Поль Бодри (Paul Baudry; родился 7 ноября 1828 г. — умер 17 января 1886 г.) — известный французский художник, яркий представитель европейской академической живописи XIX века, мастер религиозного и портретного жанров. Поль Бодри написал много картин с изображением обнаженной натуры и длительное время был членом французской Академии искусств. Его творчество по праву признается искусствоведами эталоном академизма, а биография — образцом успешной карьеры живописца.
Поль Бодри также заслужил громкую славу выдающего фрескиста. Его росписи до сих пор украшают Парижскую оперу, здание Кассационного суда и старинный дворец Шантийи недалеко от французской столицы.
Биография Поля Бодри
Поль Бодри появился на свет 7 ноября 1828 года в городе Ла-Рош-сюр-Йон на крайнем западе Франции в семье простого сапожника. С юных лет у мальчика обнаружился талант к рисованию, который всячески поощряли не только родители, но и их друзья. Более того, муниципалитет родного города выделил молодому дарованию небольшую стипендию, чтобы тот мог продолжить обучение живописи в Париже.
В возрасте 16 лет Поль Бодри отправился во французскую столицу, где его приняли в Национальную школу искусств в качестве студента. Наставником молодого художника был выдающийся педагог Мишель Мартен Дроллинг (Michel Martin Drolling), воспитавший многих известных французских живописцев второй половины XIX столетия.
Обучение давалось Полю легко, в течение пяти лет он был одним из лучших студентов школы, а достойной наградой за отличную учебу для молодого художника стало присуждение Римской премии в 1850 году за картину «Зенобия, найденная пастухами на берегу Аракса». Получение престижной награды позволило Бодри поехать в творческую командировку в Рим на несколько лет для изучения творчества лучших мастеров Ренессанса и античности за счет средств, выделенных Академией.
Наибольшее впечатление на молодого живописца оказали изящные и полные игривого эротизма работы Корреджо (Correggio), в дальнейшем это влияние наглядно отразилось в творчестве французского мастера. По возвращении из Италии Поль Бодри активно принялся за написание картин и уже в 1857 году принял участие в Парижском салоне — крупнейшей ежегодной выставке Академии художеств.
Французская публика и критики благосклонно оценили работы Бодри, а три произведения были отмечены первой премией выставки. С этого момента художник приобрел широкую известность и заслужил славу модного живописца.
Творческая карьера Поля Бодри в дальнейшем сложилась успешно. На протяжении многих лет он получал щедрые заказы на написание портретов и картин на мифологическую тематику, благодаря чему вел весьма обеспеченную жизнь. Но наибольшую известность мастеру принесла деятельность по росписи интерьеров роскошных зданий — дворцов, частных усадеб и общественных зданий.
В течение 10 лет Бодри создал более 30 монументальных художественных композиций, которые и сегодня украшают стены и своды Парижской оперы, дворца Шантийи, а также нескольких парижских отелей и загородных резиденций французских магнатов. Вершиной творчества живописца должно было стать художественное украшение внутреннего убранства Пантеона, но этот грандиозный проект так и остался нереализованным.
По возращении из непродолжительной поездки по Ближнему Востоку Поль Борди скоропостижно скончался 17 января 1886 года в возрасте 57 лет. Великий мастер французской живописи покоится с миром на знаменитом кладбище Пер-Лашез, а место его погребения украшает величественный памятник, изготовленный Полем Дюбуа (Paul Dubois) и Антонином Мерсье (Antonin Mercié).
Самые известные работы Поля Бодри
Выдающийся художник оставил потомкам множество прекрасных произведений искусства, написанных в разных жанрах. И все же, самые известные работы Поля Бодри — это:
- «Зенобия, найденная пастухами на берегу Аракса» (1850) — картина-лауреат Римской премии, принесшая художнику первую известность. Жюри Академии искусств единогласно признало это произведение победителем, а одноименная работа Вильяма Бугро (William Bouguereau) заняла на конкурсе лишь второе место.
- «Жемчужина и волна» (1862) — самая известная картина мастера с изображением обнаженной женской натуры и одна из лучших, созданных мастерами живописи во Франции времен Второй империи.
- «Шарлотта Корде после убийства Марата» (1861) — единственное произведение исторического жанра, написанное Бодри. В отличие от схожей по сюжету картины Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David) «Смерть Марата» (1793) здесь главным героем является не жертва, а убийца.
- Фрески большого фойе оперы Гарнье (1860) — цикл красочных росписей на мифологическую тематику, украшающих стены и потолок огромного помещения. Бодри удалось в кратчайшие сроки выполнить сложный и огромным по масштабам заказ императора.
Поль Бодри навсегда останется в памяти потомков великим мастером живописи XIX века, а его работы — прекрасными образцами европейского академического искусства. Творениями художника и сегодня восхищаются посетители лучших музеев мира.