«Питер Пэн», «Снежная королева» и др: советские фильмы-сказки с недетским смыслом
751
просмотров
Этими фильмами засматривались. Их разбирали на цитаты, называли домашних питомцев именами героев, учили наизусть песни. Детвора устраивала во дворах импровизированные спектакли, изображая сценки с любимыми персонажами. Сказка была неотъемлемой частью жизни. Девочки мечтали вырасти в прекрасных принцесс, мальчики – в благородных принцев. С детства жили с верой, что добро непременно победит, что всё всегда к лучшему, что хорошее случается с хорошими людьми.

Довоенные и послевоенные сказки часто сводились к классово окрашенным сюжетам, но в 60-е они ушли из детских фильмов. Сказки стали по-настоящему волшебными. Они учили доброте, чуткости, быть смелыми и справедливыми.

Режиссёр Александр Артурович Роу считал народные сказки сокровищем мудрости, завернутым в красивую обложку. Он видел в сказках накопленный опыт поколений, который пытался сохранить и донести до зрителя. В его детских, на первый взгляд, сказках, всегда присутствовала мораль. Именно поэтому они были интересны и детям, и взрослым.

Роу был требователен к себе, к актёрам, которые у него снимались, не делал поблажек даже самым популярным. Используемые им спецэффекты стали прорывом в телевизионном сказочном искусстве. Печь, которая сама двигалась, вёдра воды, которые возвращались на место, дрова, которые «по щучьему велению» укладывались в поленницу. Дети приходили в восторг, потому что все чудеса были настоящими. Над созданием самодвижущейся печи трудились профессиональные инженеры. Для сказки «Василиса Прекрасная» на фабрике игрушек по заказу Роу изготовили 11-метрового Змея Горыныча. Чтобы он свободно двигался были задействованы два десятка человек. Правдоподобнее трёхглавое чудище ещё никто не снимал.

Дети 60-х росли на сказках Роу, сказках режиссёра Александра Лукича Птушко. Даже сейчас серьёзные и солидные взрослые они с удовольствием пересматривают под Новый год «Морозко», помнят и любят «Варвару-красу», «Конька-Горбунка», «Марью-искусницу», «Сказку о царе Салтане», «Руслана и Людмилу».

В 70-80-е телевизионная сказка пережила новый виток. Она стала ещё более творческой. Появилось множество экранизаций произведений мировой классики. Одним из главных сказочников того времени был Леонид Нечаев. Его «Приключения Буратино» стал первым детским фильмом для студии «Беларусьфильм». До этого там снимали преимущественно фильмы о войне.

Чаще всего у Нечаева играли непрофессиональные маленькие актёры. У режиссёра получалось поразительно находить взаимопонимание с детьми. Ему достаточно было шепнуть несколько слов ребёнку на ухо, и он с радостью выполнял режиссёрские указания.

Фильмы-сказки, созданные им, – тонкие, умные, добрые, музыкальные, яркие. Снятые с большим эстетическим вкусом, они и сегодня выглядят современно.

Были и другие режиссёры-сказочники: Михаил Юзовский и его «Там, на неведомых дорожках», «После дождичка в четверг», «Тайна железной двери».

Илья Фрэз – «Приключения жёлтого чемоданчика». Александр Митта и его совсем не детская «Сказка странствий».

Музыкальные сказки-аллегории – их можно выделить в один особый жанр, который придумал и создал режиссёр Марк Захаров. Ни с чем не спутать его «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен».

Случалось, режиссёры, никогда не снимавшие детских фильмов, выпускали на экраны сказку, и она неожиданно влюбляла в себя зрителей всех возрастов, по-настоящему «выстреливала». Так случилось с «Мэри Поппинс, до свидания» режиссёра Леонида Квинихидзе. Позже он признался, что снимал эту историю совсем не для детей и сам был удивлён таким успехом.

Разгадать загадку не сложно. Каждый взрослый – внутри ребёнок: вот главная формула успешного сказочника. Хорошо об этом сказал Александр Митта:

«В художнике, работающем для детей, живут два существа – неумирающий ребёнок и несостоявшийся учитель. Ребёнок, которому никак не удается раствориться в этом плотном взрослом существе. Учитель, которому очень хочется объяснить всем что-то важное, то, что они без него не поймут или поймут не так скоро».

Успех произведения для детей кроется в том, что в нём множество «уровней». За счёт своей многогранности сказки так глубоко проникают в нас. Даже, будучи маленькими, интуитивно мы считываем нечто большее, то, что требует вернуться, пересмотреть, переосмыслить.

В нашей подборке мы собрали детские-недетские сказки, которые большинство помнит, любит и, возможно, готово открыть их по-новому.

Многие старые фильмы-сказки сегодня реставрируют. Это дарит им вторую жизнь и «современный» контекст.

«Не покидай»: люди перестали верить в чудеса, вот они и происходят всё реже

«Не покидай»: люди перестали верить в чудеса, вот они и происходят всё реже

Не покидай (1989)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 8,1

Режиссёр Леонид Нечаев не любил проб. Актёров он подбирал полагаясь на профессиональную интуицию. Главных героев часто находил сам. Высматривал детей на катке, в метро, просто на улице. Леонид Алексеевич никогда не ошибался. В обычном с виду мальчишке ему удавалось разглядеть юную звезду, которая становилась кумиром миллионов. Нечаевские принцы –  одни из самых красивых в советском сказочном кинематографе.

В будущем принце режиссёру виделся один типаж: стройный, с золотистыми волосами, огромными глазами. Его герои были настолько похожи, что многим поклонникам казалось – это один и тот же актёр в разном возрасте.

Игоря Красавина – принца Патрика из «Не покидай» режиссёр встретила вечером в минском метро.

«Уже поздно было, людей мало. Долго его разглядывал – он даже покраснел, что меня особенно умилило. Подсел к нему. Парень испугался – пересел. Пришлось объяснить, что я режиссёр. Игорь, тогда ещё 16-летний мальчишка, заканчивал школу, ему было не до съемок, так что он сразу сказал «нет». Но, правда, потом согласился».

В основу сюжета легла сказка Уильяма Теккерея «Кольцо и роза». Драматург и сценарист Георгий Полонский признался Нечаеву, что мечтает превратить её в театральную пьесу. Режиссёр предложил вместо пьесы сразу писать сценарий, за экранизацию которого взялся как только тот был закончен.

«Не покидай» снимали в самых красивых локациях Минска, Таллина, Ужгорода, во Львове, Ялте, в живописных местах Закарпатья. Казематы в одной из сцен воссоздали в знаменитой львовской аптеке.

Много внимания в фильме уделено костюмам и реквизиту. Стильные наряды героев шили на студии «Беларусьфильм». Большинство из них выставлены в музее белорусского кино.

Загадочных кукол-марионеток смастерила художник Марина Грибанова. Сегодня она возглавляет детский театр «Волшебная лампа» в Москве.

Сказка получилась живой, тонкой, умной, забавной, местами до слёз смешной.

Фразы: «Пусть он не подходит ко мне со своими соплями!» и «Говорят, от вашей светлости грипп ползёт какой-то особенный, нельзя мне его подцепить, у меня внуки...» сегодня звучат весьма актуально.

Музыка композитора Евгения Крылатова, песни на стихи Леонида Дербенёва в исполнении Анатолия Тукиша превратили фильм в волшебную нестареющую классику. Тексты песен трогают до глубины души:

«В часы, когда все бесполезно и смысла нет на свете жить. Над чёрной бездной, жуткой бездной нас держит тоненькая нить. Она надеждою зовется и верить хочется и верить хочется, что эта нить не оборвётся и жизнь не кончится, не кончится...».

Пересказ сюжет картины будет лишним. Её надо смотреть и не единожды, чтобы уловить смыслы, которые пытались донести авторы.

Судьба героя-принца оказалась трагической. Игоря Красавина смущали мешки писем от поклонниц. Он выбрал обычную жизнь – рано женился, работал на буровой. В возрасте 39 лет, в год 20-летия сказки, его не стало из-за болезни сосудов головного мозга.

В прошлом году фильму исполнилось ровно тридцать лет. В декабре 2019 года картину отреставрировали и оцифровали. Прекрасный Патрик по-прежнему улыбается и проникновенно поет, милый недотёпа король Теодор – Вячеслав Невинный, отпускает грубоватые, но смешные шутки, служанка Марселла так же трогательна. Годы идут, а «Не покидай» продолжает дарить надежду.

«Сказка странствий»: жизнь – это большая река

«Сказка странствий»: жизнь – это большая река

Сказка странствий (1983)

Рейтинг IMDb: 7,9; Кинопоиска: 8,0

Фильм режиссёра Александра Митты, который не сумел до конца понять, разглядеть советский зритель, и который так современен, актуален в наши дни.

Возможно, недопонимание случилось из-за того, что картина изначально была заявлена как сказка, на самом же деле – это философская притча с элементами триллера, фильм-фэнтези.

На его показы организовано водили школьников. Первый прокат состоялся в 1983-1984-м году. Дети в ужасе вспоминают о тех сеансах. Кто-то навзрыд плакал, кто-то после боялся засыпать. Совсем недетскую сказку у многих получилось оценить только спустя годы.

«Я в шесть лет его посмотрел. Боялся потом спать на спине. Все из-за сцены, когда Чума коснулась главного героя и он умер, лежа на спине. Потом пришли люди в чёрных балахонах и сожгли его тело. Мне казалось, если я усну, лежа на спине, то ночью придут и сожгут меня».

Чума в фильме, действительно, поражает главного героя – лекаря, изобретателя, мудреца и философа Орландо, которого играет актёр Андрей Миронов. Он помогает юной Марте (актриса Татьяна Аксюта, главная героиня из «Вам и не снилось») в поисках её брата Мая, которого выкрал злой Горгон. Мальчик умеет предсказывать, где находится золото. На этот дар и польстился разбойник.

По напряжённости, глубине, атмосфере фильм очень похож на «Трудно быть богом» Алесея Германа. Режиссёр показывает в картине мрачное, погрязшее в нищете, пьянстве, безделье, средневековье. Герой Миронова, как и дон Румата из «Трудно быть богом», отличается от своих соотечественников: он много изобретает, фантазирует и ратует за сохранение и передачу знаний.

В роли Орландо Андрей Миронов поразил многих. Особенно тех, кто привык к его комическому и лирическому амплуа. Орландо он играет так, словно это его последняя роль. Персонаж очень трагический, многогранный.

Он говорит Марте, которая жалуется на зло окружающих:

«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими».

Юного зрителя в «Сказке странствий» испугало ещё и то, что в картине без скидок на возраст показаны болезни, смерть, горе, предательство. Фильм получился жутким, вобравшим все детские страхи, человеческие пороки.

Картина стала совместным проектом «Мосфильма», чешской и румынской киностудий. Большая часть сцен была отснята в бывшей Чехословакии и Румынии. Проходили съемки и в Крыму. Сцену полёта Орландо и Марты на сконструированном собственноручно летальном аппарате снимали на горе Ай-Петри. Для страховки героев повесили сетку, на которую те должны были упасть. Андрей Миронов очень боялся высоты, но выполнил трюк.

«Сказку странствий» не получится смотреть бегло. Фильм захватывает целиком и долго не отпускает.

Музыку к киноленте создал композитор Альфред Шнитке. Он написал музыкальное сопровождение к более полусотни советстких фильмов.

В наши дни картину можно посмотреть в первоначальном и в отреставрированном качестве. Оцифрованная версия более красочная, но многим по душе мрачный антураж старого варианта.

«Питер Пэн»: все дети, кроме одного-единственного ребёнка на свете, рано или поздно вырастают

«Питер Пэн»: все дети, кроме одного-единственного ребёнка на свете, рано или поздно вырастают

Питер Пэн (1987)

Рейтинг IMDb: 7,7; Кинопоиска: 7,6

Девочки влюблялись в Питера Пэна, мальчики требовали такой же ободок на волосы, чтобы походить на главного героя, которого воплотил на экране непрофессиональный актёр, мальчик из Минска Сергей Власов.

Это была первая экранизация произведения шотландского писателя Джеймса Барри, в которой главного героя играл именно мальчик, до этого роль Питера Пэна исполняли девочки.

Режиссёру Леониду Нечаеву понравилась мягкость и лиричность Серёжи. В его Питере Пэне нет хулиганских замашек, грубости, которая есть в персонаже Барри.

Для многих девочек того времени Питер Пэн стал первой и настоящей экранной любовью, их маленьким кумиром:

«Благодаря Питер Пэну-Серёже для меня сказка стала реальностью. Я не запирала окно – ожидая, что какая-то из сверкающих звёзд начнёт увеличиваться и ко мне прилетит чудесный мальчик. Он заберёт меня в чудесную страну. И сейчас, уже взрослая, я жду Питера Пэна...».

Мечта-ностальгия о вечном детстве. Волшебной стране, где живут потерянные дети, которых возглавляет никогда не взрослеющий Питер Пэн. В этой стране есть горы, море, индейцы, пираты, русалки и полная свобода для приключений. Питер Пэн знакомится с девочкой Венди, которую зовёт с собой в эту страну.

Нечаев специально находил актёров среди обычных детей. Он считал, что так юные зрители ему больше верят.

Главную героиню Венди – тогда 8-летнюю школьницу Елену Попкову режиссёр заметил, когда та пришла с родителями на экскурсию в «Беларусьфильм». Это был первый игровой опыт Елены. До этого она не участвовала даже в школьных спектаклях.

Сказку снимали в Минске, Батуми, Крыму. Юных актёров на съёмках сопровождали их мамы.

По сюжету Питер Пэн использует волшебный порошок, который заставляет детей летать. Актриса Елена Попкова вспоминает, что «летали» они на самом деле. На специальных тросах детей поднимали под самый потолок. Было не страшно, скорее, – забавно.

Несмотря на яркую, запоминающуюся внешность, огромное количество поклонников, ни Елена, ни исполнитель главной роли – Сергей Власов, профессиональными актёрами не стали. Сергей проживает в Минске, окончил Радиотехнический институт. Елена работает главным бухгалтером в райисполкоме города Гомеля (Беларусь).
Юные звёзды будто на самом деле остались верны завету Питера Пэна, в глаза зрителей они не повзрослели.

В финале мальчик Питер Пэн прилетает к уже повзрослевшей Венди. У неё ребёнок, она не может больше с ним лететь. Теперь в страну детства отправляется её дочь. Венди грустно вздыхает: «Как же мне хочется полететь с вами!».

Музыку к картине написал композитор Игорь Ефремов, слова песен –  поэт Леонид Дербенёв. После выхода картины фирма «Мелодия» выпустила диск с композициями из кинофильма, он был мгновенно раскуплен.

История о Питере Пэне – это не только ностальгия по детству. Это и напоминание, что каждый должен беречь своего внутреннего ребенка, возможность хоть иногда возвращаться в ту далекую волшебную страну.

Для целостного восприятия стоит знать, что писатель Джеймс Барри вложил в своё произведение весьма печальный подтекст. Его старший брат Дэвид погиб в 14-летнем возрасте. В своей знаменитой книге Барри навсегда оставил Дэвида юным мальчиком. Зная об этом факте, трактовка сказки выглядит совсем иначе.

«Снежная королева»: вечность – это бессмертие

«Снежная королева»: вечность – это бессмертие

Снежная королева (1966)

Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,6

Фильму более пятидесяти лет, а он не утратил свою фирменность, очарование и важный посыл.

История Ханса Кристиана Андерсена, превращённая в пьесу и сценарий фильма драматургом Евгением Шварцем.

Сценарий был написан Шварцем до начала войны. Удалось даже отснять часть материала, но съемки были прерваны. В 1943 году руководство студии решило вернуться к отснятому материалу и продолжить работу, но юные актёры за это время выросли. «Снежную королеву» пришлось отложить на неопределённый срок. Декорации, которые создавались для фильма, были использованы при съемке фильма «Золушка» в 1947 году.

Спустя почти два десятилетия к уже готовому сценарию обратился режиссёр Геннадий Казанский. На роль Герды он пригласил юную актрису Елену Проклову. Её работа в фильме «Звонят, откройте дверь» впечатлила режиссёра. В этой картине Елена играет пятиклассницу, которая влюблена в десятиклассника.

Мальчика Кая, в версии Шварца – Кея, Казанский доверил сыграть школьнику Вячеславу Цюпе. До этого он уже играл в сказке «Город мастеров».

Казанскому хотелось снять по-настоящему масштабную экранизацию. Местом съемок он определил Таллин. Снимали в старом квартале города, где сохранилось множество красивых исторических зданий.

Режиссёр решил, что горы в картине так же должны быть подлинными. Потому часть съемок, где Герда встречается с разбойниками, была отснята в Карпатах.

Метель Казанскому захотелось показать максимально убедительно и съемочная группа отправилась на Финский залив. Там, при двадцатиградусном морозе, съёмка длилась почти сутки. Дети грелись возле обогревателей, а взрослым актёрам пришлось мёрзнуть.

Впечатляющие и завораживающие величием покои Снежной королевы были сняты без каких-либо спецэффектов в павильоне студии «Ленфильм». Актёры вспоминают, что в студии было очень жарко и изображать ощущение ледяной мрачной пещеры было непросто.

Особый колорит фильму придал образ главной героини – Снежной Королевы. Актриса Наталья Климова, которая её сыграла, впечатляла своей «нездешней» красотой. В королевском гриме и наряде она выглядела устрашающе прекрасной.

Климова с удивительной внешностью и многообещающим актёрским будущим, сыграла совсем не много ролей. Её величественной красотой можно полюбоваться в фильме «Снегурочка», где она играет Весну, также в роли Хозяйки Медной Горы в «Сказке Уральских гор». Актриса ушла из кино на пике карьеры из-за сложной болезни, которую удалось победить, но в профессию она не вернулась.

Анимация, которая сейчас выглядит мило и наивно, не портит впечатление. Возможно потому, что юная Елена Проклова – Герда играет очень убедительно. Даже с искусственными воронами она разговаривает так, что начинаешь верить в то, что они настоящие.

За свою роль девочка получила две престижные кинонаграды.

Чтобы взрослым картина так же была интересна, режиссёр использовал много юмора, ироничных фраз и замечаний. Чаще всего их отпускает обаятельный король – Евгений Леонов. Артиста, который органичнее сыграл бы этот образ, сложно было найти. Его монарх любит шутить, ему нравится мороженное, он искренне считает, что король имеет право быть коварным.

Особенно впечатлил зрителей финальный эпизод во дворце Снежной королевы, когда крохотный Кей с безжизненно бледным лицом пытается из льдинок сложить слово «вечность».

Почему именно вечность, а не любое другое слово? За ответом стоит обратиться к первоисточнику – одноименной сказке Андерсена. В советское время почти все сказки писателя были подвергнуты цензуре. В них был отсечён библейский мотив. «Снежная королева» в действительности – произведение сложное, многоплановое, самое детское и взрослое одновременно. В нём Андерсен пишет о вере, силе любви, преодоление, о вечности, которая и есть бессмертие.

«Сказка о звёздном мальчике»: равнодушие не способно принести счастья

«Сказка о звёздном мальчике»: равнодушие не способно принести счастья

Сказка о звёздном мальчике (1984)

Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,7

Сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» («Звёздный мальчик») напоминает историю Гарри Потера. Мальчик без родителей, на которого возложена миссия. Разница в том, что герой Поттера – изначально наделён всеми положительными человеческими качествами. Мальчику-звезде, напротив, предстоит разобраться в себе: жестокость сердца сменить на сострадание, под гнётом жизненных обстоятельств понять, что любовь, искренность важнее внешней красоты.

Режиссёр Леонид Нечаев взял на эту роль 12-летнего школьника Павла Чернышёва, которого случайно встретил на катке. До этого он «пробовал» десятки юных актёров и лишь в Павле увидел того самого Звёздного мальчика со сказочной, неземной красотой.

«Было интересно представить себя в роли «звёздного принца», - вспоминает Чернышёв. – Вокруг красивые сказочные декорации, необычные костюмы. Я по-настоящему верил в сказку, которую мы снимали».

Нечаев изменил сюжет Уайльдовской сказки, добавив научно-фантастический мотив. Загадочный мальчик попадает на землю с другой планеты с особой миссией – разучить землян испытывать чувства. Его мать отправляется вслед за ребенком. Десять лет она ищет сына. Поиски истощают женщину, превращают в безобразную нищенку. Такая мать не нужна прекрасному мальчику. Он отвергает её.

Режиссёр пытается раскрыть сложную тему внешней привлекательности и внутреннего содержания, несоответствия одного другому. Показать, что важнее доброе сердце. Будучи прекрасным внешне, жестокое сердце делает главного героя отталкивающим. Нечаев размышляет о том, что возможность испытывать чувства и делает нас людьми, а равнодушие не способно принести счастья.

Сказочное средневековье воссоздали в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Декорацией выступил игровой город для детей – Андерсенград. Специального съёмочного павильона не строили. Использовали уже  имеющиеся постройки.

Андерсенград можно посетить и сейчас. Пройтись по местам съёмки «Сказки о звёздном мальчике». Сохранилась даже пушка, которая мелькает в кадре. Это подлинное орудие, которое было поднято со дна Балтийского моря.

От Санкт-Петербурга до Андерсенграда можно добраться всего за два часа.

Скоромность декораций компенсировала прекрасная игра актёров. На роль матери Нечаев пригласил литовскую актрису театра и кино Гражину Байкштите. В фильме она поразительно красива, утончённа и кажется, правда, попала на землю с другой планеты. В советское время актрису считали одной из самых эффектных женщин кинематографа.

Матлюба Алимова, известная по роли Насти в киноэпопеи «Цыган», ярко и незабываемо сыграла цыганку-гадалку и в «Звёздном мальчике». Запомнился и полюбился Иван Мацкевич в роли доброго, мужественного лесника. До этого Мацкевич уже снимался у Нечаева в сказке «Проданный смех».

«Детское кино не должно быть слишком сложным, - считал режиссёр. – Самое простое для восприятия – это мелодия. Поэтому от музыки здесь требуется в первую очередь мелодизм».

Его фильмы, правда, очень мелодичны. Поклонники говорят:

«Тот, кто увидел «Сказку о звёздном мальчике» когда-то давно, в детстве, тот слышит её мелодию всю жизнь».

Музыку к картине написал композитор Алексей Рыбников. Основная мелодия фильма – тема матери. Именно музыка придает сказке особую волшебную атмосферу, космические звуки словно переносят зрителя на другую планету – место рождения Звёздного мальчика.

Для более глубокого понимания смысла стоит прочесть одноименное произведение Оскара Уайльда.

Поклонникам его творчества понравится чёрно-белый фильм-спектакль «Звёздный мальчик», который вышел на экраны в 1958 году. В нём нет «космической» линии и он больше соответствует первоисточнику.

«Мери Поппинс, до свидания»: счастлив тот, в ком детство есть

«Мери Поппинс, до свидания»: счастлив тот, в ком детство есть

Мери Поппинс, до свидания (1983)

Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 8

Самая необычная, любимая многими, самая обсуждаемая, породившая массу странных версий и трактовок экранизация романа Памелы Трэверс «Мэри Поппинс».

Леонид Квинихидзе, режиссёр картины, во многих своих интервью говорил, что намерен был снять музыкальную историю для взрослых, его удивило, что фильм настолько полюбился детям.

Изначальный сценарий картины, написанный Владимиром Валуцким по двум переведённым в Советском союзе книгам о няне-волшебнице, не предполагал такого объема музыкальных номеров. Они появились после того, как к работе над фильмом подключился композитор Максим Дунаевский и поэт Наум Олев. Шесть песен были готовы уже до начала съемок.

Решили снимать прямо на территории «Мосфильма». Для съёмок построили настоящий городок в английском стиле. Так появилась улица Вишнёвая. Пруд и беседка – это часть природных мосфильмовских декораций. Для одной из сцен тщательно искали английскую машину «Астон Мартин», которую, увы, не нашли и заменили её на немецкий «Мерседес».

Роль Мэри досталась Наталье Андрейченко случайно. Изначально на неё была утверждена Анастасия Вертинская. Квинихидзе даже успел отснять с актрисой несколько эпизодов, но ей не нравились песни. Вертинская посчитала их нелепыми, образ няни Мэри виделся ей совсем другим. Режиссёру в спешке пришлось искать другую актрису. Посмотреть Андрейченко ему посоветовал композитор Максим Дунаевский. На тот момент они с Натальей встречались и после окончания съёмок поженились.

Квинихидзе возразил:

«- Наташа, мне нужна изящная леди. Для меня ты русская красавица из «Сибириады»

- А что тебе нужно?

- Нужна леди Совершенство. Тебе прежде всего надо похудеть.

Через две недели Андрейченко появилась перед режиссёром, похудевшая на 15 килограмм. Роль Мэри стала лучшей в её каръере

«Мне невероятно повезло, что довелось сняться в такой картине и в такой роли, – призналась актриса. Мэри Поппинс – удивительное создание. Это связь наших поколений. Она как бы переводит язык взрослых на язык детей».

К исполнителям детских ролей у режиссёра было два требования – они должны быть пластичными, хорошо двигаться и очень работоспособными, снимать предполагалось по двенадцать часов в сутки.

Роль Джейн Бэнкс досталась племяннице Майи Плисецкой Анне. Среди остальных детей девочка сама выбрала мальчика, который мог сыграть её брата – им оказался Филипп Рукавишников, сын известного художника Александра Рукавишникова.

Дети с большим усердием играли в сказку, но в дальнейшем судьбу с кино не связали. Филипп стал скульптором, Анна продолжила обучение в балетной школе и стала балериной.

Роль неприятной мисс Эндрю исполнил Олег Табаков.

Живая игра актёров, их музыкальность, харизма, сделали фильм культовым. Песни «33 коровы», «Жил да был брадобрей», «Ветер перемен» в одночасье стали хитами. Пластинки с ними расходились гигантскими тиражами.

Картина получилась магически притягательной. В ней чувствовался какой-то скрытый смысл, который уловили даже юные зрители. Дети поверили, что в младенчестве они понимали язык птиц и зверей, умели слушать ветер, творить чудеса.

Взрослый зритель увидел в фильме свои подтексты. Появилась даже странная трактовка, что в киноверсии есть отсылки к «Мастеру и Маргарите», а Мэри Поппинс – прототип Воланда.

Особенно взбудоражил зрителей постер французского фильма «Приглашение в путешествие» (Invitation au voyage), который появился в кадре. По сюжету этого кино: брат и сестра состоят в любовных отношениях. Сестра гибнет, принимая ванну из молока. Брат переливает молоко из ванны в бутылки, пьёт его и превращается в погибшую сестру. Зрителей поразило, что в «Мэрри Поппинс» дети весь фильм пьют молоко и даже поют о нём песню.

Создатели фильма этот факт никак не комментировали, а композитор Максим Дунаевский утверждает, что подобное совпадение – чистая случайность.

«Чёрная курица, или Подземные жители»: образец советской готики

«Чёрная курица, или Подземные жители»: образец советской готики

Чёрная курица, или Подземные жители (1980)

Рейтинг IMDb: 6,4; Кинопоиска: 6,6

Фильм-сказка – философская притча, которая не имеет ценза по возрасту и будет интересна как детям, так и взрослому зрителю. Каждый увидит в одноименной сказке Антония Погорельского свои смыслы.

Ровно сорок лето тому назад художественное произведение экранизировал украинский режиссёр Виктор Гресь. До сих пор никому не удалось повторить успех этого загадочного, мистического, завораживающе красивого кино.

Повесть о мальчике Алёше, который вынужден жить далеко от родителей в пансионе Петербурга, терпеть ежедневную муштру, режиссёр Виктор Гресь, следуя замыслу автора сказки, превратил в волшебную шкатулку с секретом.

Чёрная курица, спасённая жалостливым мальчиком, оказывается настоящим министром в подземном царстве. Жители этого царства и его король невероятно добры к Алёше. За спасение министра-Чернушки они дарят ему волшебное семечко, благодаря которому, мальчику становятся доступны все книжные знания.

Отсылка к блиблейскому сюжету, когда человек вкусил яблоко с дерева познания и возгордился. Только в этой истории испытания ждут детскую душу.

Тонко показаны метаморфозы, которые случаются с мальчиком. Как в нём происходит борьба добра и зла. На чью сторону он встанет и как Алёше суждено поплатиться за свой выбор.

Фильм – грустная, лирическая симфония по уходящему детству, его мечтах, фантазиях. Алёша становится отроком, взрослеет. Его внутренний мир меняется. Что-то очень ценное и важное уходит.

В то, что руку создателей фильма будто направляло провидение, веришь после слов режиссёра:

«Встреча с Виталием для меня – подарок Божий, – рассказал режиссёр о случайном знакомстве с Виталием Сидлецким из Мурманска. Мальчик приехал в Киев навестить сестру, которая занималась в балетном училище. – Я просто обомлел. «Узнал» того юношу, которого представлял себе, читая в детстве «Чёрную курицу». Поражали его ангелоподобные, светящиеся глаза. Была у него важная особенность: из-за болезни эндокринной системы он, пятиклассник, был ростом чуть больше пятилетнего ребенка. Помню его очень тонкую кожу, через которую просматривалась каждая вена и прожилка. Операторы поражались тому, что его лицо излучало сияние, попадая под свет камеры. Хотя не было в нём выдающихся способностей, он брал душевностью».

Виталий всегда был белой вороной среди ровесников. Его легко было довести до слёз, мальчик рос чутким и сентиментальным. Профессиональным актёром он не стал, помешали обстоятельства.

«То, что у Виталика не сложилась актёрская карьера я не жалею, - признался Гресь в одном интервью. – За ним пачками режиссёры бегали. Он вложил всего себя в «Курицу». Из него вышел бы потрясающий священник, но не актёр. Пусть зрители сожалеют о том, что не увидят никогда, как вырос мальчик Алёша».

Режиссёр с большой тщательность и уважением к оригиналу воссоздал все детали сказки: интерьеры, картины, казарменную обстановку пансиона.

Благодаря гениальной работе операторов Владимирова и Степанова, которые отсняли весь фильм на отечественную негативную плёнку (приём, который позже будет использовать оскароносный оператор Эмманюэль Любецки), картина получилась словно мираж, загадочный сон. Цвета настолько живописны и гармоничны, что закрадывается сомнение в рукотворности фильма.

Венчает всё пронзительная музыка Олега Каравайчука, которая звучит словно мелодия старинной музыкальной шкатулки.

«Обыкновенное чудо»: порою волшебство случается не в сказке, а в жизни

«Обыкновенное чудо»: порою волшебство случается не в сказке, а в жизни

Обыкновенное чудо (1978)

Рейтинг IMDb: 8,2; Кинопоиска: 8,2

Сказка с грустным концом может многому научить людей, а сказки со счастливым годятся только для детей, – так считает волшебник из сказки «Обыкновенное чудо» режиссёра Марка Захарова.

Он сочиняет для своей жены печальную историю о медведе, который стал человеком. Любовь и поцелуй принцессы могут отнять у него эту привилегию и превратить обратно в дикого зверя. Возможно ли счастливое окончание такой истории? Имеет ли силу любовь победить страх?

Захаров умышленно не дает своим персонажам имён. Они не должны ни с кем ассоциироваться. Сказочный мир – выдумка, фантазия, в которую погружается зритель.

Его волшебник не носит мантию, а одет в уютный домашний свитер. Его король хитёр и коварен, но при этом – невероятно мил и обаятелен. Его главный герой – Медведь – в ужасе сбегает от принцессы. Зрителю кажется, что он смотрит сказку, на самом же деле, сквозь сказочный реквизит, проглядывается настоящая драма, в конце которой режиссёр путает карты и поражает неожиданной развязкой.

Поклонники фильма привыкли к названию «Обыкновенное чудо», многие не знают, что сказка могла называться «Медведь». Так свою пьесу нарёк автор – драматург и писатель Евгений Шварц. Он завершил её в середине пятидесятых. В 1964 году по пьесе был снят фильм-спектакль.

Идея новой экранизации Захарову не очень приглянулась, но подкупил лирический настрой, драматичность истории. Он решил превратить пьесу-сказку в музыкальный фильм, а на главные роли пригласить любимых и популярных в 70-е артистов. В роли сказочника режиссёр видел только Олега Янковского. Роль короля без предварительных проб досталась Евгению Леонову. Медведя доверили сыграть 25-летнему Александру Абдулову. Он очень гордился этой ролью и возможностью поработать с настоящими мэтрами кино. Из Андрея Миронова получился обаятельный министр-администратор, сказочной принцессой стала Евгения Симонова, жену волшебника и его музу сыграла Ирина Купченко.

Пригласив на роли негативных героев актёров, которых зритель обожал, Захаров добился глубины и сложности персонажей. В каждом образе двойное дно. Даже самый отъявленный негодяй в его истории вызывает улыбку. Режиссёр будто говорит: абсолютного зла не существует, не здесь, не в его мире. Смотри шире, будь внимателен.

Музыкальность истории делает её по-настоящему волшебной. Специально для фильма было написано шесть песен. Захарову хотелось, чтобы у каждого героя была своя запоминающаяся партия. Автором музыки стал композитор Геннадий Гладков. Тексты песен писал Юлий Ким, правда, под псевдонимом Ю. Михайлов, потому что в то время поэт находился в опале. В СССР он участвовал в диссидентском движении, был против реставрации сталинизма.

Любимого многими фильма вообще могло не быть. В преддверии съемок у Олега Янковского случился сердечный приступ. Захаров пообещал артисту, что снимать будет только его и согласен ждать, пока тот не поправится. Янковскому обещание придало силы победить болезнь (он сам говорил об это позже) и снятся в других не менее знаковых фильмах режиссёра.

Актёр Евгений Леонов снимался в «Обыкновенном чуде» после инфаркта, но артист себя не щадил и просил не делать никаких поблажек.

В финале сказки Захаров поступил очень мудро. Он будто решил больше не вмешиваться, дать возможность истории самой выбрать, как закончиться. Так случилось его «Обыкновенное чудо» – волшебство не в сказке, а в жизни.

«31 июня»: история настоящей любви, которая встречается раз в тысячу лет

«31 июня»: история настоящей любви, которая встречается раз в тысячу лет

31 июня (1978)

Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,9

Опальный в Советском союзе фильм, который после выхода и премьеры на телевидении тут же лёг на полку. Семь лет «31 июня» был запрещён к показу, несмотря на то, что ничего крамольного в самой телесказке не было.

Дело в том, что исполнитель одной из главных ролей – танцор Большого театра Александр Годунов во время гастролей попросил политического убежища в Америке. Артист смог остаться в США сам, но ему не удалось добиться воссоединения с женой Людмилой (также партнёршей по фильму). Пару называли «Ромео и Джульетта холодной войны».

По иронии, влюблённые из сказки-фэнтези «31 июня» режиссёра Леонида Квинихидзе также не могут воссоединиться.

Его принцесса Мелисента живёт в двенадцатом веке, её возлюбленный – художник Сэм Пенти в двадцать первом. Злой волшебник Мальгрим устраивает их встречу на Звёздном мосту. За возможность быть вместе он просит слишком большую плату. Паре остается лишь путешествоваться во времени.

В основу истории легла повесть английского писателя Джона Бойнтона Пристли, но Леонид Квинихидзе существенно изменил сюжет оригинальной книги с помощью сценариста Нины Ильиной.

В книге Пристли много юмора, он развлекается с героями и читателем. Из-за этого на родине писателя повесть сочли поверхностной. Автор возразил, что Сервантес писал своего Дон Кихота как потешную историю, а сегодня мы проливаем над ней слёзы. Всегда нужно смотреть глубже.

Его главный герой – художник не занимается творчеством, а сочиняет рекламу для дамских чулок. Тем, что его возлюбленная живёт в прошлых столетиях, автор пытается подчеркнуть – на самом деле Сэм призван создавать вневременные классические произведения, а не тратить талант на дела-однодневки.

Квинихидзе пригласил в картину композитора Александра Зацепина. На музыкальной студии в собственной квартире он создал для фильма неповторимые аранжировки, смешав множество музыкальных стилей. Главные песни: «Ищу тебя» и «Мир без любимого» мгновенно стали хитами.

«31 июня» не только невероятно музыкален. Пластика актёров завораживает. Квинихидзе все главные партии отдал балетным артистам. Режиссёра не смутило, что многие из балетных танцоров оказались в то время в опале из-за отказа возвращаться с гастролей на родину.

В последствии, это решение пусть и уложило фильм на полку на семь долгих лет, но спустя годы превратило его в образец настоящего искусства.

Об этом компромиссе творца хорошо сказал режиссёр Сергей Соловьев:

«У меня есть один критерий настоящего – стыдно или не стыдно. Это единственное, что будет важно в будущем».

Прекрасная Мелисента – балерина Наталья Трубникова из-за скандальной славы телесказки так и осталась актрисой кинопроб. Долгие годы ей не давали роли, считая, что танцовщица так же сбежит за границу.

В роли влюбленного художника снялся Николай Ерёменко (младший). Он единственный в картине не поёт и не танцует.

«31 июня» - один из немногих фильмов о большой любви, где влюблённые ни разу не целуются.

Не многие знают, но за год до премьеры сказки, на экраны вышел телеспектакль «Лишний день в июне». Роль художника Сэма в нём исполнил Михаил Боярский, принцессу сыграла Лариса Луппиан. Единственное, что можно найти в сети от первой постановки – аудиозапись не самого хорошего качества и несколько фото актёров со съёмочной площадки.

«Золушка»: никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце справедливым

«Золушка»: никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце справедливым

Золушка (1947)

Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 8

Самый волшебный и самый новогодний фильм-сказка, созданный в непростое послевоенное время.

Живее, ироничнее, смешнее экранизацию сложно найти. Сказке исполнилось 73 года, но ни одна шутка не утратила актуальности. Фильм до сих пор разбирают на цитаты и отгадывают по знаменитым фразам:

«Ведь это очень вредно – не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Ведь так и заболеть можно».

«Давно превратила бы её в лягушку, но, к сожалению, у старухи огромные связи».

«Ухожу! Ухожу немедленно в монастырь!».

«Простите меня, я не волшебник, я только учусь».

Удивительный сценарий – шедевр драматурга Евгения Шварца. Сняла картину режиссёр-сказочница – Надежда Кошеверова. Сценарий Шварца был прочитан на «Ленфильме» в мае 1945 года, отправлен в Москву и принят почти без правок. Музыкальную комедию посчитали весёлой и остроумной.

Интересно, что фильма могло и не быть, если бы муж Кошеверовой – театральный режиссёр Николай Акимов ранее не уговорил Шварца написать сценарий, а жену – поставить фильм. Акимов придумал костюмы, декорации, даже подобрал актёров на главные роли. Он был вдохновителем картины.

Исполнительницу главной роли, в буквальном смысле, отвоевал Евгений Шварц. Никто не хотел брать на роль Золушки возрастную актрису. Янине Жеймо на тот момент было 37 лет. Во время войны она не уехала в эвакуацию с «Ленфильмом», актриса осталась в блокадном Ленинграде, чтобы не бросать больную сестру. Когда появилась возможность выехать, поползли слухи, что поезд, в котором была Жеймо разбомбили. Муж актрисы тут же нашёл другую женщину. В момент невероятного душевного опустошения ей предложили сыграть Золушку. Янина ухватилась за роль – это был её шанс выжить.

Жеймо очень не нравилась Сталину, но Шварц шёл наперекор руководству, доказывая, что Золушка и не должна быть похожей на диснеевскую принцессу. Такая быстро наскучит Принцу. Его может привлечь только доброта, детская непосредственность. В пережившей столько бед Янине Жеймо это все было.

Те, кто «обличает» и ругает главную героиню за возраст должен понять главную мысль, которую хотели донести создатели сказки: мир не обязательно принадлежит красивым, но прежде всего людям с добрым сердцем. 

Создатели картины, действительно, рисковали по-крупному. Эраст Гарин, которого пригласили на роль доброго Короля, был любимым учеником расстрелянного театрального режиссёра Мейерхольда. До последнего он надеялся, что учитель жив. Даже откладывал деньги, чтобы, когда тот вернётся, купить ему вещи первой необходимости. 

На разбомбленной и сожжённой киностудии почти не было декораций. Платья для героинь шили из занавесок и скатертей. Уже гораздо позже, съёмочной группе достался вагон конфискованных костюмов берлинского театра. Бальные наряды Золушки создавали из обрезков ткани, ими щедро поделилась Фаина Раневская, которая играла роль мачехи. Волшебный головной убор Феи-крёстной был создан из разобранного чешского бра, которым также пожертвовала Раневская.

История каждого актёра – поразительна и заслуживает отдельной публикации. Удивительные импровизации Фаины Георгиевны, чистота и наивность юного Пажа – Игоря Клименкова, который посвятил жизнь музыке и собственноручно изготавливал гитары. В конце жизни он ослеп, но создавать музыкальные инструменты не бросил.

В «Золушке» 1947-го года масса скрытых смыслов. Картина невероятно легкая, умная, ироничная и, в то же время, по-настоящему волшебная. Её обожают дети, с удовольствием пересматривают взрослые. Создатели фильма, актёры вложили в него душу, именно поэтому десятилетиями любимая сказка не устаревает.

В 2009 году картина была отреставрирована. В США её полностью раскрасили (есть информация, что изначально сказка задумывалась цветной). Реконструкция обошлась в миллион долларов.

Цвета декораций, костюмов, предметов интерьера подбирали по сохранившимся рисункам Николая Акимова.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится