали жениха из дома. Когда все позабылось, молодой художник вновь стал вхож в дом Лены.
В то время Кузьма Петров-Водкин получил заказ от травматологической клиники Санкт-Петербурга. Они попросили создать майоликовое панно с изображением Богоматери с ребенком. Образу Девы Марии он придал черты своей возлюбленной, которая вдохновляла его и помогала советом. За работой пара мечтала о семейном счастье и будущих детях.
Через полгода Лена заболела скарлатиной и вскоре скончалась. Незадолго до смерти она спросила жениха: "Ты не забудешь меня никогда?". Кузьма Сергеевич ответил утвердительно. Он всю свою жизнь помнил о ней, считая себя виновником в случившемся.
Вожделенная Франция
Художник страдал от одиночества. Скоро ему исполнится уже тридцать, годы бегут, а любви все нет. Зато у Кузьмы Сергеевича часто случались предчувствия и озарения. Повинуясь им, он уехал заграницу. Эта поездка в корне изменила его жизнь. Он писал:
Уже полтора месяца я здесь работаю по живописи и пером. У меня вообще живопись спорит с литературой, хотя я стараюсь работать и в том, и в другом. Если хватит сил в отшельничестве моем не надорваться, что-нибудь дать земле, тогда недаром зачалась и жизнь моя. Друзья ждут и надеются, что найду я красоту в жизни, раскрою какую-то тайну и дам ее людям. В бодрые минуты я и сам верю в это. Только эта вера помогает мне выносить мое всегдашнее одиночество.
В Париж Петров-Водкин прибыл после окончания художественного училища. Весной 1906 года сбылась его мечта! Начинающий живописец всегда стремился к истокам, чтобы найти собственный стиль через познание многовекового опыта западной живописи. Однако жизнь в Париже быстро наскучила простому русскому парню. Он писал:
Неизвестно почему, но настроение в большинстве случаев неважное. Париж совершенно не забавляет ни своей огромностью, ни движением.
Такой настрой стал подталкивать Кузьму к досрочному возвращению на родину. Так и случилось бы, если бы он не решил сменить шумную столицу и поселиться под Парижем в пансионе Фонтоне-о-Роз. Местность была изумительно красивой. Особенно прекрасен был дом, увитый розами. Они росли в этой местности повсюду.
Счастливая перемена в жизни
Хозяйкой пансиона была Жозефина Йованович. Молодого человека из России она поселила в уютной светлой комнате с видом на чудесный сад. Художник буквально оттаял от такой заботы, получая необыкновенное удовольствие от доброжелательного отношения и теплой домашней обстановки.
Но особо сердце Петрова-Водкина грело знакомство с одной из дочерей хозяйки пансиона. Вот так Мария-Маргарита вспоминала первую встречу с Кузьмой:
В начале 1906 года нас посетили двое туристов, которые искали недорогое жилье в пригороде Парижа. Серьезное выражение их лиц понравилось моей матери. Она показала им комнату, которая в то время была свободна. Более молодой шатен с серыми глазами носил бородку и усы. На нем была бархатная курточка и фетровая шляпа. Это был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, который должен был провести у нас 3 месяца.
Вскоре художник предложил девушке написать ее портрет. Она согласилась позировать. Во время перерыва на третьем сеансе Кузьма подошел к ней и спросил:
Мадемуазель Мари, мне видится, Вы станете моей женой.
Мари покраснела и убежала в сад. Позже художник подошел к Жозефине и попросил руки ее дочери. Корректность и простота его обращения понравились женщине, поэтому она дала согласие.
В ноябре 1906 года состоялась гражданская свадьба пары. Молодожены переехали в Париж.
Медовый месяц
Вот фрагмент письма Петрова-Водкина:
Дорогая моя мамочка, давно не писал тебе, хотя теперь, с некоторой переменой в моей жизни, я как-то не могу выбрать свободного времени. Судьба столкнула меня с Марой. Все пошло вверх ногами. Она очень хороший человек. Мне дороги в ней первая в моей жизни нежность женщины ко мне и ее стремление понять мои загадки. Не могу сказать, счастлив я или наоборот. Долго ли это продолжится? Не знаю. Только я не ожидал такой привязанности ко мне. Если в нынешнюю зиму выполню задуманные картины, будет из чего устроить в России выставку, которая должна меня сделать самостоятельным.
Отметим, что дома Мари называли Марой. Кузьма Сергеевич с увлечением занимался живописью, а вот литературой меньше, так как супруга совершенно не знала русского языка.
Связующим звеном между супругами стала живопись. На картине "Элегия" изображены две женщины на скале. Это позировала Мари. Во время медового месяца Петровы-Водкины изучали Париж. Вечерами они гуляли по городу. Через 6 месяцев художник уехал в Африку. Оттуда он ей написал:
У Петрова-Водкина в мозгу засела женщина. И эта женщина - ты! Скоро мы поедем в Петербург вместе и навсегда!
Венчание и долгожданный ребенок
Фраза из письма оказалась очередным пророчеством. В 1910 году семья переехала в Хвалынск. Там, согласно православным законам, пара обвенчалась. Мари приняла православие и стала Марией Федоровной.
Жизнь в Петербурге их не баловала. Работы Кузьмы Сергеевича не пользовались высоким спросом. Мари поддерживала супруга и вселяла надежду на лучшее. Они оправдались после создания картины "Купание красного коня". Полотно было отправлено на выставку в Швецию. Началась Первая мировая война. В суматохе тех дней картина пропала. Петров-Водкин написал множество других картин, включая и портреты супруги.
Известность Кузьмы Петрова-Водкина росла из года в год. Талант художника расцветал, а Мари оставалась в тени его славы. В одном из писем Кузьма писал:
Я рад, что у меня есть моя Мара, которая с полной доверчивостью входит в мою тяжелую жизнь. Ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях.
Единственно, что омрачало семейное счастье, это отсутствие детей. Художник мечтал о ребенке, но за 16 лет совместной жизни Мария Федоровна так и не познала счастье материнства. Кузьма Сергеевич неустанно рисовал мадонн с младенцами, словно просил Небеса послать ему наследника.
Молитвы были услышаны, но беременность у 37-летней Мари была сложной. К счастью, все обошлось. На свет родилась дочь Елена.
Измена и прощение
Все хлопоты о младенце легли на плечи новоиспеченного отца. После родов Мари некоторое время не вставала с постели, поэтому Кузьма Сергеевич самостоятельно нянчил девочку и гулял с ней. Жизнь для него обрела новый смысл.
Как оказалось, в счастливом семействе не все было безоблачно. Когда Мария Федоровна была в положении, в доме Петровых-Водкиных поселилась близкая подруга - пианистка Наталья Кальвайц. Она привнесла в семейную жизнь пары беззаботную и полную романтизма атмосферу.
Все было хорошо, пока "подруга" через 5 месяцев после появления Лены не родила художнику дочь Марию. Мари очень переживала по этому поводу. Такой неожиданный поворот событий потряс ее. К счастью, Кальвайц с девочкой уехала к родителям в Польшу. Больше о ней не слышали.
Несмотря на измену и житейские тяготы, Петровы-Водкины сумели сохранить друг к другу теплые чувства и прожили в браке 32 года. Но в 1928 году случилось то, о чем молчали предчувствия художника. У Кузьмы Сергеевича диагностировали туберкулез. Врачи строго-настрого запретили ему приближаться к масляным краскам, но пациент не слушался. В 1939 году известного художника не стало.
Перед смертью он попросил супругу не оставлять на произвол судьбы его работы. Мари сдержала данное мужу слово. В родном городе Кузьмы Сергеевича открылся музей, в дар которому она передала личные вещи, фотографии и работы супруга. Кроме того, ей удалось найти в Швеции пропавшие картины. Все они были возвращены на родину и сегодня хранятся в Третьяковской галерее.
За 32 года семейной жизни Мари не растеряла желания понимать загадки своего супруга. Это было главное. Именно эту особенность ее характера в 1906 году разглядел в ней Петров-Водкин, когда с первого взгляда влюбился в свою Марию Йованович.