Образец архитектуры Русского Севера
Одигитриевская церковь – редчайший образец деревянного зодчества, построенный по принципу «шатер на крещатой бочке». Храм такого типа отличается тем, что его шатер расположен не на восьмерике, что встречается чаще, а на четверике. В нижнюю же его часть врезаны четыре бочки (так называется тип крыши в форме незамкнутого цилиндра или полуцилиндра с заострённым верхом), из-за чего создается впечатление, что он вырастает из этих бочек.
Согласно сохранившимся документам, построила церковь в начале 1700-х годов артель под руководством местного плотника Иева Прокопьева. Освятили же её только в 1763-м, что, возможно, было связано с тем, что приход был бедным и на отделку храма ушло много лет.
Интересно, что первоначально кресты на церкви в Кимже поставили не четырехконечные, а восьмиконечные, как у старообрядцев. Об этом доложили архиепископу. В итоге пришлось проводить целое расследование, благодаря которому и появилось дошедшее до наших дней первое подробное описание этой церкви с ее изображением.
Расположенная в центре деревни Одигитриевская церковь – последний храм мезенского стиля, в этих краях больше таких не осталось. Внешне эта церковь выглядит очень величественно – она высокая, устремленная в небо. Возвышаясь на фоне маленьких окрестных домиков, она выглядит как самое главное, доминирующее здание села (что символично) и заметна из любой точки деревни, с каждого двора.
У церкви пять куполов плюс шестой на колокольне. Главный купол возвышается на шатре, еще четыре – по четырем сторонам от шатра. Помимо колокольни с крыльцом (конструкция – восьмерик на четверике, сверху – шатер с главкой), к храму пристроена трапезная.
Жители дежурили в церкви ночами
При постройке деревянных домов и церквей в этих краях обычно использовалась лиственница, и Одигитриевская церковь – не исключение. Это очень долговечное дерево, тем не менее, и оно со временем разрушается. В 1895 году церковь реставрировали. Второй раз реставрацию проводили только в 1970-х годах, причем, работы на этот раз были проведены непрофессионально и некачественно, так что церковь пришлось реставрировать еще раз – уже в начале нулевых.
Впрочем, могло случиться и так, что и реставрировать в наши дни было бы нечего. Дело в том, что, по воспоминаниям местных старожилов, в годы советской власти большевики собирались превратить Одигитриевскую церковь в хозпостройку, а по сути – уничтожить. Однако за неё вступились местные жители. Старшее поколение организовало в церкви дежурства, круглосуточно охраняя ее и не пуская в нее посторонних. Что удивительно, это помогло – от церкви отстали.
А вот последний настоятель Кимженской церкви, отец Василий Гольчиков, прослуживший тут 20 лет, при большевиках пострадал. Атеисты неоднократно требовали, чтобы он отказался от сана, однако каждый раз он отвечал им «От веры не отрекусь». Весной 1935-го его арестовали и обвинили в том, что он создал в деревне «контрреволюционную группировку церковников» и агитирует жителей против советской власти. На самом деле это было ложью. Более того, он призывал недовольных гонениями на церковь крестьян не устраивать шумных сходок, а вести себя мирно.
Отца Василия осудили, отправив на три года в лагеря. Затем он вернулся в Кимжу, а потом переехал с семьей жить в Архангельск, где поначалу работал возчиком, а позже, после войны, снова стал служить священником, затем был назначен настоятелем кладбищенской церкви и духовно окормлял прихожан до конца своих дней.
Дело убитой тёти продолжила племянница
Одигитриевская церковь в Кимже после ареста батюшки так и не открыли, однако селяне не прекратили духовную жизнь. В отсутствие настоятеля глубоко верующая местная жительница Анна Крупцова собирала селян у себя в доме на евангельские чтения и совершение молитв. В 1937 году её арестовали и увезли в неизвестном направлении. Уже позже, много лет спустя, родным стало известно, что в 1938 году она была расстреляна. В 1998-м ее реабилитировали.
В 2001 году Одигитриевскую церковь вновь освятили и образовали в деревне православную общину, которую возглавила Евдокия Репицкая – племянница покойной Анны Александровны.
Поскольку по причине ветхости старинной церкви проводить в ней службы не представлялось возможным, один из деревенских жителей передал общине свой дом для совершения богослужений.
Отреставрировали церковь в Кимже несколько лет назад. Еще не потемневшее свежее дерево делает её особенно светлой и летящей.
Почему церковь так названа
Одигитриевская (Смоленская) икона Божьей матери считается покровительницей мореходов и путешественников. С греческого «Одигитрия» переводится как «путеводительница», и это одно из самых известных типов изображения Богородицы с младенцем. Маленький Иисус сидит на руках у Девы Мари. Правой ручкой он благословляет, а в левой держит свиток либо книгу.
По распространенному преданию, самая первая икона Одигитрия была cоздана самим евангелистом Лукой. Её привезла со святой земли супруга императора Феодосия Евдокия примерно в середине V столетия, и образ был размещен в храме Одигон (отсюда – и её название).