Таинственность – пожалуй, ключевая особенность бренда J.A.R., и есть в этой закрытости немалая доля обаяния. Прикоснуться к творениям Розенталя практически невозможно – если вас не порекомендует ему кто-то из семейства Ротшильдов. И даже если вы мультимиллиардер, вы не можете рассчитывать на благосклонность мастера – он сам решает, с кем работать, и отличается редкой неподкупностью. Любое упоминание о Розентале, любое его заявление (о появлении на публике не стоит и мечтать!) – событие международного масштаба. Даже альбом с фотографиями украшений J.A.R. в считанные часы стал библиофильской редкостью.
Его украшения нельзя встретить на презентациях и выставках, и уж тем более – в рекламе, ювелир не беседует с журналистами, не анонсирует выпуски коллекций. Мало кто встречал его лично. Ходят слухи, что Розенталь – тот еще мизантроп и не встречается с клиентами потому, что его раздражает пошлость и безвкусица в их облике, поведении и речи. Говорят, со своими титулованными заказчицами он бывает груб и высказывает все, что думает, об их одежде и украшениях, нередко отказывается продавать украшения, если считает, что покупательнице они не к лицу. Однако, глядя на его утонченные, одухотворенные, пронизанные светом шедевры, сложно представить эдакого ворчуна-затворника…
Атмосфера строгой секретности окутывает и личность мастера, и сам бренд. Маленький магазинчик на рю де Кастильон, оформленный в элегантных лиловых тонах, предлагает посетителям… элитную парфюмерию. Впрочем, в конце 70-х там можно было увидеть первые творения J.A.R.- три роскошных кольца с бриллиантами. Правда, пролежали на прилавке они недолго.
Американец Жоэль Артур Розенталь, сын учительницы и почтальона, никогда не учился быть ювелиром – не считая шести месяцев на фирме «Булгари» в Нью-Йорке. Зато окончил Гарвард, успел получить ученую степень в области философии и истории искусств, писал картины и сценарии для кинофильмов, работал с известными кутюрье… Розенталь свободно владеет несколькими европейскими языками. Он мог бы сделать карьеру в любой области искусства – но предпочел стать великим самоучкой.
В 60-х годах в Париже он встретил своего делового партнера Пьера Жанэ – и последующее десятилетие посвятил созданию тех самых трех колец, которые моментально сделали его знаменитым. Ювелира вдохновили бабочки с их хрупкой и волнующей красотой. Фотографии первых изделий J.A.R. немедленно заказал Vogue – и Жоэль Артур Розенталь проснулся легендой ювелирного дизайна.
За годы своей ювелирной карьеры Розенталь создал чуть больше сотни украшений – негусто по сравнению со знаменитыми брендами, выпускающими новые коллекции несколько раз в год. Но это лишь усиливает привлекательность его изделий в глазах коллекционеров.
J.A.R. выпускает украшения из черненого сплава золота и серебра, разработанного самим Розенталем, иногда использует титан и даже дерево. Ничего революционного в его дизайне нет – чистая, однозначная, привычная глазу красота. Не склонен ювелир и экспериментировать с новыми технологиями, применяя старинные способы огранки бриллиантов. Немалая часть очарования украшений J.A.R.- в их консервативности, в том, что они кажутся старинными. Надо сказать, что Розенталь не испытывает пиетета и по отношению к драгоценным камням – важен цвет, фактура, а не статус. Рубины ничем не лучше опалов, а иной гранат не уступит изумруду по сложности оттенка и игре света в гранях.
Любимые мотивы Розенталя – цветы и бабочки. Лепестки и крылья кажутся живыми, подрагивающими, каждый камень словно обладает способностью дышать. Сирень и камелии, лилии и фрезии, клевер и гвоздики – Розенталь, как великие ювелиры модерна, не делит растения на благородные и сорные, находя в каждом из них уникальный характер и красоту.
И даже самые простые – разумеется, с точки зрения «элитарности» материалов – украшения J.A.R. недоступны простым смертным. Иногда на аукционах появляются изделия J.A.R. – титан, гранаты, незамысловатые мотивы… И за обладание ими разгораются настоящие битвы, а стоимость изделий повышается в десятки, а то и в сотни раз. Титановые серьги J.A.R., выполненные без использования драгоценных камней, ушли с аукциона за пять тысяч фунтов стерлингов. А рубиновая брошь Camellia стала одним из самых дорогих украшений в истории – она была продана в частную коллекцию почти за четыре с половиной миллиона долларов. Всего известно лишь четырнадцать случаев появления украшений J.A.R. на торгах.
Конечно, история любого гения неполна без музы – даже такого загадочного, как Артур Жоэль Розенталь. В 1981 году супруг светской львицы и известной благотворительницы Лили Сафра (четвертый по счету) приобрел на аукционе редчайший грушевидный бриллиант. Однако не каждый ювелир, как бы ни был он мастером, оказался готов к работе с такой необычной формой. И Лили обратилась к Розенталю. Он создал для нее потрясающей красоты брошь в форме мака, сопроводив дивный по красоте бриллиант не менее прекрасными турмалинами. И именно Лили Сафра сумела стать постоянной клиенткой придирчивого гения. В ее коллекции немало украшений, созданных Розенталем именно для нее – украшений, за которые любой коллекционер продал бы душу дьяволу. В 2012 году Лили решилась выставить некоторые драгоценности на аукцион. Вырученные за их продажу деньги были потрачены на благотворительность.
Впрочем, иногда ювелир-затворник делает публичные заявления – хвалит своих молодых коллег. Его краткие одобрительные ремарки в адрес некоторых современных ювелиров – это пропуск в мир элитных заказов. Клэр Шуан, креативный директор Boucheron, бережно хранит его открытку с одним-единственным словом: «Браво».