Жизнь до: что было задолго до хэппи-энда?
А задумывались ли вы о том, что было вначале – еще до того, как ведьма стала злой? Психологи говорят, что истории сказочных антигероинь не только поддаются анализу, но и могут показаться удивительно понятными и близкими нынешним женщинам. Более того, многие наши современницы иногда ведут себя подобным образом и даже повторяют судьбу тех, кого и сами с детства считали злодейками и чьим неудачам радовались.
У каждой отрицательной героини есть история и личная драма. Прямо как в жизни, не так ли?
Дочери злобной мачехи («Золушка»)
Эти девушки были воспитаны жадной и эксцентричной матерью-материалисткой. В большинстве историй их называют «уродливыми сестрами». Их внешний вид, который не соответствует канонам красоты, является дополнительным неприятным подарком судьбы. Его недостаток они пытаются восполнить красивыми костюмами, но даже это вызывает у читателя (точнее, у маленького слушателя) антипатию. Итак, налицо комплексы, вызванные физическими недостатками, и попытка компенсировать это придирками к более везучей в плане красоты сопернице – Золушке.
Сестры описаны как гордые и надменные, поэтому они отличаются от принцесс из популярных сказок. Они не живут в гармонии с природой, не поют ангельским голосом и не проявляют нежности к каждому встречному зайчишке. У обеих жесткий характер. Кроме того, мать воспитывает их с верой в то, что самое важное в жизни – удачно выйти замуж. И желательно за принца. Она не только всячески настраивает их на это и внушает эту мысль – она настаивает и требует результата. Они всегда под давлением явно токсичной родительницы. Несоответствие ее ожиданием – худшее наказание для них.
В одной из версий сказки, написанной братьями Гримм, сестры отрезали себе пальцы и пятки, чтобы втиснуть ноги в злополучную туфлю. В другой версии, написанной ими же, птицы выклевали им глаза. Шарль Перро был не столь кровожаден и удовлетворился тем, что заставил героинь принести публичные извинения сводной сестре. Спасибо Диснею, который тактично умолчал о том, что случилось с этими несчастными девушками после свадьбы Золушки и принца.
Мнение психологов о сестрах Золушки
Отношения между сестрами являются результатом токсичного поведения их матери. Она внушала им, что они недостаточно хороши, а ценность свою могут повысить лишь одним способом – выигрышным замужеством.
По словам исследователей, культ красоты в последние годы набирает обороты. Девочкам с детства навязывают стереотипы, которым они якобы обязаны соответствовать. Нередко это приводит не только к комплексам, но и к серьезным нарушениям здоровья – к расстройству пищевого поведения например. Ради лайков в соцсетях матери тратят огромные деньги на наряды для дочерей, уделяя большее внимание наружному облику, а не тому, чтобы вырастить здоровую личность, пребывающую в гармонии с миром и собой.
Вырастая, девочки лишь множат комплексы и страхи. Они боятся ошибок, не верят в то, что любимы по умолчанию, стараются лишний раз не рисковать, изнуряют себя диетами и спортом, но все равно продолжают сомневаться в себе.
Матушка Готель: «мама умнее»
Готель не похожа на других типичных злодеек. Впрочем, они все друг от друга отличаются.
Она действительно сотворила злодеяние – похитила чужую маленькую дочь ради корыстных целей. Но пока все шло по ее плану, она старалась быть хорошей матерью и давала Рапунцель почувствовать себя любимой, и делала это много лет. Она внушила приемной дочери страх перед миром, однако всегда говорила ей о ее уникальности. Она защищала ее и оберегала.
Давайте вспомним, почему она украла маленькую Рапунцель. Родная мать девочки, заболев, нуждалась в лекарстве. Добыть для королевы волшебный цветок, дарующий здоровье и красоту, считалось делом государственной важности, и его добыли. Но кому он принадлежал ранее? Правильно, матушке Готель. Она боялась старости, она хотела быть красивой, но эту возможность у нее отняли. И она ответила тем же – похитила дитя, унаследовавшее волшебную силу.
Как и цветок под колпаком, она спрятала приемную дочь в башне, чтобы сохранить свое сокровище в тайне. Когда девочка достигла совершеннолетия, начались проблемы «родитель - ребенок». Рапунцель хотела свободы, но Готель не желала расставаться с нею. Это немного похоже на модель поведения многих родителей, не так ли? И сегодня есть немало людей, которые не могут смириться с взрослением детей.
«Мир темен, эгоистичен и жесток. Если он найдет даже самый маленький луч солнца, он уничтожит его», – говорит Готель, и мы понимаем, что произнести такое может только тот, кто пережил разочарования, столкнулся с жестокостью и утратил веру в бескорыстную любовь.
Готель глазами психологов
Специалисты говорят, что главная проблема Готель в том же следовании стереотипам. Она не сумела достойно состариться, смириться с возрастом, осознать прелесть каждого жизненного этапа. Она идет даже на преступление ради молодости и красоты.
И оборачивается это трагично: в конце повествования Готель гибнет, успев на секунды обрести истинный старушечий облик.
Приемную дочь она по-своему даже любит. И хотя ее главным мотивом выступает жажда обладать волшебным сокровищем, она успевает привязаться и к самой девушке.
Авторы вкладывают в ее уста фразу «мама умнее», которую она произносит не раз. Отличный пример родительской токсичности, не правда ли? Образ Готель – замечательный повод для многих родителей взглянуть на себя со стороны и задать себе ряд вопросов насчет воспитания. Как часто мы сами говорим детям эту фразу? Что движет нами в такие моменты? Важно осознать, что опекать ребенка всю жизнь, губя инициативу, обрезая крылья, – это неправильно и нехорошо.
Урсула («Русалочка»)
Шумна, корыстна и неспособна любить. Такова ведьма Урсула.
Нам мало известно о ее судьбе, однако она оговаривается, что раньше жила во дворце, а потом была изгнана. Мы не знаем, что было прямой причиной этого, но можем предположить, что это было связано с магией.
Среди большинства антигероинь Урсула действительно обладает властью. Но ее положение зыбко, власти маловато, а способностей и амбиций более чем достаточно. Она хочет править, хочет, чтобы ее слово было главным. Она колдует, хитрит, строит ловушки… Но давайте взглянем на дело с другой стороны.
Морской царь Тритон, обладающий не меньшей магической силой, почему-то наотрез отказывается слышать родную дочь. Он не помогает ей, осуждает ее, оглашает свои запреты, не вникая в ее чаяния и мечты. Именно ведьма соглашается исполнить мечту влюбленной русалочки, пусть и требуя платы за это. Только в конце истории Тритон, поддавшись на совершенную дочерью провокацию, соглашается помочь ей. Было ли это возможно без вмешательства ведьмы?
Мнение психологов об Урсуле
Властная, амбициозная, уверенная в себе женщина, во-первых, одинока. У нее нет друзей, равных ей, нет семьи, нет ни одной родной души. Ее сподвижники – парочка рыб, но это, конечно, не то общество, которого она достойна. Она компенсирует недостаток (точнее, полное отсутствие) любви, проявляя власть. Ее жуткая коллекция «заблудших душ» является для нее напоминанием о том, что она может заставить всех с собой считаться.
Еще одна проблема – невозможность реализовать потенциал. Она разменивается на свои мелкие козни, ведь достойного дела в ее жизни просто нет.
Заключение
Психологи говорят, что анализировать образы злых героинь невозможно в отрыве от целостных сказочных сюжетов. Личная трагедия, которая при детальном рассмотрении обнаруживается у каждой злодейки, является частью цепи, то есть влечет другие трагедии. Мать сестер Золушки (которая, кстати, тоже не имеет личного счастья) воспитывает закомплексованных дочерей, отравляющих жизнь всем вокруг. Матушка Готель растит Рапунцель, не разбирающуюся в жизни, не умеющую ни сомневаться, ни доверять, действующую только импульсивно, толком не понимающую, что такое любовь. Какой матерью станет она, не знавшая настоящей материнской заботы? Изнывающая от одиночества и нереализованности Урсула крушит судьбы, развязывает семейные ссоры, может погубить любого неугодного.
Описывая все эти трагедии, психологи хотели помочь женщинам не только взглянуть на себя со стороны, но и лучше понять других женщин. Возможно, каждой злодейке и завистнице просто не повезло?