Метафизическая живопись: течение в искусстве, которое вызывает чувства одиночества и тревоги
441
просмотров
Метафизическая живопись — новаторское художественное направление начала ХХ века и уютная колыбель для зарождения идей сюрреализма. Кто считается ее основоположником и чем она отличается от других направлений авангардизма.

Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) — направление в изобразительном искусстве начала ХХ века, для которого характерно особое сочетание элементов реальности и фантастики, намеренное искажение автором пространства в картинах и отсутствие в них живых человеческих персонажей. Метафизическая живопись вызывает у зрителя чувство одиночества и тревоги, она насыщена символами, аллюзиями и плодами авторской фантазии. Этому авангардистскому течению присущи легкая ирония и призрачность художественных образов.

Метафизическая живопись. Джорджо де Кирико. Картина «Загадка часа», 1911

Метафизическая живопись оказала мощное воздействие на европейское искусство. Хотя большинство сторонников этого течения со временем вновь вернулись к академизму в своем творчестве, его идеи впоследствии были подхвачены и развиты сторонниками сюрреализма.

Метафизическая живопись. Джорджо де Кирико. Картина «Красная башня», 1913

История развития метафизической живописи

Метафизическая живопись как полноценное художественное течение возникла в середине 1910-х годов, когда в Европе вовсю бушевала Первая мировая война. Основателем и главным идеологом этого направления стал итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), который вскоре после начала масштабных боевых действий вернулся на родину из Парижа вместе с родным братом Альберто Савинио (Alberto Savinio).

Метафизическая живопись. Джорджо де Кирико. Картина «Пьяцца де Италия», 1913

Незадолго до этого, во время четырехлетнего пребывания в столице Франции, Кирико близко подружился с Гийомом Аполлинером (Guillaume Apollinaire) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Под влиянием друзей молодой итальянец увлекся идеями авангардного искусства и начал писать картины в новаторской манере. А в качестве главных героев своих произведений он избрал пустынные улицы и площади, залитые ярким светом и здания, отбрасывающие длинные узкие тени.

Метафизическая живопись. Джорджо де Кирико. Картина «Песнь любви», 1914

Парижские критики и публика восторженно восприняли работы де Кирико, а Гийом Аполлинер придумал удачное название для стиля творчества своего друга — «Метафизическая живопись». Впрочем, во Франции Джорджо так и не удалось найти единомышленников, разделяющих его взгляды на современное искусство. После возвращения в Италию де Кирико был призван в армию, но из-за серьезных проблем со здоровьем вскоре оказался в госпитале в Ферраре. Здесь он сблизился с художником по имени Карло Карра (Carlo Carrà), которому очень понравились идеи Джорджо и вместе они в течение нескольких месяцев увлеченно работали над созданием новаторских картин.

Метафизическая живопись. Джорджо де Кирико. Картина «Злой гений короля», 1915

В 1916 году в печатном издании Valori Plastici были опубликованы статьи де Кирико и Савинио, в которых авторы представили широкой публике основные идеи метафизического искусства. Эти публикации привлекли внимание нескольких молодых итальянских художников, которые объединились в творческий союз и начали проводить совместные выставки.

Метафизическая живопись. Джорджо де Кирико. Картина «Великий метафизик», 1917

Метафизическая живопись ярко вспыхнула на небосклоне итальянского искусства и очень быстро угасла. Де Кирико создал последнее произведение этого направления в 1918 году, после чего вернулся к реализму. Другие сторонники течения также быстро охладели к новаторскому проекту и уже в начале 1920-х годов каждый из них пошел своим путем к славе и признанию. И все же старания метафизиков не были напрасными, многие их идеи в дальнейшем использовали приверженцы сюрреализма, в том числе всемирно известные художники Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Рене Магритт (René Magritte).

Метафизическая живопись. Карло Карра. Картина «Западный всадник», 1917

Отличительные черты метафизической живописи

Хотя у многочисленных направлений авангардного искусства есть немало общего, у каждого из них есть свои особенности. Характерные черты метафизической живописи — это:

  • Насыщенность картин символами и аллюзиями.
  • Искаженность форм предметов и пространства.
  • Нелинейная перспектива.
  • Присутствие в картинах вместо живых людей манекенов и статуй.
  • Удлиненные тени.
  • Обилие классических архитектурных элементов.
Метафизическая живопись. Карло Карра. Картина «Метафизическая муза», 1917

В картинах метафизиков полностью отсутствует динамика образов. Они предстают перед зрителем застывшими во времени, тихими и загадочными, таинственными и слегка романтичными.

Метафизическая живопись. Джорджо Моранди. Картина «Натюрморт с треугольником», 1918

Самые известные представители метафизической живописи

Среди небольшого количества активных приверженцев этого направления в искусстве особо выделяются две центральные фигуры. Именно Джорджо де Кирико и Карло Карра по праву считаются самыми известными представителями метафизической живописи.

Метафизическая живопись. Карло Карра. Картина «Овал знамения», 1918

Джорджо де Кирико фактически создал это течение. Именно он вдохнул в традиционный городской пейзаж новую жизнь, благодаря чему стал всемирно знаменитым мастером. Источником вдохновения для де Кирико служили старинные улочки и площади итальянских городов, которые он в своих картинах изображал пустынными и загадочными.

Метафизическая живопись. Карло Карра. Картина «Любовник инженера», 1919

Карло Карра обратился к метафизической живописи после недолгого периода увлечения футуризмом. Он первым начал включать в свои произведения образы безликих манекенов и это стало отличительной чертой картин художника. А впоследствии Карра полностью переключился на традиционную пейзажную живопись и был активным сторонником Муссолини вплоть до падения фашистского режима.

Метафизическая живопись. Марио Сирони. Картина «Лампа», 1919

Метафизическая живопись — важная часть авангардного европейского искусства начала ХХ века, оказавшая заметное влияние на многие поколения художников. А уникальные шедевры мастеров этого новаторского течения до сих пор привлекают в музеи миллионы посетителей по всему миру.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится