Сатирические гравюры и полотна Уильяма Хогарта
0
0
0
781
просмотров
В современном искусстве есть много художников, которые прибегают в своих работах к юмору. Но сколько шутливых картин удастся вспомнить из периода рассвета классической живописи? Одним из ярчайших сатириков-живописцев является английский художник и мастер гравюр Уильям Хогарт (William Hogarth). Забавлять своего зрителя он умел, как никто другой.
Живопись | Уильям Хогарт | До обольщения, 1731 и После обольщения, 1731
Гравюра | Уильям Хогарт | Анализ красоты, 1753
Гравюра | Уильям Хогарт | Анализ красоты, 1753
Гравюра | Уильям Хогарт | Промышленность и Праздность, 1747
Гравюра | Уильям Хогарт | Промышленность и Праздность, 1747

Он на личном примере подтверждает высказывание: юмор приходит из бедности. Уильяму «повезло» родиться в нищей семье в Лондоне в 1697 году. Его отец с грехом пополам пытался заработать на кусок хлеба: то выпускал серии учебников, не пользующиеся популярностью, то открывал литературные кафе, которые никто не посещал. Смелые идеи не спасли его от долговой тюрьмы.

Шестеро детей Хогартов умерли, не дожив и до десяти лет. Уильям оказался крепким ребенком. Всю жизнь он сохранял сильный и упрямый характер. В школе Хогарт открыл в себе способности к изобразительному искусству. Благодаря им ему удалось стать подмастерьем у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла. Рисовать цветы и гербы в классической манере Хогарту казалось дурацким занятием. Но занятия в мастерской определили направление его творчества.

Гравюра | Уильям Хогарт | Пивная улица, 1751Переулок джина, 1751

Хогарт начал создавать собственные гравюры. Многие из них носили комический характер и высмеивали пороки английского общества. Его гравюры становились настоящими театрализованными постановками. В двух работах - «Пивная улица» и «Переулок джина» - художник обличает англичан в пьянстве. Здесь виден характерный почерк автора: неправильные, изогнутые линии, даже в мелких деталях, гротескные лица, комичные и порой пугающие ситуации.

Злободневной стала и серия миниатюр «Выборы в парламент», выполненная уже как картины. Происходящее на четырех полотнах можно назвать одним словом – балаган. Множество народа, наличие деталей, вроде музыкальных инструментов, которые передают гомон людского сборища. Конечно, чтобы отыскать все смыслы, заложенные в эти картины, нужно было родиться в то время, или хотя бы очень хорошо его понимать. Но посмеяться над увиденным может и современный зритель.

Живопись | Уильям Хогарт | Выборы в парламент | Предвыборный банкет, 1753-54
Живопись | Уильям Хогарт | Выборы в парламент | Агитация, 1753-54
Живопись | Уильям Хогарт | Выборы в парламент | Голосование, 1753-54
Живопись | Уильям Хогарт | Выборы в парламент | Триумф избранных в парламент, 1753-54

Чаще всего Уильям Хогарт выстраивает сатиру на противопоставлении названия картины с происходящим на ней. Это, например, очень удачно сработало в серии картин «Модный брак», и они стали весьма популярными у современников художника. В шести картинах Хогарт рисует семейную жизнь пары из высшего общества. Все начинается с заключения брачного контракта, где герои выглядят вполне адекватно, хотя жених и невеста сидят спиной друг к другу. Дальше в трех картинах нам намекают на неверность обоих супругов, а лица героев становятся комичными. На последних двух полотнах в результате постоянных измен погибает сначала муж, а затем и жена. На последней картине с матерью прощается маленькая дочь, оставшаяся совсем одна. На ее лице и ноге можно разглядеть черные пятна, что является признаком сифилиса.

Живопись | Уильям Хогарт | Модный брак | Брачный контракт, 1743-45
Живопись | Уильям Хогарт | Модный брак | Вскоре после свадьбы, 1743-45
Живопись | Уильям Хогарт | Модный брак | Визит к шарлатану, 1743-45
Живопись | Уильям Хогарт | Модный брак | Будуар графини, 1743-45
Живопись | Уильям Хогарт | Модный брак | Дуэль и смерть графа, 1743-45
Живопись | Уильям Хогарт | Модный брак | Смерть графини, 1743-45

Интересно также и то, что некоторые исследователи относят Хогарта к основоположникам такого привычного сейчас жанра как комикс. В работе под названием «Карьера проститутки» (A Harlot's Progress), Хогарт воспроизвёл последовательное визуальное повествование, напоминающее действия, как на сцене, придав ему драматический оттенок.

Уильям Хогарт был сподвижником английского Просвещения, но его нравоучения публика воспринимала неоднозначно. За гравюры художнику платили больше, чем за картины, что свидетельствует о предпочтениях его зрителей. Но художник не терял внутреннего запала энергии. Он пишет трактат «Анализ красоты», где утверждает новый взгляд на прекрасное, как на то, «что радует и забавляет глаз».

А забавлять своего зрителя Уильям Хогарт умел, как никто другой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится