Их картины представлены в коллекциях крупнейших музеев современного искусства и особо любимы коллекционерами. Сюрреализм и магия, острый драматизм и телесная дисфория, внутренние переживания и социальные проблемы – все это находят зрители в работах наших героинь.
Знаменитости от Элизабет Пейтон
Элизабет Пейтон родилась в 1965 году в Коннектикуте, однако самые свои плодотворные годы провела в Нью-Йорке. Именно с ее именем связывают возрождение портретного жанра в живописи – после долгих лет доминирования абстракционизма, экспрессионистских деформаций в духе Бэкона и иронического коллажа. Впрочем, и работы Пейтон невозможно отнести к однозначному реализму. Создавая портреты знаменитостей восьмидесятых и девяностых годов, она быстро приобрела известность и «продаваемость». Например, портрет Джона Леннона был продан за восемьсот тысяч долларов.
Творческий стиль Пейтон – это контрастные пятна акварели, бледные лица с драматичными тенями и подчеркнутыми алыми губами, андрогинность персонажей (именно поэтому еб так любим Дэвид Боуи). Художница создавала и свои интерпретации картин великих художников прошлого, например, Берн-Джонса или Курбе, а саму ее сравнивают с Шиле и другими экспрессионистами. Нередко она писала и членов королевской семьи Великобритании.
Мириам Эскофет: сюрреализм и королева Великобритании
В творческой копилке Мириам Эскофет тоже есть портрет монаршей особы – Елизаветы II, написанный в период одного из локдаунов. Уроженка солнечной Испании, она работает в Англии, однако в ее полотнах, сложных мистических натюрмортах и проникнутых высокой духовностью портретах, остается ощутимый след каталонского сюрреализма.
Критики определяют ее жанр как магический реализм. Ее мастерское владение техникой масляной лессировки позволяет создавать убедительные и точные изображения. В творчестве Эскофет переплетаются реалистические образы, средневековые аллегории, орнаментика былых времен. Художница изучала трехмерное проектирование, чтобы добиться более детализированного и глубокого отображения реальности, создаваемой ее воображением. Ее мастерская полна макетов и муляжей, антикварных предметов и просто странных вещиц, которые присутствуют в ее постановках.
Андреа Ковч: американские ведьмы
Андреа Ковч, без сомнения, одна из самых известных американских художниц наших дней. Она родилась в Мичигане, поэтому ее работы – волшебное отражение местной природы, сельского быта, суеверий и легенд. Героини Ковч – обычные обитательницы ферм, занятые привычными делами в окружении домашних животных и диких лесных тварей. Однако… заваривают они чай или колдовское зелье? Месят тесто или проводят древний ритуал? Отчего их волосы не знакомы с гравитацией, лица так печальны, а в гости отведать пирога пришли не подруги, а стая ворон?
Живопись Андреа во многом интуитивна. Замысел картины рождается в процессе работы и никогда не известен художнице до конца, пока в сторону не отложены кисти. Символы и образы появляются на полотне спонтанно, а найти между ними связь и сложить историю предстоит самому зрителю. В ее творчестве видны отсылки к работам Эндрю Уайета – в холодном, тревожном колорите, бледности героинь, скрытом магическом символизме, зеленых далях и тонких занавесках, дрожащих на ветру.
Водные портреты Алиссы Монкс
Работы Алиссы Монкс по праву относят к гиперреализму – они действительно выглядят как фотографии. Женщины и вода – и больше ничего. Героини работ Монкс опускаются в ванну или подставляют голову под струи душа, зритель смотрит на них сквозь запотевшее стекло душевой кабинки… И потому картины Монкс вызывают одновременно завораживающее и дискомфортное чувство, заставляя вглядываться в них и в то же время стыдиться своего интереса – крайняя реалистичность напоминает о недозволенном подглядывании.
Дженни Савилль – самая прославленная художница современности
Дженни Савилль входит в число «Молодых британских художников» и хорошо известна коллекционерам и искусствоведам своими титаническими полотнами с обнаженной натурой. Крупные женщины, написанные в ракурсе снизу вверх, еще драматичнее увеличивающем их роскошные бедра, смотрят на зрителя сверху вниз – то величественно, то презрительно, то с теплотой. Сила этих образов потрясает. Ее сравнивают то с Люсьеном Фрейдом, то с Питером Паулем Рубенсом – оба они точно так же пели оду мощным телам.
Кроме того, на крупнейших выставках современного искусства публика может ознакомиться и с другими ее работами – масштабными портретами, где лица заляпаны краской, искажены, как будто при столкновении с невидимой преградой… В этих деформациях – предельная жестокость человеческой телесности, размышления об искаженном чувстве тела, о диктате «мифа о красоте» и гендерных стереотипах. Часть работ Савилль посвящены гендерной дисфории и сложностям трансгендерного перехода, операциям по коррекции признаков пола, неопределенности, поискам своего истинного «я», травмам и ранам.
Тревожные образы Марлен Дюма
Марлен Дюма – голландская художница южноафриканского происхождения. Пожалуй, самая скандальная фигура в этом списке. Она пишет акварелью по сырому – однако, используя такую быструю технику, почти никогда не работает с натуры. Дюма предпочитает писать на основе фотографий, вырезок из газет и собственных полароидных снимков, выцветших или смазанных.
Нередко она вдохновляется обликом знаменитостей или героинь полотен художников прошлого, однако предлагает новую трактовку, включает их в иной контекст. Созданные ею портреты проникнуты чувством сильной тревоги, почти трагизмом. Запавшие глаза, распухшие губы, деформированные тела, перекошенные лица, синюшные оттенки кожи… Люди (и даже маленькие дети) в работах Дюма выглядят жертвами какой-то необратимой катастрофы – и вызывают множество мыслей о социальной несправедливости, жестокости и угнетении.