Кто такие нивхи
Нивхи — самый древний коренной народ Сахалина. Сегодня их численность не превышает 5000 человек. Ученые до сих пор спорят о происхождении нивхов. По мнению некоторых археологов, предки нивхов появились в бассейне реки Амур 20 тысяч лет назад.
Гиляки принадлежат не к монгольскому и не к тунгусскому, а к какому-то неизвестному племени, которое, быть может, когда-то было могущественно и владело всей Азиею, теперь же доживает свои последние века на небольшом клочке земли в виде немногочисленного, но все еще прекрасного и бодрого народа»
Антон Чехов, «Остров Сахалин»
Нивхи не занимались земледелием и даже считали его грехом, как писал Чехов. Тысячами лет основой жизни им служил рыболовный и морской зверобойный промыслы. С июня нивхи ловили мелкую рыбу типа корюшки, потом — более крупную: горбушу, кету, осетра. В начале осени мужчины промышляли китом, ближе к октябрю охотились на нерпу. Женщины в этот период заготавливали ягоды, съедобные коренья и лекарственные травы.
Примерно 12 тысяч лет назад часть народа перекочевала из Азии на Сахалин. Тогда были возможны пешие миграции: моря и океан частично сковывали льды, и на местах современных проливов существовали сухопутные мосты-перешейки. Когда ледник растаял, переселенцы оказались отрезаны от соплеменников на материке. Так появились две этнические группы нивхов: амурские и сахалинские.
Амурские нивхи соседствовали с другими сибирскими народами — со временем у них стали появляться новые языковые диалекты и традиции. Сахалинские нивхи долго жили обособленно и сохраняли оригинальную культуру.
Но в своих кочевьях, даже когда приходится предпринимать далекие путешествия на материк, они [сахалинские нивхи] остаются верными острову, и гиляк-сахалинец по языку и обычаям отличается от гиляка, живущего на материке, быть может, не меньше, чем малоросс от москвича.
Антон Чехов, «Остров Сахалин»
Первые европейцы появились на Сахалине в XVII веке — это были русские землепроходцы, которые осваивали остров с севера. Немногим позже на юг стали приезжать японцы. Сахалин стал спорной территорией двух стран. После поражения Российской империи в Русско-японской войне юг острова отошел японцам. Новая власть начала вести агрессивную политику по отношению к коренным жителям: нивхам стали насильственно давать японские имена и фамилии, запретили праздновать национальные праздники и говорить на родном языке.
После окончания Второй мировой войны остров полностью отошел СССР. Но и это не улучшило положения нивхов. Коренным жителям не разрешали исповедовать свою религию, обращаться к шаманам и развивать традиционную культуру. Во времена Хрущева началась принудительная урбанизация деревенских жителей. Неперспективные села — а среди них и все нивхские — были разрушены, а жители расселены в районные центры и города. Лишенный привычной среды обитания, древний народ стал быстро утрачивать свои традиции и язык. С начала 1990-х годов нивхи стали восстанавливать родовые хозяйства, но возродить быт и культуру им удалось лишь частично.
Обряды северного народа
В целом религиозный культ нивхов похож на верования других северных народов. В представлении островитян вселенная делится на средний, верхний, нижний, горный и водный миры. В первом обитают люди, в остальных — духи. Верховный бог Курн считается создателем всего существующего. К нему нивхи обращаются с краткими молитвами. Для общения с другими духами есть шаманы. Во время специальных обрядов — камланий — шаманы исполняют ритуальные танцы, поют и играют на бубне. Так служители культа передают духам обращения соплеменников: вылечить больного или послать хорошую погоду. Храмов у нивхов нет, ритуалы чаще всего проводят на берегу моря, у горных ручьев или рядом со своими селениями.
Из-за того, что кормятся представители древнего народа рыбалкой и морской охотой, особенно они почитают духа воды — Тол-Ызнга. Раньше праздники в его честь островитяне устраивали перед началом рыболовного сезона и после его окончания. Нивхи собирались у берега водоема, клали в ритуальную тарелку коренья, злаки и ягоды, а затем бросали их в воду и просили хорошего улова и здоровья для своих близких. В наши дни упрощенный ритуал задабривания Тол-Ызнга проводят перед каждым выходом в море. Рыбаки выливают в воду стакан водки и бросают угощения.
Хозяином суши считается медведь — Пал-Ызнг. Раньше для общения с ним островитяне проводили специальный обряд. Зимой они искали берлогу с медведицей и медвежонком, мать убивали, а детеныша несли в деревню и выхаживали. Когда медведь вырастал, его водили по всем домам в деревне, угощали лакомствами, просили лучшей жизни. Потом животное вели на специально сооруженный алтарь, привязывали и убивали. Нивхи верили, что на том свете задобренное животное рассказывало богам о просьбах селян. После жертвоприношения аборигены несколько дней отмечали Медвежий праздник. В последний раз такой ритуал проходил в сахалинском поселке Ноглики в 1979 году. Сейчас с животными обращаются более гуманно: во время сбора ягод местные жители даже оставляют у деревьев конфеты, чтобы порадовать хозяина тайги.
Национальная кухня
В рационе нивхов преобладает животная пища в сыром, вареном, реже жареном виде. Многие традиционные рецепты сохранились до наших дней, и по ним готовят современные хозяйки. Одно из самых популярных блюд — вяленая рыба, ее называют здесь «юкола». Раньше она заменяла аборигенам хлеб. Готовят рыбу так: тушки режут на тонкие пластины и развешивают сушиться на специальных перекладинах перед домом. Чаще всего заготовки делают двух видов: более жирные — с кожей, и постные — без шкурки. Юколу едят просто так или варят из нее супы, добавляя свежую рыбу, мясо, травы и коренья.
Около каждой юрты обыкновенно стоит сушильня, наполненная доверху распластанною рыбой, которая издали, особенно когда она освещена солнцем, бывает похожа на коралловые нити.
Антон Чехов, «Остров Сахалин»
Оставшиеся рыбьи головы и кишки нивхи складывают в котелок и томят без воды несколько часов, пока не получается жирная масса. Позже ее добавляют в другие блюда. А из рыбьей кожи варят традиционный студень — мос. Чтобы его приготовить, хозяйки на пару дней замачивают кожу горбуши или тайменя, а затем очищают заготовку от чешуи. После этого ее опускают на пару минут в кипящую воду и толкут до кашеобразного состояния. В получившуюся массу добавляют нерпичий жир, ягоды и охлаждают до застывания. Подают мос как десерт.
Очевидно, весь жир расходуется на тепло, которого так много должно вырабатывать в себе тело сахалинца, чтобы возмещать потери, вызываемые низкою температурой и чрезмерною влажностью воздуха. Понятно, почему гиляк потребляет в пище так много жиров. Он ест жирную тюленину, лососей, осетровый и китовый жир, мясо с кровью, все это в большом количестве, в сыром, сухом и часто мерзлом виде… Пища исключительно животная, и редко, лишь когда случается обедать дома или на пирушке, к мясу и рыбе прибавляются маньчжурский чеснок или ягоды.
Антон Чехов, «Остров Сахалин»
Также в нивхской кухне существует множество блюд из нерпы. Островитяне ценят мясо этого животного за то, что температура плавления жира в нем ниже комнатной, поэтому продукт хорошо усваивается даже в холодном виде. К праздникам готовят яктуш. Мясо нерпы мелко режут и варят несколько минут. Готовые кусочки приправляют луком, солью и перцем. Используют и внутренности: тонкую кишку несколько раз промывают, делят на равные части и плетут из них четырехполосную косу. Затем изделие варят 10–15 минут с нерпичьим жиром и подают с отварным мясом нерпы. Называется такое блюдо но-назф.
Традиционный костюм
В наше время встретить нивхов в национальном костюме почти невозможно, только на выступлениях и фестивалях культуры коренных народов Сахалина. Традиционным нарядам островитяне предпочитают современную одежду. Настоящий нивхский народный костюм еще можно увидеть в Сахалинском государственном областном краеведческом музее.
Одежда гиляка приспособлена к холодному, сырому и резко переменчивому климату. В летнее время он бывает одет в рубаху из синей китайки или дабы и в такие же штаны, а на плечи про запас, на всякий случай, накинут полушубок или куртка из тюленьего или собачьего меха; ноги обуты в меховые сапоги. Зимою же он носит меховые штаны. Даже самая теплая одежда скроена и сшита так, чтобы не стеснять его ловких и быстрых движений на охоте и во время езды на собаках.
Антон Чехов, «Остров Сахалин»
Главный элемент народного нивхского костюма — халат. Раньше его носили и мужчины, и женщины, и дети. По крою халаты не различались: левая пола запахивалась направо и застегивалась на маленькие пуговицы. К вороту, левой поле и подолу пришивали широкую полосу из контрастной ткани и украшали орнаментом, похожим на волну. Наряд дополняли штанами, ноговицами (подобие гетр) и головным убором. В холодное время года островитяне надевали нарукавники, наушники, нагрудники и рукавицы.
В теплое время года нивхи носили халаты, сшитые из рыбьей кожи. Такие наряды считались очень ценными, и нередко передавались по наследству. Зимой носили халаты из нерпичьих шкур, а сверху надевали собачьи шубы без воротника и капюшона длиной до колен. К поясу подвешивали нож, кисет, трутницу с кремнем и другие необходимые на промысле предметы. Старики носили на поясе обереги, добытые на охоте, — кабаний клык или кусочек оленьего рога. Такая функциональная верхняя одежда не стесняла движений и согревала в непогоду.