Осень 1880 года. Санкт-Петербург говорит о беспрецедентном событии - выставке всего одной картины. Такое в России впервые, и очередь в здание Императорского Общества поощрения художеств растянулась на несколько соседних улиц.
Все хотят посмотреть на новую живописную марину «Лунная ночь на Днепре» - за нее Великий князь Константин Романов выложил баснословную сумму, когда та еще не была даже дописана. Но ее автор Архип Куинджи идет дальше в «маркетинговых ухищрениях»: он плотно занавешивает все окна в зале и показывает картину в темноте, направив на нее единственный луч электрического света. Эффект был ошеломительный. Зрители не верили, что подобного «фосфорического» свечения лунного света на водной глади можно добиться обычными красками.
Куинджи называли мистификатором и обвиняли в использовании скрытой подсветки для своих картин. Но никакой подсветки, конечно, не было. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», - сказал про него другой великий русский художник Илья Репин. Это особое цветовое чутье вписало Куинджи в историю искусства как одного из главных экспериментаторов ХIХ века.
1. «Лунная ночь на Днепре», 1880
Самую прославленную из своих работ Куинджи написал вскоре после того, как расстался с передвижниками (группой художников-реалистов, выступивших против академизма в искусстве). А успел продать ее великому князю еще до окончания работы над полотном: писатель Иван Тургенев был в таком восторге от произведения, что вдохновил князя на покупку. Последний даже возил ее с собой в путешествия - «Ночь» несколько дней выставлялась в парижской галерее Карла Зедельмейера. У этой картины есть несколько вариаций - их художник сделал, когда понял масштабы собственной популярности.
2. «Березовая роща», 1879
«Роща» была написана за год до «Лунной ночи на Днепре», но уже в полной мере демонстрировала основной стилистический принцип Куинджи - «сильное эффектное освещение». Уже тогда его начали публично подозревать в каких-то хитроумных оптических трюках, что сделало рощу его самой скандальной картиной.
3. «На острове Валааме», 1873
В Карелии, на острове Валаам, Куинджи бывал регулярно - это популярное место среди петербургских пейзажистов. С этой картины началась его известность как серьезного художника - ее купил коллекционер и основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков. В ней еще отчетливо чувствуется стилистика передвижников - нарочитый реализм тогда очень нравился современникам.
4. «Вечер на Украине», 1878 (доработан в 1901)
Над этой картиной художник трудился 23 года. Причем, 20 из них он провел в добровольном затворничестве - в этот период Куинджи не показывал своих работ даже близким. Что заставило его «замолчать» на пике славы достоверно не известно, но многие полагали тогда, что это усталость от шумихи и постоянной критики. Выставкой «Вечера на Украине» и еще трех картин был ознаменован конец этого «молчания».
5. «Море. Крым», 1898 - 1908
Куинджи тесно связан с Крымом, на эту тему у него есть десятки работ. Именно сюда будущий художник приехал еще юношей, когда решил развить свою страсть к рисованию в нечто большее: его рекомендовали в качестве ученика знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому, проживавшего в приморской Феодосии. Правда, у мастера времени тогда не нашлось, но он дал Куинджи рекомендательное письмо. Будучи уже художником с большим именем, Куинджи написал «картину-погружение, картину-медитацию» «Море. Крым» - пестрящий сочными оттенками крымский берег.
6. «Ай-Петри. Крым», 1890-е
Еще один крымский пейзаж посвящен Ай-Петри - горному массиву вблизи Ялты и одному из символов полуострова. В 2019 году эту картину украли из Третьяковской галереи прямо посреди дня, когда вокруг были десятки посетителей. Мужчина в рабочей одежде подошел к полотну, снял его со стены, вынул из рамы и ушел. Именно эта невозмутимость похитителя смутила окружающих: какое-то время они считали, что мужчина действует как сотрудник музея. Его задержали на следующий день, а картину вернули в музей.
7. «Христос в Гефсиманском саду», 1901
Она была в числе тех четырех картин, которые Куинджи решился показать после долгого перерыва. Пожалуй, это самая философская и загадочная работа мастера - и единственная картина на евангельский сюжет. Но, как и во всем его творчестве, не сюжет, а цвет играет тут главную роль. Только за счет него, не вдаваясь в сюжетные подробности, художник раскрывает весь драматизм ситуации. Он выхватывает фигуру Христа из ночного мрака лунным светом, очень похожим на тот, что играет главную роль в «Лунной ночи на Днепре».
8. «После дождя», 1879
Этот яркий темпераментный контраст тяжелых дождевых туч с тишиной и покоем луга с точностью передает легкую атмосферу после дождя.
9. «Пейзаж. Степь», 1890-1895
Искусствоведы отмечают, что его пейзажи вызывают чуть ли не звуковые и чувственные ассоциации у смотрящего: будь то легкий утренний ветер, мокрая трава или разряженный воздух после грозы.
10. «Красный закат», 1898 - 1908
Одна из последних больших работ Куинджи. По отзывам критиков, художник продемонстрировал себя в этой картине как настоящий солнцепоклонник. У полотна была сложная судьба: оно неоднократно перепродавалась, пока не оказалось в США, в Музее Метрополитен.