Рассвет европейской публицистики
629
просмотров
Разве публицистика и журналистика — это не одно и то же?

Что такое публицистика?

Сама по себе публицистика — это область литературы, которая освещает актуальные общественно-политические вопросы. Она смотрит на них с позиции определенного класса, стремится воздействовать на общество и поэтому содержит ярко выраженные оценку, призыв и прочее. Как правило, публицистика выступает реакцией общества на какую-то проблему, оказывает реальное влияние на политические движения, поэтому она включает в себя литературу и массовую агитационную, и пропагандистскую.

От художественной литературы публицистику отличает то, что если в первой идея передается через систему образов, то во второй образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли. При этом он может и отсутствовать, не нарушая общего вида публицистической работы. Памфлет — один из самых ярких жанров публицистики. В нем практически всегда присутствуют ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом, а также пламенный призыв к читателю.

Вкраивая публицистику в историю, многие ставят ее близко к журналистике. Сами газеты и журналы назвать публицистикой будет неправильно, но зачастую произведения, которые издавались на страницах первых газет, как раз к ней и относятся. В Западной Европе на развитие социально-агрессивных высказываний и произведений повлияли исторические «неурядицы» XVI-XVIII века: борьба зачатков капитализма с феодализмом, отстаивание свободы в разных сферах жизни, особенно в журналистике и литературе. Проще говоря, на публицистике значительно сказались Великая французская революция, Английская буржуазная революция и период Реформации в Германии. Из-за яркой реакции на социально-политические движения можно сказать, что публицистика — это скорее высшая точка журналистики на границе с литературой.

Вклад Ришелье в публицистику

Первая периодическая газета родилась во Франции. Как это связано с публицистикой? Так или иначе, появление первой в истории периодической газеты и развитие публицистики во Франции в XVII веке все-таки тесно связано. Можно сказать, что во многом все это возникло благодаря кардиналу Ришелье и его окружению.

Уже в начале XVII века во Франции многие понимали, что общественное мнение очень важно для политики. Для контроля и тел, и умов подданных правящим кругам надо было привлечь проповедников и писателей, которые бы защищали их политику. Лучше всех это осознавал кардинал Ришелье. С 1642 года он был первым министром Франции и фактически управлял страной от имени короля Людовика XIII.

В журналистике большинству Ришелье известен тем, что вместе с Теофрастом Ренодо он основал первое в истории периодическое издание La Gazette. Но еще до этого события кардинал много занимался пропагандой. Она была тщательно продумана и по форме, и по содержанию, чтобы содействовать распространению идей или создавать нужное настроение. Ришелье сам участвовал в издании памфлетов, большая часть из них была направлена на борьбу с антииспанскими настроениями. Кардинал использовал больше писателей для прославления своей администрации, чем любой другой государственный деятель. Среди них были Матье де Морг, Франсуа Ланглуа, Сьер де Фанка.

Теофраст Ренодо.

Во многих проправительственных памфлетах, появившихся между 1624—1627 годами, прослеживались две основные темы: восстановление авторитета королевской власти и осуждение испанского народа. Король рассматривался как главный рычаг в жизни нации, а испанцы критиковались за их гордыню, честолюбие и беспринципность.

Правда, в начале 1631 г. Мария Медичи, мать Людовика XIII, развернула кампанию по дискредитации политики Ришелье. В составлении памфлетов против него принял участие Матье де Морг — он перебежал на сторону врагов кардинала. Именно эти агрессивные анонимные памфлеты заставили Ришелье искать новые пути воздействия на общество, а именно La Gazette.

Публицистика в годы Великой французской революции

Еще в период подготовки к Французской революции стала особенно популярна публицистика в формах памфлета, фельетона, газетной сатиры и т. д. Особенно выделились просветители вроде Вольтера, А. Дидро, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Бомарше и др. Можно сказать, что сама революция держалась на нескольких публицистах и по совместительству журналистах того времени. Среди них были Жан-Поль Марат, Камиль Демулен, Максимилиан Робеспьер, Мирабо и другие.

Мирабо и Камиль Демулен часто выступали с пламенными речами в защиту нового порядка. Последний 12 июля 1789 года прямо призывал толпу взяться за оружие, и уже спустя два дня люди штурмовали Бастилию. При этом они оба удачно сочетали ораторское искусство с письменной публицистикой. Мирабо написал Декларацию прав человека и гражданина, и она стала основой свободы слова в стране, легла в основу французского конституционного права. Демулен сначала печатался в газетах Мирабо, а потом основал свой журнал — по сути это был цикл страстных, зажигательных памфлетов по злободневным вопросам. Демулен в принципе не останавливался перед клеветой, если этого требовала революционная необходимость. Так, в памфлете «Фрагмент истории революции» он оклеветал своих политических противников жирондистов, и это привело к их казни на гильотине.

