Сполето (Италия): история и лучшие достопримечательности города
561
просмотров
Сполето – один из самых интересных городов Умбрии. Любопытен он не только из-за многочисленных достопримечательностей, не меньшего внимания заслуживает и красота местной природы. Но начнем, конечно же, с истории Сполетского герцогства — феодального государства, столицей которого и являлось Сполето.

ИСТОРИЯ СПОЛЕТО И СПОЛЕТСКОГО ГЕРЦОГСТВА

Первое поселение на том месте, где сегодня находится город Сполето, вероятнее всего, основали умбры. Доказательство тому — следы массивных стен, датированных IV веком до нашей эры, их можно увидеть в самой высокой части города, близ Крепости (Rocca). После римской эпохи город приобрел важное значение, произошло это во многом благодаря удачному местоположению Сполето, ведь город находится недалеко от той самой Фламиниевой дороги, по которой народы с севера двигались в сторону Рима. Затем город стал столицей лангобардского герцогства, и на протяжении многих столетий богатство и слава Сполето не иссякали, а только множились.

На фото: панорамный вид на Сполето

Вообще, если вы заинтересуетесь историей Умбрии и начнете читать соответствующую литературу, то упоминания существовавшего здесь с 570 по 776 и с 842 по 1213 годы Сполетского герцогства со столицей Сполето будете встречать на каждой второй странице. Дело в том, что герцогство в течение более чем пяти веков оказывало сильнейшее политическое влияние на довольно обширную территорию центральной части Аппенинского полуострова. Территория же герцогства Сполето простиралась от долины Тибра до региона Марке, а в некоторые исторические периоды доходила даже до Адриатического моря, так что, многие центры итальянских регионов Умбрия (в том числе, и город Абруццо) и Лацио в течение довольно продолжительных периодов находились под властью Сполето.

На фото: карта Сполетского герцогства

Герцогство Сполето возникло в 570 году, после того, как эту территорию захватили лонобарды. Длительностью своего существования (а просуществовало оно гораздо дольше лонгобардского государства), герцогство опять-таки, в первую очередь, обязано удачному географическому положению, ведь его территория была окружена со всех сторон горами. Вторая причина долголетия и успеха (особенно, на фоне соседей) — возможность разрастаться, не встречая серьезного сопротивления со стороны Византии, а также удаленность от центра логобардского государства, который располагался на Паданской равнине.

На фото: площадь Сполетского собора

С самого начала своего существования герцогство Сполето контролировало Фламиниеву дорогу (via Flaminia), которая связывала Рим и Адриатическое побережье, а, точнее, Равеннский экзархат и Петнаполис Марке. Кроме того, вдоль Фламиниевой дороги располагался ряд укрепленных городов, поддерживавших власть Византии, например, Нарни, Амелия, Терни и Перуджа. Все эти города отделяли герцогство от территории лонгобардов, что и способствовало автономии Сполето. В последней четверти VIII века, уже после заката Лангобардского королевства, герцогство стало феодальным владением франков и в этом статусе просуществовало до XIII века. Но в 1201 году император Оттон IV подарил Сполето Папе Римскому, и с 1213 года город Сполето управлялся губернатором (обычно в ранге кардинала), подчинённым непосредственно Папе. Да и все герцогство стало частью Папской области.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В СПОЛЕТО?

Осмотр местных достопримечательностей имеет смысл начать с вершины холмы святого Ильи (S.Elia), что находится у подножия горы Монтелуко (Monteluco). Название горы, кстати, очень занятно расшифровывается, в нем соединены два слова monte – гора и lucus – священный лес.

КРЕПОСТЬ ROCCA АLBORNOZIANA

Здесь на высоте 400 метров расположилась крепость. Она названа в честь кардинала Альборноца, который в 1359 году, когда город был аванпостом папского государства, повелел построить на самой высокой точке Сполето крепость, которая могла бы служить папской резиденцией. Если посмотреть на план крепости, то выяснится, что она представляет собой прямоугольник с шестью башнями по периметру, выстроенный вокруг двух дворов – Оружейного двора и Двора Почета. Кстати, крепость строили, в том числе, и с целью усиления авторитета церкви, ведь как раз в этот период Ватикан планировал вернуть резиденцию понтифика в Рим после семидесятилетнего пребывания Пап в Авиньоне.

На фото: крепость Rocca Аlbornoziana

До 1983 года в здании крепости была самая настоящая тюрьма, но с 2007 года после длительных реставрационных работ здесь находится Национальный музей герцогства Сполето. Тут в хронологической последовательности выставлены материалы, иллюстрирующие исторические события обширной области Сполето, а самые древние экспонаты музея относятся ко второй половине IV века. Ну и плюс, с высоты крепостных стен открывается крайне вдохновляющий вид на окрестные зеленые холмы, долину Сполето и сам город.

На фото: крепость Rocca Аlbornoziana

До крепости проще всего добраться с помощью системы эскалаторов и лифтов, которые по-итальянски называются percorso meccanizzato. Достаточно взглянуть на карту города, чтобы понять, где они располагаются. «Механизированный подъем» сэкономит много времени и сил, а, главное, лифты и эскалаторы в Сполето бесплатные. Правда, работают они не круглосуточно, а только в дневное время, так что, внимательно смотрите расписание.

БАШЕННЫЙ МОСТ

Между холмом Св. Ильи и Монтелуко находится еще одна знаковая достопримечательность Сполето — Башенный мост (Ponte delle Torri). Дойти до моста просто, нужно всего лишь спуститься на лифте или пешком от крепости и пройти по тенистой дороге, обогнув вершину холма.

На фото: дорога, ведущая к Башенному мосту

Башенный мост был возведен еще римлянами, а своим теперешним видом он обязан реставрационным работам времен позднего Средневековья. Десятиарочный мост перекинут через глубокое ущелье, по которому протекает речка Тессино, правда, ее совсем не различить сквозь буйную растительность. Акведук достигает 206 метров в длину и 81 метра в высоту. Кстати, он произвел настолько неизгладимое впечатление на Гете, что тот даже упомянул его в своем «Путешествии по Италии».

На фото: Башенный мост (Ponte delle Torri)

Приводим слова классика: «Я поднимался на Сполето и был на акведуке, который в то же время служит мостом с одной горы на другую… Это третье произведение древних, которое я вижу, и всюду тот же высокий замысел. Их архитектура — это вторая природа,подчиненная целям гражданственности; таковы и амфитеатр, и храм, и акведук. Теперь только я чувствую, как справедлива была ненависть, которую вызывало во мне все произвольное … Все это остается мертворожденным, потому что, в чем нет истинного, внутреннего существования, в том нет жизни, и оно не может ни быть, ни стать великим».

По мосту можно гулять, но особо впечатлительным во время прохода вниз лучше не смотреть. Кстати, на другой стороне ущелья можно обнаружить маленькую крепость Мельниц (Fortezza dei Mulini), из нее открывается потрясающий вид на мост и крепость Альборноц.

СПОЛЕТСКИЙ СОБОР

Сполетский собор (Duomo di Spoleto/Cattedrale di Santa Maria Assunta) был построен в конце XII века на месте церкви S. Maria del Vescovato (VIII – IX вв.), которая, в свою очередь, была построена на месте раннехристианского храма в честь мученика Примиано. Крипта Святого Примиано IX века — единственный сохранившийся элемент первоначального здания церкви. Она представляет собой памятник раннего Средневековья, а на ее фресках, предположительно, изображены сцены из жизни Святого Бенедикта и Святого Сколастики.

На фото: Сполетский собор (Duomo di Spoleto/Cattedrale di Santa Maria Assunta)

Сполетский собор был освящен в 1198 году, но затем перестроен в период с 1634 по 1644 год. Фасад собора представляет собой, без сомнения, самый значимый в Умбрии пример романского стиля. Три яруса фасада соответствуют, как минимум, трем этапам строительства собора. Сам проект базилики и колокольня относятся к первоначальному проекту. Ко второй стадии строительства, что началась в XIII веке, относятся фронтон с большой мозаикой авторства Сольстерно (Solsterno), датируемой 1207 годом, и три верхние розетки.

На фото: мозаика Сольстерно на фасаде Сполетского собора

А вот портик, закрывающий нижний ярус фасада, был возведен уже в эпоху Возрождения, точнее, в 1491 году, его авторами стали Амброджо Бароччи и Пиппо ди Антонио. При строительстве собора использовались хроматически контрастирующие между собой материалы – белый и розовый камень, которые добывались в горах вокруг Сполето, и этот прием позволяет нам в полной оценить игру светотени и тонкость рельефов, выполненных ломбардскими специалистами.

Над центральным порталом собора можно увидеть бронзовый бюст Урбано VIII авторства Джана Лоренцо Бернини, датированный 1640 годом. Внутренняя отделка собора выполнена уже в стиле барокко, и создана она была в 1644 году. Колонны разделяют собор на три нефа. Справа у входа находится капелла епископа Константина Эроли (Costantino Eroli), построенная в 1497 году.

На фото: абсида с фресками Липпи

Она полностью украшенная фресками Пинтуриккьо с изображениями Отца Небесного и ангелов, Мадонны с Младенцем, Иоанна Крестителя и Святого Стефано, на своде же изображены персонажи Ветхого Завета. В апсиде можно увидеть цикл фресок, созданный флорентийским художником Фра Филиппо Липпи, который был учителем самого Боттичелли. Это сцены из жизни Девы Марии: Благовещение, Рождество Христа, Коронование Богородицы и Успение.

Фреска «Похороны Богородицы» Фра Филиппо Липпи

На фреске «Успение и Похороны Богородицы» Филиппо Липпи изобразил и самого себя. Узнать художника просто — его фигура справа, это мужчина в белом плаще и черном головном уборе. Еще одна любопытная деталь фрески «Успение» — прообразом для фигуры ангела, скорее всего, стал сын художника – Филиппино Липпи. Работа над фресками началась в 1467 году, но завершить их художник не успел, он умер в октябре 1469 года. Фрески собора завершали уже помощники Липпи, особенного упоминания среди которых заслуживает Фра Диаманте. В церкви находится и надгробие художника. Филиппо Липпи был похоронен в Кафедральном соборе Сполето, а его сын, в то время уже начавший художественную карьеру, нарисовал эскиз надгробия с бюстом отца.

Портрет Фра Филиппо Липпи на фреске «Успение и Похороны Богородицы»

Вот что пишет Вазари о Филиппо Липпи: «Сполетская коммуна попросила Филиппо Липпи через Козимо деи Медичи расписать капеллу в главной церкви Богоматери, которую, работая вместе с фра Диаманте, он начал весьма успешно, однако, застигнутый смертью, закончить ее не успел. Недаром говорят, что вследствие его чрезмерной склонности к своим пресловутым блаженным амурам его отравили родственники одной женщины, которая была его возлюбленной. Закончил течение своей жизни фра Филиппо в возрасте пятидесяти семи лет, в 1469 году, и по завещанию оставил на воспитание фра Диаманте своего сына Филиппо, начавшего обучаться у него искусству мальчиком десяти лет, и с ним же возвратился во Флоренцию, причем фра Диаманте увез с собой триста дукатов, которые оставалось дополучить от коммуны за выполненную работу и на которые он купил для себя лично несколько имений, уделив из этих денег лишь ничтожную их долю мальчику.

На фото: фреска Филиппо Липпи «Коронация Девы Марии»

Филиппо был пристроен к Сандро Боттичелли, почитавшемуся в то время отменнейшим мастером; старый же Филиппо был похоронен в гробнице из красного и белого мрамора, поставленной сполетцам и в расписанную им церковь. Смерть его оплакивали многочисленные друзья и в особенности Козимо деи Медичи и папа Евгений, который при жизни его хотел снять с него духовный сан, чтобы он мог взять Лукрецию ди Франческо Бути в законные жены, о чем Филиппо нисколько не заботился, так как ему хотелось располагать собой и своими склонностями так, как вздумается. При жизни Сикста IV Лоренцо деи Медичи, назначенный флорентийским послом, выбрал путь через Сполето, чтобы затребовать у тамошней коммуны тело фра Филиппо для перенесения его в Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции; однако сполетцы ему ответили, что им не доставало достопримечательностей и главным образом выдающихся людей, и потому, чтобы прославить себя, они просили оказать им эту милость, прибавив, что во Флоренции было бесчисленное множество знаменитых людей и даже в избытке, и что поэтому она может обойтись и без этого; так все и осталось по-старому. Правда, Лоренцо решил все же по мере сил почтить память фра Филиппо».

На фото: внутреннее убранство Сполетского собора

Недалеко апсиды находятся две капеллы: справа — Святейшей Иконы (Cappella della Santissima Icona), а слева — капелла Святых Таинств (Cappella del Sacramento). Первая капелла названа таким образом неслучайно — здесь хранится почитаемая византийская икона с изображением Девы Марии. По легенде, ее автором был не кто-нибудь, а сам Святой Лука. История иконы связана с именем Фридриха Барбароссы. В июле 1155 года король Германии и император Священной Римской империи объявил Сполето войну, поскольку местные жители решили выплачивать ему налог местной монетой, которую Барбаросса считал фальшивой. Осада Сполето длилась неделю, затем город был покорен и разрушен. Барбаросса не пощадил и церковь VIII века, которая находилась как раз на месте собора. Мир был достигнут лишь через тридцать лет, и в знак примирения император подарил городу византийскую икону, которая была полностью отреставрирована в 2009 году.

На фото: византийская икона в соборе Сполето

В соборе находится и распятие, созданное Альберто Сотио (Alberto Sotio), которое считается прототипом романской школы Сполето и шедевром средневекового искусства. Распятие было создано в 1187 году для маленькой сполетской церкви Святых Иоанна и Павла (Santi Giovanni e Paolo), где оно хранилось вплоть до 1877 года, после чего было окончательно перенесено в Кафедральный собор Сполето. Распятый Христос изображен в соответствии с иконографическим типом «Христос Торжествующий» (Christus triumphans).

На фото: распятие, созданное Альберто Сотио (Alberto Sotio)

Спаситель изображен не сомневающимся в своей победе над смертью, на теле Иисуса нет следов страдания, его лик светел и торжественен, а не искажен от боли. Крест представляет собой и место казни, и трон, символизируя человеческое и божественное, смерть и спасение. Данный тип иконографии господствовал в западной культуре вплоть до XIII века. Сцены и фигуры, окружающие Христа, тоже символизируют торжествующее послание. В верхней части распятия изображено Вознесение Господне, на боковых панелях — Дева Мария, как символ Церкви, и Иоанн Креститель, как символ Святых Писаний. В нижней части креста изображена Голгофа и череп Адама. Крест был нарисован на пергаменте, а затем наложен на деревянную основу. Также в соборе Сполето хранится важная для католического мира реликвия – письмо, написанное Святым Франциском своему ученику, брату Леоне.

На фото: письмо Святого Франциска, хранящееся в соборе

Таких писем сохранилось только два, второе находится в Ассизи, в базилике Святого Франциска. Письмо, хранящееся в соборе Сполето, дошло до нас в прекрасном состоянии, девятнадцать строк написаны на пергаменте из овечьей кожи, а размер пергамента — 13х6 см. Кстати, именно в Сполето произошло событие, изменившее жизнь Святого Франциска. Он направлялся в военный поход, но из-за болезни вынужден был остановиться здесь. Во сне голос спросил Франциска: «За кем больше пользы следовать: за слугой или за господином?» Франциск ответил, что за господином. «Зачем же ты оставил господина, чтобы последовать за слугой?» — вопросил тот же голос. Франциск вернулся в Ассизи, и жизнь его обрела новый смысл.

РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ (PIAZZA DEL MERCATO)

Рыночная площадь располагается в самой древней части города. Первое, что здесь бросается в глаза — фонтан XVIII века. Во время его строительства в качестве материалов использовались детали других городских построек, например, четыре герба и мемориальная плита УрбанаVIII.

На фото: рыночная площадь Сполето

Здесь же находится и здание ратуши (или дворца коммуны – Palazzo Comunale). Оно было построено еще в Средневековье, но в XVIII веке после сильного землетрясения его пришлось реконструировать. Ратуша возведена прямо над римским домом, если интересуетесь античностью, то по адресу via di Visiale 9 можно приобрести билет и увидеть, что же удалось обнаружить археологам.

АРКА ДРУЗA (ARCO DI DRUSO)

В античной части города, недалеко от Рыночной площади находится арка Друзо, возведенная в 23 веке до нашей эры в память о сыновьях Императора Тиберия, один из которых — Друзо — был родным сыном императора, а второй — Германико — приемным. Об этом свидетельствует надпись на самой арке.

На фото: арка Друзо

Во времена античности Arco di Druso была монументальным входом в город для тех, кто прибывал в Сполето из Рима и следовал по главной улице Кардо Максимус (Cardo Maximus).

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АНСАНО И КРИПТА СВЯТОГО ИСААКА

На via Brignone, всего в нескольких шагах от арки Друза, если идти вдоль главной римской улице Cardo Maximus, находится и церковь Святого Ансано с криптой Святого Исаака. Здание любопытно тем, что в его архитектурном облике соединились сразу несколько эпох — римская, Средневековье и восемнадцатый век тут, что называется, «наслаиваются» друг на друга. Церковь была построена на месте римского храма в первом веке нашей эры, но ее нынешнее здание относится уже к XVIII веку, а вот крипта Святого Исаака, расположенная в ней, — единственное свидетельство о церкви XII века, которая носила имя обоих Святых – Ансано и Исаака.

На фото: Церковь Святого Ассано в Сполето

Святой Исаак из Монтелуко был монахом родом из Сирии, он прибыл в Сполето в первой половине VI века и вел отшельническую жизнь на горе Монтелуко. В Сполето его настолько почитали, что даже церковь первоначально назвали в его честь и в честь его последователя – Сан Марциале. Вход в крипту располагается слева от алтаря, капители колонн датируются VIII-IX веком, а пол выполнен из белого мрамора. Когда-то всё помещение крипты, включая колонны и капители, было покрыто росписями, а фрески, которые можно увидеть и сегодня, относятся к XI-XII векам.

На фото: крипта Святого Исаака Сполето

К сожалению, несмотря на яркость цветов, использованных художниками, до сегодняшнего дня дожили лишь некоторые фрагменты фресок, что значительно осложняет их интерпретацию. Авторство фресок приписывается сполетским мастерам, на которых оказала влияние римская живопись, а мощи Святого Исаака хранятся в копии саркофага XI-XII веков, оригинальный же саркофаг находится в Национальном музее герцогства Сполето. Вход в крипту — бесплатный, главное, после осмотра не забыть выключить за собой свет.

БАЗИЛИКА СВ. ЕВФИМИИ (BASILICA SANT’EUFEMIA)

Во внутреннем дворе Епископского дворца находится базилика Святой Евфимии (S. Eufemia). Это единственное сооружение, сохранившееся от комплекса зданий монастыря Святой. Церковь была построена в XII веке и выполнена в романском стиле.

Гостям Сполето стоит обратить внимание на матронеумы — две галереи, расположенные на верхних ярусах боковых нефов, которые предназначались специально для женщин. Этот архитектурный элемент характерен для ломбардской архитектуры, и церковь Святой Евфимии — единственный пример подобного во всей Умбрии.

МАСЛЯНАЯ БАШНЯ (TORRE DELL’OLIO)

Невозможно не сказать и пару слов о самой высокой башни Сполето, которая носит называние Масляной. Она возвышается на 45,5 метров, а ее название происходит не от производимого в Умбрии оливкового масла, а от средневекового обычая поливать кипящим маслом осаждающих башню врагов.

Вероятнее всего башня была возведена в XIII веке, но похожее оборонительное сооружение существовало на этом месте уже с 217 года до нашей эры, когда войскам Ганнибала, направляющимся в Рим, был оказан в Сполето «теплый» прием. Результат этого события отражен уже в названии ворот, которые находятся под башней, они называются Воротами Бегства (Porta Fuga).

РИМСКИЙ ТЕАТР И ФЕСТИВАЛЬ ДВУХ МИРОВ

Имеются в Сполето и руины римского театра, где была построена церковь Святой Агаты, в которой сегодня размещается Национальный Археологический Музей. В обычные дни в римский театр можно попасть, купив билет в Археологический музей, при этом во время фестиваля Двух Миров — одного из главных городских событий — театр по-прежнему используется и по своему прямому назначению.

На фото: римский театр в Сполето

Фестиваль Двух Миров проводится с 1958 года. Его организация была инициативой американского композитора итальянского происхождения Джана Карло, который мечтал сблизить европейскую и американскую культуры. Минотти посетил многие города Италии, и его выбор на Сполето пал неслучайно: здесь уже было два театра, кинотеатры, а, кроме того, композитору очень понравилась атмосфера города и центральная Соборная площадь. Немаловажным фактором в выборе места стала и относительная близость Рима, с которым у Сполето отличное транспортное сообщение, а первым спектаклем, показанным здесь, стал «Макбет» Верди в постановке Лукино Висконти.

На фото: Фестиваль Двух Миров в Сполето

Сегодня Фестиваль Двух Миров — это масштабное мероприятие, которое на три недели собирает в Сполето любителей искусства со всего мира. Внимание в равной степени здесь уделяется и музыке, и танцам, и поэзии, и кинематографу, и театру. Жанры — тоже самые разнообразные: от классики до авангарда. В свое время в фестивале принимали участие Эдуардо де Филиппо, Рудольф Нуриев, Кен Расселл, Роман Полански, Лучано Паваротти и другие знаменитости. Многие концерты и представления проводятся под открытым небом — на главной городской площади на фоне заката и отливающего золотом фасада Собора.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится