Людвиг еще в детстве зарисовывал фантастические замки и дворцы, в одиннадцать лет пытался создавать чертежи грядущих построек. Из него вышел не лучший король – но, вероятно, получился бы неплохой архитектор. Линдерхоф – один из двух «баварских Версалей» (второй – более поздний Херренкимзее).
Людвиг любил уединение, ценил красоту природы, поэтому его замки располагаются в самых тихих и живописных уголках. Линдерхоф построен на месте охотничьего домика, где любил проводить время отец Людвига, Максимилиан II, в восьмидесяти семи километрах к югу от Мюнхена. Проект многократно пересматривался, но в 1873 году придирчивый король все же одобрил очередную версию.
Строительство длилось десять лет. В отличие от других своих замков, в большей степени фантастических, сказочных, здесь Людвиг требовал исторической точности: все должно было напоминать о Версале и Трианоне. Людвиг детально изучал их убранство, не давал покоя художникам и строителям, заставляя их штудировать книги о французской архитектуре… Потому-то в убранстве Линдерхофа всюду – портреты Людовика XIV и символы французской монархии, например, фарфоровый павлин в Гобеленовом зале.
Там же – картины в духе французского рококо с изображением забавляющихся пастухов и пастушек. Образы очаровательных пейзан особенно любила франузская королева Мария-Антуанетта, мечтавшая иной раз о простой сельской жизни.
Людвиг Баварский возводил замки для себя, а не для пышных торжеств и приемов. Главная комната в Линдерхофе – это… спальня. Ее интерьером занимался театральный художник Ангело Квадлио. В замке есть огромный и роскошно отделанный Зеркальный зал, но, как правило, Людвиг проводил там время в одиночестве – читал по ночам, забравшись в нишу и любуясь время от времени отблеском света люстр (богемское стекло и слоновая кость!) в зеркалах. Людвиг писал об этих мистических ночах в замке Линдерхоф: «Возможность углубиться в чтение интересных книг дает мне уединение от всего того жестокого и болезненного, что приносит с собой грустная действительность XIX века, который мне так противен».
Зеркальный зал был спроектирован Жаном де ла Пайксом, который придумал необычный прием – эффект «зеркального коридора», превращающего помещение в бесконечный лабиринт отражений. В приемном зале Людвиг никого не принимал: он работал там над своими очередными грандиозными проектами. Там среди золоченой лепнины и драгоценной мебели особенно выделяются два малахитовых стола – это подарок супруги российского императора Александра II.
Людвиг обедал в одиночестве, и в его замках используется особая система подачи блюд – стол поднимался к королю через люк в полу. Стол, сервированный… на четыре персоны. Мечтательный король любил представлять, как делит трапезу со своим кумиром Людовиком, а компанию им составляют прекрасные дамы - мадам Помпадур и Мария-Антуанетта.
Но Линдерхоф – это целый архитектурно-ландшафтный комплекс, вычурный и романтичный. Сады, окружающие замок – настоящий шедевр паркового искусства. Они вовсе не копируют версальские, лишены их уравновешенной геометрии и скорее напоминают обитель фей. Фонтаны, бассейны, аллегорические скульптуры скрываются среди буйной зелени и роскошных клумб… Людвиг хотел, чтобы и Линдерхоф, и парк вокруг него, были завершены одновременно. Никакого «невозожно» и «нельзя спорить с природой» для короля не существовало – разве не монархи повелевают движением светил и сменой времен года? Двести человек трудились не покладая рук над созданием сказочного парка, сотни телег удобрений ехали из баварских деревень… В 1880 году проект был завершен, только оставалось одно «но» - в общий вид никак не вписывалась огромная трехсотлетняя липа. Но король повелел оставить ее как символ места – ведь Линдерхоф означает буквально «Липовый двор».
В парке расположен храм со статуей богини любви Венеры и Мавританский павильон, купленный Людвигом во время посещении Всемирной выставки 1876 года в Париже. Король был человеком с размахом – восхищаясь призраками прошлого, он обожал технические новинки и экзотические мотивы. В Мавританском павильоне стоял роскошный павлиний трон, мерцали цветные светильники, а король, одетый в пестрые восточные одежды, наблюдал за театральными представлениями… В те годы Людвиг еще не столь избегал общества, и в Охотничьем домике иной раз веселился со своими фаворитами, одевшись в медвежьи шкуры и изображая викингов…
Не обошлось и без любимого Людвигом композитора Вагнера. Здесь же, в парке, ландашфтный дизайнер Август Диригль выстроил искусственную пещеру со сталактитами, подогреваемым бассейном и лодкой в виде раковины, где восседали певцы, исполнявшие арии из оперы «Тангейзер». Пещера призвана была служить реальным воплощением Грота Венеры, где менестрель Тангейзер провел много бурных лет.
Особняком в этом барочном ансамбле стоит Хижина отшельника Хундинга – суровое бревенчатое здание, выстроенное вокруг старинного раскидистого бука. Впрочем, и здесь Людвиг остался верен своим увлечениям: Хижина служила декорацией для постановок опер Вагнера.
Король Людвиг Баварский не был успешен как правитель. Озабоченные растратой казны и любовью короля к уединению, министры-заговорщики поспешили отстранить его от управления государством, король был объявлен сумасшедшим и вскоре после этого погиб. Но три его замка – Херренкимзее, Нойшванштайн и Линдерхоф – сделали Баварию невероятно популярной у туристов, вдохновляли поэтов, композиторов и художников и сохранили в веках имя «сказочного короля».