Камиль Демулен

Одним из самых значимых публицистических текстов того времени считается произведение «Что такое третье сословие» Сийеса. Оно убеждает и затягивает читателя в политическое обсуждение. По общему мнению, к наивысшей точке тогдашнюю публицистику привели публикации Марата, а «Народный трибун» Бабёфа можно считать финалом этого небольшого журналистского «ренессанса».

Жан-Поль Марат — друг народа и мученик свободы?

Про Марата надо сказать несколько слов отдельно. Этот человек сначала долго не мог добиться популярности, занимался естественными науками и разного рода писаниной, но после своего трактата «Цепи рабства» (1774) быстро стал движущей силой революции. В итоге именно этот человек способствовал распространению крайнего революционного фанатизма во Франции.

Одним текстом все не ограничилось, в 1789 году Марат выпустил первый номер газеты «Парижский публицист», которую потом переименовал в «Друг народа, или Парижский публицист». Финальное название выглядело так: «Газета Французской республики, издаваемая Маратом, другом народа». Слова «друг народа» позднее стали псевдонимом Жан-Поля Марата. На площадке своей газеты журналист-публицист призывал к самым крутым и жестким мерам против «врагов свободы». Причем к врагам относился не только король и его окружение, но и другие деятели революции.

Жан-Поль Марат.

Лейтмотивом всех брошюр, статей и памфлетов Марата был призыв к насилию и террору. Его обвинения были чисто политическими, но звучали чудовищно. Публицистика Марата была очень эмоциональна, хотя по содержанию статьи однообразны — большинство работ написаны по одной и той же схеме.

Надо сказать, что произведениями «Цепи рабства», «Дар Отечеству» Марат внес большой вклад еще и в разработку теории печати. Дополнение к последнему произведению — «Основа уголовного законодательства» — это целая точная программа развития печати, благодаря которой в 1792 году Марат был избран депутатом Конвента.

Публицистика в Англии

К середине XVII века английская буржуазия окрепла и начала бороться за свои политические права. Взгляды на политическое устройство короля Карла I, парламента и в принципе ведущих деятелей Англии расходились. Фактически их борьба велась с 1640 по 1649 годы: король несколько раз то созывал, то распускал парламент, когда ему было нужно, а представители законодательного органа всеми силами старались ограничить власть короля.

Борьба общества и парламента против Карла I требовала своей аргументации — все это как раз и отразилось в публицистике. Печать и особенно памфлеты были самым эффективным оружием в политической борьбе именно потому, что периодическая пресса в середине XVII в. была еще слабо развита. Сатирические произведения распространялись по всей стране и подробно, в красках освещали политическую борьбу между сторонниками короля и оппозицией.

Даниэль Дефо.

Период с января по август 1642 г. в Англии даже называется «памфлетной войной» между королем и парламентом. Карл I и его сторонники отстаивали теорию божественного происхождения власти короля. По их версии, согласие народа с властью неважно, король ни перед кем не отвечает, кроме бога и своей совести, парламент существует по милости короля и не может самостоятельно издавать законы.

Сторонник парламента Генри Паркер, близкий к партии индепендентов, в своих памфлетах говорил обратное. Он выдвигал теорию народоправства — королевская власть не первична, а вторична. Весь парламент в его лице был уверен, что английская корона получила власть от народа и для народа. По его теории, парламент — это народный представитель, а потому он стоит выше власти короля.

Была и третья сторона. Промежуточную концепцию происхождения государства озвучивал сторонник монархии Томас Гоббс в трактате «О гражданине». Он защищал абсолютизм, но отрицал божественное происхождение власти короля. Гоббс выдвигал принцип «естественного права и договора»: государство образовалось благодаря естественному договору людей, но у подданных нет права расторгнуть его.

Джонатан Свифт.

Надо сказать, что промышленный переворот в Англии и развитие буржуазных отношений в принципе создали мощное развитие публицистики как формы политической борьбы. На появление периодических органов печати вроде The Spectator и широко известных памфлетов Свифта и Дефо повлияли борьба за освобождение Ирландии, чартистское движение и многое другое.

Как связаны античная риторика, свобода печали и публицистика?

Английский поэт, публицист, человек, к которому после памфлета о разводе вернулась жена, полностью ослепший под конец жизни, чьим именем назвали английскую концепцию свободы печати — это, конечно, Джон Мильтон. Пожалуй, самое главное, что для журналистики сделал этот убежденный республиканец — выпустил без разрешения цензоров памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)» в ноябре 1644 года. Он взял в качестве эпиграфа цитату из произведения древнегреческого трагика Еврипида, а в названии скрыта отсылка на речь античного оратора Исократа, которую он произносил перед верховным судилищем в Афинах — Ареопагом. Так и Мильтон обращается к парламенту, высказывая пылкие аргументы против ордонанса о регулировании книгопечатания 1643 года, который снова ввел предварительную цензуру и ответственность за нарушение закона.

Публицист начинает рассуждение в духе речей античных ораторов. Он цепким взглядом окидывает всю историю свободы письменных произведений, заостряя внимание на недостатках цензуры. В частности, Мильтон приходит к выводу, что необходимо читать и хорошие, и плохие книги, прямо сравнивая их с пищей: «…дурные книги — и в этом их отличие — могут послужить для осторожного, рассудительного читателя во многих отношениях поводом к открытиям, опровержениям, предостережениям и объяснениям».

Он создает на страницах «Ареопагитики» образ идеального цензора — человека образованного, творческого (каким он сам и являлся), ведь он «поставлен судьей над жизнью и смертью книг». Однако профессионал будет попросту терять драгоценное время на такой скучной работе. Поэтому, считает Мильтон, цензорами сейчас являются невежественные и корыстолюбивые люди.

Тем не менее сам англичанин продолжительное время занимал пост государственного служащего, который в том числе осуществлял цензуру. Вероятно, Мильтон считал, что лучше него с такой работой никто не справится. Но он до последнего отстаивал свободу английской прессы, и в 1649 году вышел Акт о печати, согласно которому можно было публиковаться без предварительной цензуры, но указав имя, если понадобится.

Английские памфлетисты

Джон Лильберн и Джерард Уинстенли — еще два значимых памфлетиста эпохи Английской революции 1640−1660 годов. Первый был лидером левеллеров — радикальной политической партии, которая выступала против частной собственности, за республику и законодательное ограничение парламентской власти. Второй же принадлежал к самому левому движению — диггерам, защищавшим интересы городской и сельской бедноты. Оба идеолога оказали значительное влияние на публицистов Великой французской революции (1789−1794), а имя Уинстенли можно найти на памятнике борцам за счастье человечества в Александровском саду в Москве.

Джон Лильберн.

Джон Лильберн всю жизнь провел в политической борьбе. Еще в молодости, в 1638 году, он был приговорен Звездной палатой к позорному столбу и публичной порке за распространение запрещенных в то время пуританских памфлетов. Остальных памфлетистов за год до этого, когда Лильберн скрывался в Ирландии, подвергли отрезанию ушей, клеймению каленым железом и пожизненному заключению. Стоя у позорного столба, англичанин произнес пламенную речь и бросил в толпу несколько листовок с запрещенными текстами, за что его посадили в первый раз.

Во второй половине 1640-х Лильберна, на тот момент дослужившегося в парламентской армии до подполковника, заключали в камеру еще два раза — и вновь за памфлеты, направленные теперь против парламента. В своих произведениях Лильберн отстаивал естественное право человека, под которым он подразумевал симбиоз гражданских свобод, таких как, например, свобода печати или неподкупность суда. Он радел за демократизацию Англии и выборность власти, потому что государство создано соглашением «для доброй пользы и блага каждого».

Джерард Уинстенли начал писать в 38 лет, когда он уже стал одним из основателей колонии диггеров в графстве Серри. Первые его произведения были религиозно-философскими, но впоследствии сильно политизировались. «Истинная республиканская свобода заключается в свободном пользовании землею», — так пишет публицист в знаменитом трактате «Закон свободы» (1651). Там он предлагает свои варианты формулировок законов, которые, по мнению Уинстенли, должны быть «краткими и сильными». Он обращается к религии, сравнивая английские законы с законами Моисея в Израиле.

Лидер диггеров предлагает полное изменение системы английского общества, рассуждая о том, что необходимо ликвидировать частное владение землей. Также Уинстенли поднимает в «Законе» тему брака. Он пишет, что изнасилование женщины — это лишение ее женской свободы и что жениться должны люди, любящие друг друга, независимо от рода или приданого. Публицист искренне считал, что в скором будущем произойдут эти изменения, и народ Англии заживет в спокойствии и справедливости.

Английская публицистика после революции

После принятия Билля о правах английская пресса быстро продолжает развиваться. И публицистика не теряет своего веса.

Дефо считают родоначальником современной журналистики, он стал известен благодаря памфлету «Опыт о проектах» (1697). В нем публицист опередил свое время — предложил правительству проложить дороги, поощрять торговлю, дать возможность женщинам получить образование, выплачивать пенсии, создать систему социального страхования, лечить людей в больницах за счет государства.

Настоящая слава пришла к Дефо после анонимной публикации памфлета «Простейший способ разделаться с диссидентами» в декабре 1702 года. С напускной серьезностью и правдоподобным негодованием автор доказывал, что инакомыслящих или диссидентов, не согласных с религиозной политикой недавно вступившей на престол королевы Анны, надо просто уничтожить. Комизм был в том, что Дефо сам был этим инакомыслящим, а его враги не поняли сатирического подтекста произведения. Памфлеты Дефо, вроде «Гимна позорному столбу», были пропитаны иронией, но при этом они живо обличали социальные и политические «ямы», продолжая традицию революционных публицистов.

Считается, что одним из самых страстных и непримиримых оппонентов Даниеля Дефо был Джонатан Свифт. Почти все свои произведения он выпускал анонимно или под различными псевдонимами. Но его работы все равно отличали ярко выраженная сатирическая направленность, ироничность, аллегоричность, эзопов язык и в то же время жесткость и бескомпромиссность по отношению к оппонентам. В своем первом памфлете «Сказка бочки» (1704) Свифт в пародийном свете показал борьбу католической, англиканской и пуританской церквей. Он долгое время боролся за права ирландского народа, создавая своими политическими памфлетами реальный переполох между двумя государствами.

Интересно, что большинство памфлетов Свифта со временем утратили политическую остроту, но превратились в образец иронической сатиры или в хорошо знакомые нам детские добрые сказки, как его роман «Путешествия Гулливера».

Публицистика в годы Реформации в Германии

Немецкая печать и пресса развивались в условиях раздробленного государства. В XVI-XVII веках Германия была разбита на отдельные феоды, где каждый из князей пытался поддерживать абсолютизм в масштабах своего владения. Из-за этого газеты, которые сначала были исключительно информационными, а затем стали информационно-аналитическими, были заключены в локальные рамки.

Реформация в XVI веке и Крестьянская война 1524−1525 гг. дали сильный толчок к развитию публицистических произведений. Реформация — это движение, которое касалось не только церковно-религиозных, но и социально-политических преобразований. Общество менялось, зарождались новые классы, но институт церкви со скрежетом подстраивался под новые реалии. В Германии, как в государстве со слабой центральной властью, этот вопрос был особенно острым — население было недовольно папской курией.

Недостатки церковной системы выразил в своих «95 тезисах» профессор богословского факультета Мартин Лютер, вывесив их на двери университетской церкви 31 октября 1517 года. Сначала папство не восприняло критику Лютера, однако затем начались гонения его сторонников и бюргерского движения. Началась Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера. Народные массы попытались совершить переворот. Однако они не смогли сойтись с бюргерством и потерпели поражение.

Мартин Лютер.

Мартин Лютер и Томас Мюнцер — больше, чем проповедники?

По словам Ф. Энгельса, Реформация касалась, в первую очередь, не церковных проблем, она вскрывала классовые противоречия в обществе Германии. В то время оформилась аристократическая часть духовенства, держащая власть в своих руках и смело ею пользовавшаяся. Городское общество делилось на патрициат, самый богатый слой городского населения, и оппозиции: бюргерскую, чьи требования носили только конституционный характер, и плебейскую, которая состояла из низших масс общества без гражданских прав. Мартин Лютер главенствовал над бюргерской реформацией, Томас Мюнцер — над плебейской.

Трактат Лютера «95 тезисов» стал основой нового религиозного течения — протестантизма. Профессор богословия критиковал современное ему монашество, высказываясь против богатства церкви и того, что духовенство занимало лидирующее положение в обществе. «Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции», — утверждает Лютер, основываясь на своей вере в то, что между человеком и богом не должно быть посредника в виде духовенства.

Томас Мюнцер.

В дальнейшем богослов углубляется в свои рассуждения, создавая памфлеты «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «О светской власти». Так, например, в трактате «О свободе христианина» он говорит о естественном делении природы человека на две части: физическую и духовную. «Вера может править только во внутреннем человеке», то есть на христианскую праведность и свободу не влияют внешние обстоятельства. Ни «воздержание», ни «светские одежды» не принесут душе вреда или пользы. Но обряды необходимы как инструмент сдерживания пороков. Произведения Лютера, на первый взгляд касающиеся только религиозной этики, отражали продолжающуюся борьбу с католической церковью и устоявшимися традициями.

Однако он был против народно-революционного движения, которое возглавлял Томас Мюнцер. Ярко выраженный радикальный реформатор, он хотел полностью ликвидировать традиционную церковь и социально-политический строй, связанный с нею. Его идеи нашли отражение в памфлетах, письмах, листовках: «Защитная речь», «Письмо-тезисы», «О светской власти и организации общин» и прочих. Его желание построить новое общество, в котором народ обладал бы властью, близко к коммунизму, полагал Энгельс. Публицистика Мюнцера крайне отличается от Лютера: так, в «Защитной речи» он прямо и пылко нападает на своего оппонента. Реформатор не стесняется эмоциональных высказываний, защищая бедное население: «Проклятие их позорной власти и разбойничьим нравам!»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится