От Трещины Эдгара Мюллера до Страшного суда Курта Веннера: 7 головокружительных арт-иллюзий, в реальность которых сложно не поверить
620
просмотров
Неординарное движение оп-арта уходит своими корнями в эпоху Возрождения, когда открытие линейной перспективы привело художников к большему уровню глубины и реализма, чем когда-либо прежде. Но именно в период маньеризма оптические эффекты были более продвинуты, поскольку художники начали использовать их для драматического и эмоционального воздействия на зрителя, тем самым создавая головокружительные иллюзии, буквально способные свести с ума.
Христос Святого Иоанна Креста, Сальвадор Дали

В начале XX века Сальвадор Дали исследовал сверхъестественный, фрейдистский язык, где обычные объекты искажены или установлены среди странного освещения, чтобы бросить вызов нашему восприятию реальности. Его поздние картины возвращались к драматическому ракурсу и преувеличенной перспективе Маньеристского периода, с навязчивыми сценами, рассматриваемыми под странными, тревожащими углами, как это видно в работе «Христос Святого Иоанна Креста» 1951 года.

Комната гигантов, фреска Джулио Романо, 1532-34 гг.

Оптическое или оп-арт-движение возникло как полноценный художественный феномен в период 1960-х и 1970-х годов. Художники, связанные с движением, исследовали чистое, точное и математическое расположение цвета, узора и света как в двух, так и в трёх измерениях. Британская художница Бриджет Райли играла с головокружительными зигзагообразными, круговыми или волнистыми линиями, создавая причудливые оптические иллюзии, способные «засосать» и свести с ума. Британский художник Питер Седжли пошёл ещё дальше, демонстрируя свои полотна с концентрическими кругами в затемнённой комнате, освещённой сзади меняющимися цветами, чтобы дезориентировать зрителя. Оп-арт исчез из поля зрения в период 1980-х и 1990-х годов, но в последнее время наблюдается возрождение интереса к этой области.

1. Эдгар Мюллер

1. Эдгар Мюллер Трещина, Эдгар Мюллер.

«Трещина» (2008 год) немецкого уличного художника Эдгара Мюллера впечатляет зрителей с первых же секунд своей невероятной реалистичностью. На протяжении недели он проводил по двенадцать часов в день за своим занятием, создавая свой шедевр на плоском участке тротуара. Художник использовал ренессансный и маньеристский эффект, позволяющий создать иллюзию глубокого пространства на плоской поверхности, если на изображение смотреть под определённым углом. Закончив, он предложил посетителям фестиваля позировать так, словно они балансируют на краю гигантской ледяной расщелины и смотрят вниз, в небытие, запечатлевая сей момент на память.

Невероятно реалистичный оп-арт от Эдгара Мюллера.

2. Регина Сильвейра

2. Регина Сильвейра Abyssal.

«Abyssal» бразильской художницы Регины Сильвейры является одной из самых технически впечатляющих инсталляций оп-арта всех времён. Сделанная для галереи современного искусства Atlas Sztuki в Польше, эта работа использует технику анаморфозы, создавая иллюзию того, как плоский пол галереи уходит в лабиринт окон, но только если смотреть под косым углом.

В лабиринте окон.

«Последовательные линии окон в большом перспективном сжатии провоцируют восприятие пространства в глубине, которое будет функционировать как виртуальная дыра, способная обеспечить сверхъестественные пространственные искажения», - говорит художник.

Старомодный стиль панельных окон и классических колонн был сделан так, чтобы подчеркнуть традиционный дизайн здания, прежде чем оно было модернизировано в свободное пространство галереи.

3. Ричард Райт

3. Ричард Райт The Stairwell Project, Ричард Райт.

Шедевр оп-арта британского художника Ричарда Райта «The Stairwell Project» может показаться достаточно хрупким, но при ближайшем рассмотрении обнаруживается увлекательный и головокружительный эффект. На потолке Шотландской Национальной галереи современного искусства Райт нарисовал бешеное кружение чёрных фигур, которые напоминают рой насекомых или стаю птиц. И если присмотреться повнимательнее, то складывается впечатление, будто все они парят в воздухе на потолке, по стенам и окнам.

4. Питер Коглер

4. Питер Коглер Dimensions, Питер Коглер.

Головокружительная, футуристическая инсталляция австрийского художника Питера Коглера «Dimensions», наполняет комнату выпуклыми сплетениями, похожими на пульсирующую сеть. Сложные и повторяющиеся конструкции Коглера основаны на сетчатых сетях линий, которые растягиваются и искажаются на компьютере перед печатью в широкоформатные настенные работы. Как и Бриджит Райли, Коглер работает с высоким контрастом чёрно-белого рисунка для максимального визуального воздействия, в то время как умные линейные искажения обманывают наши глаза, заставляя их поверить, что узоры на самом деле являются трехмерными формами, движущимися в пространстве и из него.

Головокружительные работы Питера Коглера.

5. Курт Веннер

5. Курт Веннер День гнева (Страшный суд), Курт Веннер.

Картина американского уличного художника Курта Веннера «Wenner’s Dies Irae» была сделана на участке тротуара в Мантуе, Италия, ошеломляя прохожих своей реалистичностью. Как и многие художники оп-арта, Курт исследует технику анаморфозы, чтобы создать невероятно реальное ощущение глубины и пространства. Основанная на Католической поэме XIII века под названием Dies Irae, эта работа иллюстрирует мёртвых людей, выползающих из огромной дыры в земле в последний Судный день, чтобы решить свою судьбу. Поразительный уровень детального реализма, примененный Веннером как в кирпичной кладке, так и в фигурах, напоминает о великих шедеврах Ренессанса и Маньеризма, вызывая восхищение.

6. Джим Лэмби

6. Джим Лэмби Zobop, Джим Лэмби.

Культовые, радужные инсталляции шотландского художника Джима Лэмби «Zobop» представляют собой призматические проявления цвета. Как и его предшественники в оп-арте, искусство Лэмби объединяет геометрические узоры с сногсшибательными цветами, создавая иллюзию движения независимо от направления радужных линий.

7. Художник JR

7. Художник JR Тайна великой пирамиды, JR.

«The Secret of the Great Pyramid» - впечатляющее творение французского уличного художника JR, будоражит сознание с первых же секунд, позволяя во всю разгуляться воображению. Ему понадобилось более двух тысяч листов бумаги с фрагментами изображения, чтобы воплотить задуманное в реальность. К сожалению, этот невероятный оп-арт был установлен в Лувре только на выходные, ведь образы, как и жизнь, эфемерны.

Современное искусство настолько уникально и многогранно, что порой его так сложно понять и оценить. Впрочем, 10 неординарный инсталляций, вокруг которых до сих пор ведутся бурные споры и обсуждения – наглядный тому пример.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится