Непризнанный гений
Всё, что известно о Вацлаве Писвейце, так это то, что он родился в Праге в 1967 году, позже он эмигрировал в Италию, где и проживает постоянно. Он пишет картины в стиле экспрессионизма, но нельзя сказать, что они пользуются большой популярностью. Видимо, желание быть узнанным и известным и толкнуло художника ко всякого рода поступкам и перфомансам, которые, по словам самого Вацлава Писвейца, служат способом самовыражения либо же протестом против чего-то.
Впервые мир услышал об этом непризнанном гении в январе 2018 года, когда он измазал красной краской статую Урса Фишера «Большая глина» на площади Синьория перед дворцом Палаццо Веккьо. В том же месяце итальянские газеты написали о Вацлаве Писвейце, как об авторе инсталляции в бывшем монастыре Сант-Орсола. Тогда он вывел на фасаде неоновыми лампами название монастыря, а буквы напоминали по форме музыкальные ноты.
Тем самым художник говорил о забытых планах превратить часть комплекса в музыкальную школу Академии Бочелли и пытался привлечь внимание к этому пространству, которое могло бы стать центром общественной и культурной жизни. Кстати, чуть позже художник покрыл часть стен изображением долларов. Правда, в чём был смысл нового акта самовыражения, осталось неизвестным.
Любовь к эпатажу
Спустя пять месяцев после инцидента со статуей Фишера Вацлав Писвейц отличился ещё раз. Теперь он забрался на крышу Палаццо Строцци во Флоренции, Тоскана, выдвинув требование о том, чтобы одну из его картин выставили в музее. Кажется, творение художника так никто и не решился выставлять, поэтому уже 23 сентября 2018 года он решился на совершение, как сам он сказал «акта искусства».
В этот день всё в том же Палаццо Строцци открывалась выставка ретроспективных работ сербской художницы-концептуалистки Марины Абрамович. Вацлав Писвейц вышел вперёд, держа в руках написанный им портрет, подошёл к художнице, глядя прямо ей в глаза. Марина Абрамович даже улыбнулась, думая, что в руках мужчина держит подарок для неё, но затем Вацлав ударил художницу по голове портретом в рамке. Потом Абрамович попросила Писвейца объяснить мотивы этого странного поступка, на что он сказал: «Я должен был сделать это ради своего искусства».
Картина не была защищена стеклом, поэтому просто порвалась. Конечно, художница была потрясена, ведь она сама часто устраивала перфомансы, однако при этом никогда не была жестока и не пыталась причинить вред кому бы то ни было. По её мнению, насилие в отношении других не может создавать искусство. Мэр Флоренции рассказал несколько возмущённой общественности о склонности Вацлава к подобного рода «выступлениям».
Прошло совсем немного времени, и Вацлав Писвейц снова заставил говорить о себе. 1 марта 2019 года он пытался договориться о встрече с директором галереи Уффици, одного из старейших музеев Европы. Для этого он взобрался на парапет и, стоя в обнимку со статуей Энтони Гормли, стал требовать разговора с руководителем Эйке Шмидтом.
4 января 2020 года Писвейц решил проявить солидарность с другим итальянским художником. Он тоже считал, что его работы неправильно оценивают, как средства массовой информации, так и широкая общественность. Солидарность выражалась в том, что непризнанный гений взобрался на рождественскую ель высотой 10 метров, которая была изготовлена Миммо Паладино и установлена на площади Санта Мария Новелла. Полицейские вызвали пожарную вышку и заставили «гения» спуститься вниз, после чего отправили в больницу.
В сентябре 2021 года Вацлав написал граффити со своей фамилией на инсталляции «Райское дерево» Джузеппе Пеноне, а в декабре в квартиру Вацлава Писвейца нагрянула полиция. Стражи порядка подозревали художника в том, что это он во время проведения выставки американского искусства на стенах Палаццо Строцци написал: «Джефф Кунс, женись на мне».
Новый виток активности
Март 2022 года, благодаря политическим событиям в мире, оказался сплошным поводом для проведения акций эпатажного художника. 9 числа он покрасил желто-голубой краской статую Франческо Веццоли «Безумный лев», а спустя всего пару дней он решил, что чёрного полотна, покрывающего статую Давида на площади Синьории во Флоренции, недостаточно для выражения солидарности с Украиной. Поэтому Вацлав Писвейц решил ткань поджечь.
Конечно, ткань сгорела, но сама статуя пострадала от пепла и пламени. Реставрация этой скульптуры, по предварительным подсчётам, обойдётся примерно в 15 тысяч евро. К счастью, на площади давно уже стоит изготовленная в 1910 году точная копия оригинальной работы Микеланджело. Художника задержала полиция и в настоящее время он находится под стражей. Кстати, любители искусства так и не оценили его творческие порывы.
Напротив, они настоятельно советуют полиции показать Вацлава Писвейца докторам-психиатрам, ибо посягнуть на статую Давида нормальный человек, по их мнению, просто не мог. Опасаются любители искусства и того, что чешский художник перейдёт от статуй к картинам, которые он безнадёжно испортит, и их постигнет участь шедевров, повреждённых в своё время вандалами.