Не совсем русская: как появилась матрешка и какой тайный смысл в ней зашифрован
0
0
1
682
просмотров
Такой традиционный русский сувенир, как матрешка, имеет мировую известность, он является символом России. Но оказывается, эта игрушка относительно молодая. Ее появление относится к девяностым годам XIX века, то есть с того времени прошло немногим больше, чем 100 лет. Но эта кукла очень быстро стала известна за пределами страны. В 1900 году она оказалась в Париже, на Всемирной выставке, где была отмечена золотой медалью в качестве образца национального искусства. Каково происхождение матрешки?

Болванчик из Японии

Болванчик из Японии

Исследователи до сих пор не имеют одного мнения относительно точного времени происхождения матрешки. Самым распространенным предположением является следующее. Первая из русских матрешек увидела свет в "Детском воспитании". Это была мастерская-магазин в Москве. Принадлежал он семейству Мамонтова Анатолия Ивановича, типографа и издателя. Он доводился братом Савве Мамонтову, известному промышленнику-меценату.

Как гласит легенда, из Японии, с острова Хонсю, супруга Анатолия Ивановича привезла точеную фигурку, изображавшую Фукурокодзю, японского бога. В России она получила название Фукурума, хотя в Японии такого слова не существует. Скорее всего, оно появилось в результате того, что какой-то человек не расслышал непривычное для русского уха наименование или же неправильно его запомнил.

У этой игрушки был секрет. Ее можно было разделить на две части и увидеть внутри точно такую же фигурку, но чуть меньше. Она, в свою очередь, состояла из половинок. Этот болванчик и попал в руки Сергея Малютина, известного художника, творившего в стиле модерн.

Интересная мысль Малютина

Интересная мысль Малютина

При взгляде на него Малютина посетила интересная мысль. Он обратился к потомственному токарю Василию Звездочкину, который занимался изготовлением игрушек, с просьбой выточить форму-болванку из дерева. Затем художник расписал ее своими руками. Теперь изделие представляло собой куклу в виде круглолицой, полноватой девушки в русском сарафане, держащей петуха в руках.

Одна за другой из нее вынимались и другие крестьянские девчонки. В их нарисованных руках были разные предметы: серп для жатвы, корзинка, кувшин, младшая сестренка, младший братик. Восьмая по счету, самая последняя, изображала младенца в пеленках.

Предполагается, что имя эта кукла получила случайно. В процессе производства кто-то назвал ее Матреной. Это имя представляет собой вариант матроны, означающей матушку, почтенную женщину, мать семейства. А в применении к девочке это звучало ласково - Матрешка. Таким образом, эта кукла стала символом материнства и плодородия.

Некоторые сомнения

Некоторые сомнения

Однако в этой легенде просматривается немало белых пятен. Наследие художника Малютина не содержит эскизов матрешки. Не существует и свидетельств, что он их когда-либо создавал. А токарь Звездочкин приписывал себе изобретение такой игрушки. Якобы в журнале он увидел нечто похожее, и это дало ему толчок. Сделав болванку, он отдал ее группе художников для росписи.

Может быть, за давностью лет мастер и запамятовал, что передал матрешку Малютину. Это вполне мог быть и он, художник тогда имел дело с издателем Мамонтовым, занимаясь иллюстрацией детских книг.

Девушка из простонародья

Девушка из простонародья

В любом случае, первая из русских матрешек появилась к концу 19-го века, хотя о более точной дате говорить сегодня трудно. В артели Мамонтова, в Абрамцеве, было организовано их массовое производство. Первая кукла была девушкой в простонародном платье, расписанном гуашью.

Она выглядела довольно скромно. С течением времени роспись усложнилась, стали делать разнообразные цветочные орнаменты, а также живописные сюжеты из былин и сказок. Количество матрешек в комплекте увеличилось.

В начале 20-го века существовали уже 24-местные куклы. Токарь Николай Булычев создал 48-местную матрешку в 1913 году. Мастерская "Детское воспитание" была закрыта в 1900-е годы, но производство сувениров продолжалось в семидесяти километрах от Москвы, в учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде.

Японское божество Фукурокудзю

Считается, что прообраз матрешки - это фигурка Фукурокудзю, изображающая японское божество. Оно принадлежало к группе других семи, отвечающих за человеческое счастье. Еще Фукурокудзю считался богом интуиции, мудрости и ученой карьеры. Его изображение призвано символизировать большой ум, великодушие и мудрость. На это намекают его черты, к которым относятся: лоб, вытянутый сверх обычного, гротескные черты лица, морщины на лбу, очень глубокие. В руках у него посох и свиток.

Согласно учению древних японских мудрецов, у человека не одно, а семь тел. Каждому из них покровительствует свое божество. Речь идет о физическом, эфирном, астральном, ментальном, духовном, космическом и нирванном. Это и навело на мысль неизвестного японского мастера о помещении фигурок одной в другую, что и символизировало семь человеческих тел. Поэтому самый первый Фукурокудзю был семиместным, то есть семь фигурок были вложены одна в другую.

Святой Дарума

Святой Дарума

Некоторые из исследователей возводят происхождение матрешки к другой кукле, хотя также японской. Это фигурка, изображающая святого Даруму. В нем воплощается образ монаха с этим именем. Дарума является японским вариантом личного наименования Бодхидхарма. Это был индийский мудрец, прибывший в Китай и основавший там монастырь под названием "Шаолинь".

Как повествует японская легенда, Дарума провел в медитации целых девять лет, глядя на стену. При этом его все время одолевали искушения. Но однажды ему стало понятно, что, вместо того чтобы медитировать, он спит. Он взял нож и срезал себе веки, бросив их на землю. С открытыми глазами монах имел возможность беспрерывно бодрствовать. Из век появилось такое растение, как чай, прогоняющее сон.

От того, что Дарума долго сидел, руки и ноги у него отнялись. Поэтому и деревянную куклу, которая его изображает, сделали безрукой и безногой. У нее большие глаза без зрачков, что связано с ритуалом. Фигурку приобретают в храме и загадывают желание, рисуя один зрачок. Если оно сбывается, в благодарность добавляют и второй. Если этого не происходит в течение года, куклу несут в храм и там сжигают на костре. Взамен покупают другого Даруму.

Подобное поверье существует и относительно матрешек. Внутрь вкладывают записку с желанием в надежде, что оно сбудется.

Кокэси - символ жизнестойкости

Есть и еще одна версия, связанная со следующей историей. Согласно преданию, в 17-м веке на горячие источники прибыла супруга военного правителя, сегуна, которая была бесплодной. Лечение помогло женщине, и у нее родилась дочка. В честь этого знаменательного события мастера изготовили куклу, получившую название Кокэси. Она стала символом жизнестойкости и ценности японской национальной культуры. В наши дни это один из самых популярных сувениров.

Старинное японское рукоделие - тэримэн

Согласно еще одному предположению, прообразом матрешки могла стать миниатюрная тканевая скульптура под названием тэримэн. Это старинное женское рукоделие зародилось во времена раннего феодализма. В 17-м веке в качестве одного из его направлений изготавливались маленькие декоративные мешочки с ароматным наполнением - травой, кусочками дерева. Их держали при себе как духи или клали в белье. Сейчас это своеобразное саше используют в доме как декоративный элемент.

В заключение стоит отметить, что идея разъемных фигурок существовала задолго до появления матрешек. Например, на Руси широкое хождение имели так называемые писанки. Это пасхальные расписные яйца из дерева. Иногда они были полыми внутри, и в большем находилось меньшее. Из фольклора все мы помним утку в зайце, яйцо в утке, иголку в яйце.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится