Немецкое антикварное серебро: ювелирное искусство, вдохновленное художниками и граверами
843
просмотров
Серебро Германии занимает видное место в европейском декоративно-прикладном искусстве XVI-XVII столетий. В этот период страна оказалась в выигрышном положении, так как в Саксонии и Мансфельде были сосредоточены крупнейшие месторождения серебра, а в городах работали мастера с великолепной технической выучкой. Серебро Германии пользовалось спросом во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе и в Московии.

Творения немецких ювелиров отличает необычный стиль и поразительное разнообразие техник и приемов отделки.

Серебро Германии. Якоб Фролих. Кубок-конь, около 1579 г.

Особенности немецкого антикварного серебра

Серебро в Германии начали добывать более тысячи лет назад. Качественный скачок в развитии ювелирного производства произошел с открытием крупнейших в Европе Раммельсбергских месторождений. Подъем стал особенно заметен в конце XV века и находился в тесной связи с ростом немецких городов и появлением буржуазной прослойки населения — основного покупателя драгоценностей. Поскольку государство долгое время было раздроблено, в Германии в разное время появлялись и достигали своего расцвета независимые друг от друга центры серебряного производства.

Серебро Германии. Майнрад Баух. Кубок, серебро, перламутр, около 1600 г.

Серебро Германии наиболее известно по творениям мастеров Нюрнберга, Аугсбурга и Гамбурга, однако крупные цеховые объединения серебряников и златокузнецов работали в Любеке, Лейпциге, Эдене, Дрездене и Мюнхене. Творчество немецких мастеров было тесно связано с изобразительным искусством и графикой. Эскизы для ювелиров создавал Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) и множество его последователей. Картины и гравюры немецких художников стали для серебряников неисчерпаемым источником идей, которые они воплощали в драгоценном металле.

Серебро Германии. Кристоф Ямнитцер. Тарелка «Фаэтон на солнечной колеснице», около 1600 г.

Характерные черты серебра Германии:

  • сильное влияние графики;
  • высокое качество материалов;
  • ведущая роль кубка, как показателя мастерства ювелира;
  • обилие украшений в виде чеканных, травленых, литых, гравированных и эмалевых орнаментов, буклирование.

Немецкие серебряники достигли высочайшего мастерства в отделке предметов рельефными фигурками, сценками, пейзажами, накладными медальонами. Цилиндрические изделия украшали с помощью пресс-лент, где чередовались разные элементы узоров. Построение предметов отличает четкая выверенность деталей, единство композиции и стремление к симметрии. Все эти черты можно назвать общими для немецкого серебра вне зависимости от места производства изделий.

Серебро Германии. Томас Штёр. Кубок, 1629-1660 гг.

Нюрнбергское серебро

Расцвет Нюрнбергской школы пришелся на конец XVI и первую половину XVII веков. В городе работали более трехсот ювелиров, которые учились с раннего детства. Заключительный этап экзаменов на звание мастера предусматривал изготовление сложного колокольчатого кубка. Работа требовала от ученика безупречного владения инструментом, знания всех тонкостей литья и чеканки, а также филигранного умения выполнить художественный монтаж.

Серебро Германии. Симон Ланг. Кубок в виде раковины, 1650-1657 гг.

В наследии нюрнбергских мастеров кубок занимает центральное место. На раннем этапе ювелиры отдавали предпочтение буклированным узорам с множеством выпуклостей, которые перемежались готическими рисунками. Позднее появилась мода на изделия со сложной отделкой в виде плодов, растений, птиц и животных. Вершиной творчества мастеров стали барочные кубки со сферическими выпуклостями и причудливыми очертаниями сложных орнаментов.

Серебро Германии. Андреас Бергманн. Солонка, 1688 г.

Серебро Аугсбурга

Благодаря близости Италии мастера Аугсбурга достаточно рано почувствовали веяния эпохи Ренессанса, которые пришли в Европу с Апеннин. Уже в начале XVII века ювелиры делали акцент на тщательную проработку форм и деталей, что особенно чувствуется в более поздних изделиях в стиле барокко. Мастерские изготавливали не просто утварь, а произведения декоративно-прикладного искусства, которые служили украшением стола и одновременно выполняли свое практическое назначение.

Серебро Германии. Давид Хайзерман. Часы настольные с фигурами Адама и Евы, серебро, дерево, медь, краска, стекло, первая треть XVII в.

Мода способствовала появлению самых разнообразных форм посуды. Парадная сервировка предусматривала множество предметов, которые выставляли напоказ. Холодильники, передачи для вина, кувшины и сосуды для ополаскивания рук не помещались на столешнице, поэтому часть ставили на приставную мебель, а часть приносили слуги. Чем богаче был дом, тем больше предметов из серебра включал столовый гарнитур.

Серебро Германии. Якоб Иоганн Адам. Подстаканник в виде листа, 1749-1751 гг.

В период позднего немецкого Ренессанса появился спрос на «показную» серебряную утварь. Такие предметы не годились для еды или питья из-за драгоценных материалов, сложного исполнения и необычных форм. Изделия уже не ставили на стол, а размещали в залах и комнатах на многоярусных трезурах и креденцах — сооружениях, напоминающих русские буфеты. Своеобразные мини-выставки демонстрировали гостям богатство и тонкий художественный вкус хозяина.

Серебро Германии. Абрахам Дрентветт II. Фигурка Юпитера, 1700-1705 гг.

Серебро Гамбурга

В Гамбурге развитие серебряного дела шло с задержкой. Сначала местные ювелиры посылали подмастерьев учиться в Люнебург и Любек, однако к концу XVII века в городе сформировалась собственная сильная школа, которая сама принимала иногородних учеников. Гамбургские мастера в совершенстве умели передать выразительность силуэтов и богатую игру форм. Огромное внимание уделялось разнообразному декору, который покрывал как крупный фигурный рельеф, так и тончайшие ювелирные детали.

Серебро Германии. Эверт Кеттвик. Водолей «Лебедь», 1635-1643 гг.

Среди наследия серебряников Гамбурга сложно выделить какое-то одно направление. Ювелиры с одинаковым мастерством работали над кубками, столовой посудой, статуэтками и туалетными приборами, причем многое заимствовали у голландцев, а также представителей нюрнбергской и аугсбургской школы. Однако повторяемость элементов не отражалась на самобытности гамбургских изделий. Выделялись своим мастерством чеканщики, которые вдохнули жизнь в уже подзабытую готику и ввели в моду стиль «готического барокко», а в искусстве изготовления плакеток-панно городские мастера и вовсе не знали себе равных.

Серебро Германии. Ганс II Ламбрехт. Кубок ложчатый с крышкой 1631-1633 гг.

Клеймение немецкого серебра

Первый документ о клеймении немецких серебряных изделий датирован 1289 годом. В последующие два века единых предписаний по составу сплавов в стране не существовало, а за чистотой изделий следили представители городских цехов. Государственный закон 1548 года предписывал в обязательном порядке проверять все изделия весом 14 лотов (чуть более 200 г) и содержанием серебра 4 лота (58 г). На предмет наносились клейма города и мастера.

Многие ювелиры без восторга приняли новые требования и продолжали работать по старинке, а проконтролировать выполнение закона было невозможно из-за раздробленности территорий и постоянных войн. Порядок навели только после 1667 года — ювелирную продукцию начали проверять «смотровые мастера» и в подтверждение подлинности вещи ставили городское клеймо и штамп-именник ювелира, а пробу указывали в лотах.

Серебро Германии. Клеймо нюрнбергского мастера Томаса Ринглера 1661-1704 гг.

После реформы пробирной системы 1888 года на изделия наносили:

  • клеймо изготовителя;
  • пробу в цифрах (в тысячных);
  • знак полумесяца с короной.
Серебро Германии. Клеймо после пробирной реформы 1888 года

Серебро Германии довольно сложно идентифицировать из-за различий в маркировке. По традиции широко использовались не только гербы, но и буквенные обозначения городов. До появления пробирного стандарта клейма далеко не всегда соответствовали реальным значениям, так как соотношения металлов в сплавах указывали приблизительно. Сегодня система немецких клейм хорошо изучена и документирована, поэтому специалисты могут с точностью определить мастерскую и даже приблизительное время изготовления предмета.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится