От Патриарших до резиденции Воланда: 10 булгаковских адресов в Москве
558
просмотров
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» прямо или косвенно упоминается множество реальных мест в Москве: квартира, где жил сам писатель, дома его друзей и знакомых, крупные государственные организации тех лет. Знакомимся с главными из них и разбираемся, почему у особняка Маргариты несколько возможных прообразов, какой театр стал прототипом Варьете, где располагалась резиденция Воланда и в каком из переулков впервые встретились главные герои романа.

Патриаршие пруды

Патриаршие пруды Вид на Патриарший пруд, Москва.

Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах, «в час небывало жаркого заката». До XVII века здесь находилось болото, затем его осушили и построили резиденцию патриарха Гермогена. В 1683 году здесь появились три пруда, в которых разводили рыбу. За ними закрепилось название Патриарших. Но после пожара 1812 года два из трех прудов засыпали, и до наших дней сохранился только один — самый большой. Вокруг него разбили небольшой сквер.

Во времена Булгакова место переименовали в Пионерские пруды. Но это название не прижилось среди москвичей, поэтому писатель и использовал в романе старое наименование — Патриаршие.

«Нехорошая квартира» (Большая Садовая улица, 10)

«Нехорошая квартира» (Большая Садовая улица, 10) Экспозиция в гостиной. Музей-театр «Булгаковский дом», Москва.

Михаил Булгаков упомянул в романе, что Воланд и его свита поселились в квартире №50 по адресу Садовая, 302-бис. Ее реальным прообразом стало жилье самого писателя: квартиру с таким же номером он снимал в доме №10 по Большой Садовой с 1921 по 1924 год. До революции здание было доходным домом и принадлежало промышленнику Илье Пигиту. В советское время оно стало одним из первых московских строений, где появились коммунальные квартиры.

Сейчас в «нехорошей квартире» располагается театр-музей «Булгаковский дом». Здесь можно увидеть предметы интерьера, личные вещи писателя и его жен, иллюстрации к его произведениям. В электронной экспозиции представлены письма, черновики, фотографии Булгакова, отрывки из фильмов и спектаклей по его творчеству. Музей также устраивает автобусные экскурсии по булгаковским местам Москвы.

Театр «Варьете» — Московский мюзик-холл (Большая Садовая улица, 18)

Театр «Варьете» — Московский мюзик-холл  (Большая Садовая улица, 18) Театр сатиры, Москва.

Еще одним важным местом действия в романе стал театр «Варьете», где Воланд и его помощники устроили «сеанс черной магии», который завершился «полнейшим разоблачением» некоторых зрителей. Как Варьете Михаил Булгаков описал в своем произведении Московский мюзик-холл, он располагался на Большой Садовой улице, недалеко от дома писателя. Это здание до наших дней не сохранилось: на его месте сейчас находится Театр сатиры.

К мюзик-холлу примыкал сад «Аквариум». Он тоже фигурирует на страницах «Мастера и Маргариты», но под названием Летнего сада: именно там театральный администратор Варенуха встретился со свитой Воланда. Булгаков упоминал «Аквариум» и в других своих произведениях — например, в повести «Роковые яйца»: «…в Аквариуме, переливаясь рекламными огнями и блестя полуобнаженным женским телом, в зелени эстрады, под гром аплодисментов, шло обозрение писателя Ленивцева «Курицыны дети».

Дом Грибоедова — Литературный институт им. Горького (Тверской бульвар, 25)

Дом Грибоедова — Литературный институт им. Горького  (Тверской бульвар, 25) Литературный институт им. А.М. Горького, Москва.

Прототипом Дома Грибоедова, где в романе располагалась литературная организация МАССОЛИТ, стал Дом Герцена. Сейчас там находится Литературный институт им. Максима Горького. В 1812 году здесь родился писатель Александр Герцен — дом принадлежал его дяде. А во времена Булгакова это здание занимали сразу две литературные организации: Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей, соответственно РАПП и МАПП. Пародией на них и стал вымышленный МАССОЛИТ.

У ресторана, в котором отдыхали литераторы в романе, тоже был реальный прообраз. На цокольном этаже Дома Герцена работало такое же заведение с открытой летней площадкой. Но если в произведении Булгакова попасть «к Грибоедову» можно было только по пропускам МАССОЛИТа, в действительности ресторан был открыт для любой публики. Руководил им директор Яков Розенталь, которого Булгаков описал в романе под именем Арчибальда Арчибальдовича. Знаменитый певец Леонид Утесов вспоминал о Розентале: «Он не только знал весь театральный мир, но и вкусы каждого, умел внушить, что здесь именно отдыхают, а не работают на реализацию плана по винам и закускам».

Подвал Мастера (Мансуровский переулок, 9)

Подвал Мастера  (Мансуровский переулок, 9) Дом Мастера, Москва.

Существует несколько версий, где мог располагаться подвал, в котором Булгаков поселил героя своего романа. Но наиболее вероятным вариантом булгаковеды считают дом в Мансуровском переулке: там жили друзья писателя, братья Владимир и Сергей Топлениновы. Булгаков часто бывал у них в гостях: для него даже отвели специальную комнату, чтобы он мог оставаться там ночевать. Старший из братьев, актер Владимир Топленинов, занимал верхний этаж дома, а младший, Сергей, поселился в полуподвальном помещении. Здесь Булгаков написал несколько глав из «Мастера и Маргариты». В 1980-х годах дом отреставрировали, при этом комнату, где работал писатель, сохранили в почти неизменном виде.

Особняк Маргариты: Дом приемов МИД (улица Спиридоновка, 17)

Особняк Маргариты: Дом приемов МИД  (улица Спиридоновка, 17) Особняк Зинаиды Морозовой, Москва.

У особняка, в котором по сюжету романа жила с мужем-инженером Маргарита, тоже есть несколько реальных прообразов. Булгаковеды выделяют не менее семи зданий, характерные черты которых совместил автор в доме своей героини. Одно из самых известных сооружений — особняк Зинаиды Морозовой, жены известного промышленника и мецената Саввы Морозова. Особняк в стиле модерн построил в 1898 году архитектор Федор Шехтель, а над оформлением интерьеров работал художник Михаил Врубель. Сейчас в этом здании располагается Дом приемов Министерства иностранных дел: здесь проходят международные встречи, переговоры и конференции.

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк еще цел до сих пор.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Особняк Анны Кекушевой — еще один прототип дома Маргариты (улица Остоженка, 21)

Особняк Анны Кекушевой — еще один прототип дома Маргариты  (улица Остоженка, 21)

Другим возможным прообразом «готического особняка» Маргариты исследователи называют дом Анны Кекушевой на Остоженке. Архитектор Лев Кекушев построил его для своей жены в 1903 году. Готическое здание с островерхой граненой башенкой находится неподалеку от Мансуровского переулка — возможного адреса Мастера. Екатерина, дочь Льва и Анны Кекушевых, вопреки воле родителей вышла замуж за театрального художника Сергея Топленинова — близкого друга Михаила Булгакова — и поселилась с ним в полуподвале дома №9 в Мансуровском переулке.

Большой Гнездниковский переулок: место встречи Мастера и Маргариты

Большой Гнездниковский переулок: место встречи Мастера и Маргариты Большой Гнездниковский переулок, Москва.

Булгаков не говорил напрямую, где встретились его герои. Но под описание из романа больше всего подходит Большой Гнездниковский переулок, который располагается рядом с Тверской улицей.

Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. …И меня поразила не столько ее красота, сколь необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! …я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам… Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. …Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож.
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

В Большом Гнездниковском переулке в конце 1920-х годов находилась редакция газеты «Накануне», где работал Булгаков. В том же доме жили знакомые писателя, супруги Моисеенко. По одной из версий, именно у них в гостях он познакомился с Еленой Шиловской, которая стала его третьей женой и прообразом Маргариты. А здание в Большом Гнездниковском переулке Булгаков упоминал и в других своих произведениях — «Дьяволиада» и «Сорок сороков».

Торгсин (улица Арбат, 54/2, строение 1)

Торгсин  (улица Арбат, 54/2, строение 1) Арбат дом 54/2, строение 1, Москва.

Торгсин, где по сюжету романа устроили пожар Коровьев и Бегемот, — организация, которая реально существовала в СССР с 1930 года. Полностью она называлась Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами. В нем гости из-за рубежа могли обменять валюту, антиквариат или драгоценности на продукты и другие товары. Гражданам СССР сначала запрещалось даже входить в магазины Торгсина, но с 1931 года им разрешили покупать товары на тех же условиях, что и иностранцам.

…Граждане! — вибрирующим тонким голосом прокричал Коровьев, — что же это делается? Ась? Позвольте вас об этом спросить! Бедный человек, — Коровьев подпустил дрожи в свой голос и указал на Бегемота, немедленно скроившего плаксивую физиономию, — бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда же ему взять валюту?...
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

В 1936 году Торгсин закрылся. Его здание на Арбате занял универмаг «Смоленский», на верхних этажах располагались в основном коммунальные квартиры. Сейчас часть этого здания находится в распоряжении Министерства иностранных дел.

Дом Пашкова — резиденция Воланда (улица Воздвиженка, 3/5, строение 1)

Дом Пашкова — резиденция Воланда  (улица Воздвиженка, 3/5, строение 1) Дом Пашкова, улица Воздвиженка, 3/5, строение 1, Москва.

Одна из финальных сцен романа «Мастер и Маргарита» разворачивается на «каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве» — Дома Пашкова. Во времена Булгакова там располагалась Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, сейчас это Российская государственная библиотека. В романе Воланд упоминает, что именно сюда его пригласили для расшифровки рукописей чернокнижника Герберта Аврилакского.

Архитектор Василий Баженов построил это здание в 1786 году по заказу капитан-поручика Семеновского полка Петра Пашкова. В 1831 году дом выкупил Московский университет, а в 1861-м здесь расположилась коллекция Румянцевского музея. После революции экспонаты вывезли, и в здании осталась только библиотека.

Елена Шиловская вспоминала, что Дом Пашкова был одним из любимых мест Булгакова в Москве. Он часто бывал в библиотеке, когда искал информацию для своих произведений. А в одной из ранних редакций «Мастера и Маргариты» автор описывал Дом Пашкова гораздо подробнее, чем в финальной версии: Воланд и его свита спускались с крыши особняка, проходили через читальные залы и оказывались во внутреннем дворике.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится