Советское неофициальное искусство: мощный инструмент борьбы прогрессивных художников против тоталитарного режима
577
просмотров
Неофициальное искусство СССР — что скрывается за этим строгим названием. Как оно возникло и почему официальные власти преследовали сотни художников по всему Советскому Союзу за их творческие взгляды.

Неофициальное искусство СССР (нонконформистское, андеграудное, альтернативное или подпольное) — совокупность произведений изобразительного и других видов искусства 50-80-х годов ХХ века, которые не вписывались в систему советских культурных ценностей и были под жестким запретом по политическим и идеологическим причинам. Неофициальное искусство СССР объединяло представителей разных авангардистских течений той поры, а его сторонники постоянно подвергались преследованиям властей и травле в печати. Они были лишены возможности свободного общения с массовым зрителем посредством организации выставок или презентации своих работ в средствах массовой информации.

Неофициальное искусство СССР. Юло Соостер. Картина «Глаз-яйцо», 1962

Неофициальное искусство было результатом нежелания части художников творить в рамках жесткой цензуры под строгим надзором партийных органов. Многие его последователи были тесно связаны с диссидентскими движениями и находились под постоянным присмотром КГБ.

Неофициальное искусство СССР. Олег Соколов. Картина «Опьянение», 1964

История неофициального искусства СССР

Неофициальное искусство берет свое начало с момента полного взятия под контроль советским государством всех видов искусства в середине 30-х годов прошлого столетия. На I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году было принято постановление о том, что единственным стилем творчества всех деятелей искусства в государстве признается социалистический реализм. А все остальные художественные течения и направления были признаны чуждыми и запрещенными в пролетарской стране.

Неофициальное искусство СССР. Владимир Немухин. Картина «Композиция с картами», 1965

На этом этапе развития Советского Союза неофициальное искусство находилось в глубоком подполье, а его сторонники считались врагами народа и подвергались жестким гонениям. За малейшие подозрения в отказе от принципов соцреализма художник оказывался вне закона. Деятели искусств, выражавшие несогласие с линией партии, на показательных судебных процессах приговаривались к длительным тюремным срокам и попадали в лагеря системы ГУЛАГ.

Неофициальное искусство СССР. Оскар Рабин. Картина «Городской пейзаж с масляной лампой», 1965

Жесткое преследование сторонников неофициального искусства продолжалось вплоть до прихода к власти Никиты Хрущева и разоблачения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году. Послабление контроля со стороны партии многие деятели искусств восприняли как начало эры свободного творчества. В разных регионах страны стали возникать объединения художников — приверженцев различных направлений авангардизма. Но эти группы были очень малочисленными и разрозненными, у них не было единого руководства.

Неофициальное искусство СССР. Михаил Кулаков. Картина «Папа-ангел», 1970

В новых реалиях представители неофициального искусства намеревались выйти из подполья и стать частью советского художественного сообщества, но их мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. В декабре 1962 года Никита Хрущев посетил выставку «30 лет МОСХ», на которой были представлены работы приверженцев авангардизма. Советский лидер резко раскритиковал увиденные работы и заявил, что такое художественное творчество советскому народу не нужно.

Неофициальное искусство СССР. Михаил Шварцман. Картина «Вино изумления», 1975

Сторонников неофициального искусства после смерти Сталина больше не сажали в лагеря, но их работы находились под жестким запретом для широкого показа. Государство всячески подавляло творческое инакомыслие, принуждало художников к выезду за рубеж и вело постоянное наблюдение за ними.

Неофициальное искусство СССР. Эрнст Неизвестный. Памятник Никите Хрущёву на Новодевичьем кладбище, 1970-е

Наиболее ярким примером отношения Советской власти к неофициальному искусству стала так называемая Бульдозерная выставка в 1974 году. 15 сентября группа художников организовала на пустыре на окраине Москвы самовольный показ работ, которые были безжалостно уничтожены сотрудниками МВД и КГБ при помощи автомобильной спецтехники. Неофициальное искусство СССР просуществовало до середины 1980-х годов. Только после объявления Михаилом Горбачевым в стране курса советского общества на перестройку и гласность авангардизм перестал подвергаться гонениям и был признан властями.

Неофициальное искусство СССР. Михаил Шемякин. Картина «Метафизическая голова», 1980

Особенности неофициального искусства СССР

В условиях советской тоталитарной системы любые проявления творческого инакомыслия жестоко подавлялись властями. Так сформировались отличительные особенности неофициального искусства СССР:

  • Отсутствие рыночных отношений. Авторы не могли продавать свои произведения на рынке и полностью посвятить жизнь искусству. Они вынуждены были совмещать творчество с официальной работой, чтобы избежать тюремного срока за тунеядство.
  • Замкнутость (элитарность). Творческие группы художников были очень малочисленными, их участники считались изгоями общества, лишенными возможности показать свои работы широкому зрителю.
  • Огромное разнообразие направлений. Члены творческих сообществ обычно объединялись по географическому принципу и принимали в свои ряды сторонников разных течений изобразительного искусства.
  • Небольшие размеры произведений. Малоформатные работы было легче хранить и прятать, они идеально подходили для закрытых показов на квартирах с участием ограниченного количества приглашенных лиц.
Неофициальное искусство СССР. Эдуард Штейнберг. Картина «Композиция с птицей», 1984

Самые известные художники — мастера неофициального искусства СССР

Несмотря на гонения властей, за годы Советской власти сотни мастеров живописи, скульптуры и графики в разных уголках страны сознательно отказывались от идей соцреализма в своем творчестве. И все же к числу самых известных художников неофициального искусства СССР по праву относятся:

  • Олег Соколов (Oleg Sokolov; 1919-1990) — основоположник одесского нонконформизма, яркий представитель оп-арта. Олег Соколов на протяжении многих лет был приверженцем абстракционизма и создавал уникальные монотипии с изображениями цветных пятен и геометрических фигур.
  • Юло Соостер (Ülo Sooster; 1924-1970) — эстонский мастер сюрреализма, который провел семь лет в сталинских лагерях за участие в антисоветской группе художников. Соостер был пылким приверженцем творчества Рене Магритта (René Magritte) и одним из лидеров московского сообщества авангардистов.
  • Эрнст Неизвестный (Ernst Neizvestny; 1925-2016) — знаменитый скульптор, чудом выживший на войне после серьезного ранения. Он создал надгробный памятник на могиле Никиты Хрущева и сотни других шедевров, а в 1976 году эмигрировал в США и стал одним из наиболее востребованных во всем мире скульпторов современности.
  • Оскар Рабин (Oscar Rabin; 1928-2018) — один из основателей «Лианозовской школы» поставангардистов и главный организатор «Бульдозерной выставки». Рабин в 1978 году был лишен советского гражданства, вынужден был покинуть СССР и умер в Италии.
  • Михаил Шемякин (Mihail Shemiakin; р. 1943 г.) — российский скульптор, прошедший ужасы принудительного лечения в психиатрической больнице за свои творческие взгляды. В 1971 году он эмигрировал во Францию, а спустя 10 лет переехал в Нью-Йорк, где многократно устраивал выставки работ советских художников-нонконформистов.
Неофициальное искусство СССР. Игорь Вулох. Картина «Блок», 1986

Неофициальное искусство СССР на протяжении многих лет было единственным оружием прогрессивных советских художников в борьбе с тоталитарным режимом. А в наши дни работы нонконформистов по праву считаются уникальными шедеврами национальной культуры второй половины ХХ столетия.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится