Несбывшиеся мечты Георгия Милляра: о чем жалел в конце жизни актер, ставший главной Бабой Ягой Советского Союза
558
просмотров
Никто в целом мире не смог бы сыграть Бабу Ягу и Кощея Бессмертного так, как это делал гениальный Георгий Милляр. Он начал сниматься в кино ещё в 1932 году, а последний фильм с участием великого актёра вышел в 1992 году, за год до его смерти. Он мог играть по несколько ролей в одном фильме и при этом никогда не жаловался на трудности или усталость.

Фильмография Георгия Милляра насчитывает больше 240 работ в фильмах и киножурналах, он играл как главные роли, так и второстепенные, иногда – совсем крохотные. К сожалению, последние годы жизни актёра оказались безрадостными, а главная его мечта так и не сбылась.

Удивительное перевоплощение

Удивительное перевоплощение Георгий Милляр в детстве.

Георгий де Мильё появился на свет в 1903 году, а своей фамилией он был обязан отцу, французскому инженеру-мостостроителю, приехавшему в Россию из Марселя. Впоследствии актёр не раз говорил о том, что логичнее было бы ему родиться не в день, когда в Стране Советов праздновали Октябрьскую революцию, а в день взятия Бастилии. Впрочем, французскую фамилию он носил до 14 лет, а потом мама Елизавета Журавлёва сменила её на более простую – Милляр, дабы не привлекать внимания к происхождению сына.

Мальчик, несмотря на то, что отец скончался, когда ему исполнилось всего три года, воспитывался в роскоши. Его дед по матери был золотопромышленником и Георгий рос в окружении нянь и гувернанток, он в совершенстве владел немецким и французским языками, однако никогда не афишировал эти и другие свои умения. Он с детства любил искусство и уже в семилетнем возрасте смог самостоятельно нанести грим, изображая Мефистофеля, правда, сделал это столь неумело, что домашние долго хохотали вместо того, чтобы испугаться зловещего образа. Но это ничуть не помешало ему по-прежнему любить театр, которым он увлёкся благодаря тётушке, служившей актрисой в театре.

Георгий Милляр.

После революции семья осталась без средств, а огромная квартира, принадлежавшая ей, превратилась в коммуналку, где де Мильё занимали всего одну комнату. На время революционных волнений мать и сын уехали в Геленджик, где Георгий окончил школу и получил место бутафора в театре. Он добросовестно выполнял свои обязанности, но мечтал когда-нибудь выйти на сцену в качестве актёра. Он знал все роли наизусть и мог бы воплотить любого персонажа. И его звёздный час пробил в тот момент, когда заболела актриса, исполнявшая роль Золушки в сказке.

Георгий Милляр.

Успех постановки с Георгием Милляром в главной женской роли был невероятным, поэтому периодически молодому бутафору предлагали подменять актёров на сцене. Благодаря этому он понял, что хочет связать свою жизнь с актёрской профессией, и отправился в Москву, где поначалу служил в театре Революции, но потом полностью перешёл в кино.

Верность профессии

Верность профессии Георгий Милляр.

Он неизменно получал удовольствие, работая в кадре. Неважно, была ли это большая роль в сказке Александра Роу или совсем крохотная в фильме, где даже не указывалась его фамилия в титрах, Георгий Милляр всегда работал в полную силу. Правда, каждый раз он очень волновался. Из-за этого он полностью провалил первые пробы у Александра Роу. Но это не помешало режиссёру предложить актёру роль царя Гороха в сказке «По щучьему веленью».

Именно с этого фильма началось плодотворное сотрудничество и дружба Роу и Милляра. Правда, режиссёр вовсе не планировал снимать друга в женской роли. Он просто пришёл к нему посоветоваться в то время, когда никак не мог найти актрису, которая смогла бы сыграть Бабу Ягу в «Василисе прекрасной». А Георгий Милляр вдруг засиял и предложил взять его, пообещав позволить гримёрам делать с ним всё что угодно. Женщины, вполне естественно, не хотели даже в таком образе превращаться в страшных и некрасивых, он же – мужчина и готов на любые эксперименты со своей внешностью.

Георгий Милляр.

Пробы впечатлили всю съёмочную группу. Георгий Милляр сыграл в сказке сразу три роли, но Баба Яга была просто неподражаема. Актёр тщательно подготовился: он наблюдал за пожилыми женщинами, взяв за основу образа встреченную когда-то греческую пастушку, поразившую его своим сгорбленным видом и невероятно колючим, почти яростным взглядом.

А вот роль Кощея Бессмертного сразу актёра не вдохновила. Он посчитал её чрезмерно сложной. Но после предложения Александра Роу, даже сказав твёрдое «нет», продолжал размышлять, искать рисунок роли, придумывать характер и внешность персонажа. А внешний облик он решил позаимствовать у третьего всадника с полотна Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». Александр Роу был счастлив, когда Милляр пришёл к нему побритый налысо и даже без бровей. Это был положительный ответ на его предложение.

Георгий Милляр.

Георгий Милляр снимался практически во всех фильмах режиссёра, а после его ухода у него работы стало значительно меньше. И всё же он продолжал работать. Он ездил с концертами по всему Советскому Союзу, принимал любые предложения кинорежиссёров, но об актёре всё чаще забывали.

Несбывшиеся мечты

Несбывшиеся мечты Георгий Милляр.

В жизни Георгия Милляра были две мечты, которым не суждено было осуществиться. Он мечтал о детях, которых всегда очень любил. Ещё в 22 года он впервые женился на очаровательной актрисе, которая, к сожалению, симпатизировала не только Милляру. Семья распалась в тот момент, когда супруга сообщила ему о своей беременности. Но актёр не мог иметь детей, о чём ему уже сказали врачи. Поэтому он посоветовал жене растить ребёнка с родным отцом.

Во второй раз Георгий Милляр женился уже в преклонном возрасте на своей соседке по коммунальной квартире. Ему было 65 лет, его избраннице – 59, она сама воспитала двоих детей и поначалу искренне не понимала, зачем ей нужен этот брак. Но актёр был так внимателен и заботлив, что она просто не могла ему отказать. Впоследствии она ни разу не пожалела о принятом предложении руки и сердца, а он любил её детей как своих, помогал супруге, как мог.

Георгий Милляр.

Мария Васильевна, в свою очередь, помогла актёру наладить быт, ведь после смерти мамы он совершенно растерялся и не знал, как жить дальше. По его настоянию супруга уволилась с работы и сопровождала актёра в поездках, а на комментарии окружающих о том, что в их союзе нет романтики, супруги никак не реагировали. Им было тепло и уютно вместе, они уважали друг друга, и этого им обоим было вполне достаточно.

Супруги вскоре получили двухкомнатную отдельную квартиру и переехали из коммуналки. Казалось, живи и радуйся, но Георгий Францевич всё чаще болел, да ещё страдал от того, что его забывают. Однажды его пригласили принять участие в детском концерте, и актёр так вдохновился, что решил каждому маленькому зрителю подарить небольшой сувенир. Он нарисовал 85 рисунков (по количеству мест в зале) с Бабой Ягой. Но в день мероприятия за ним так никто и не приехал, а рисунки он потом раздарил соседским детям.

Георгий Милляр.

Георгий Францевич очень любил свои сказочные роли, но всё же мечтал о том, чтобы воплотить на экране глубокий психологический образ, с сильным сложным характером. Он чувствовал в себе силы сыграть Вольтера, Цезаря или Суворова, но и эта его мечта не сбылась, режиссёры так и не предложили ему заветную драматическую роль. Он скончался от пневмонии 4 июня 1993 года, всего за несколько месяцев до 90-летия.

Он навсегда остался в памяти благодарных зрителей самым лучшим сказочным злодеем из советских детских кинокартин. Он умел создавать неповторимые образы, и каждый его персонаж был не похож на предыдущий. Иногда даже сложно было представить, что их играл один и тот же человек. В жизни же он всегда оставался скромным интеллигентом, отличался остроумием и чрезвычайной общительностью.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится