Тем не менее, сказать: «Лару Крофт» снимали в Ангкоре», — это все равно, что сказать: «Лару Крофт снимали в Камбоджи», ведь затерянная в джунглях столица кхмерской империи до пятнадцатого века была настоящим городом-миллионником, даже сейчас руины древних храмов занимают территорию около 200 километров.
Дело в том, что строился Ангкор в течение нескольких веков. Первый храм здесь возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры, а вскоре возле храма возникли лечебницы, ашрамы и дома простых жителей. Следующий император кхмеров Яшоварман Первый построил второй храмовый комплекс, получивший имя Бакхенг, и возле храма снова возникли больницы, бассейны и ашрамы.
Таким образом зародилась традиция: каждый новый император строил здесь новый храмовый комплекс, и в результате, когда в пятнадцатом веке сиамцы захватили Ангкор, город представлял собой по меркам того времени этакую агломерацию, особенность которой состояла в том, что практически все местные сооружения были оккультного характера. После город был заброшен, столица Камбоджи переместилась в Пномпень, а Ангкор поглотили джунгли.
Храм Та Прохм, где и снималась «Лара Крофт», был обнаружен археологами в 1882 году. Некогда гигантское оккультное сооружение со всех сторон оплетали огромные платаны и тропические фикусы, их ветки проходили сквозь камни, а корни спускались на террасы храма, — удивительное и вместе с тем ужасающее зрелище.
Освободить строения от деревьев не представлялось возможным, храм просто-напросто рассыпался бы на части. Именно поэтому археологи решили оставить все как есть и были правы, ведь гигантские деревья, обнимающие древние руины, — зрелище, способное заставить ахнуть даже человека, который видел все.
Та Прохм был построен в 1186 году императором Джаяварманом VII и посвящен его матери. Строительство храмового комплекса длилось около двадцати лет, а название Та Прохм переводится с кхмерского языка как «Старый Брахма», второе толкование названия — «Монастырь короля».
По большому счету Та Прохм был этаким городом в городе, площадь храма составляла 650 тысяч квадратных метров, в самом храме проживало около 13000 человек. Священнослужителей высокого ранка в Та Прохм было всего восемнадцать, под их началом здесь служили 2740 монахов и 2232 послушника. Помимо них в Та Прохм проживали 615 танцоров и 970 учеников священников, плюс разнорабочие и паломники.
Говорят, Джаяварман VII потратил на украшение храма 5 тонн золота, кроме того в покоях святилища хранились 35 редких бриллиантов, а на внутреннее убранство Та Прохм ушло более 40 тысяч жемчужин. Конечно, сейчас ни золота, ни бриллиантов тут нет, а потому место в большей степени будет интересно не кладоискателям, а любителям руин и «заброшек».
Центральный вход Та Прохм ориентирован на восток, главная башня храма посвящена матери императора, две другие — гуру правителя и брату Джаявармана VII. Башни вокруг храма украшены изображениями лика Будды. Еще интересный момент: на территории Та Прохм были открыты больницы, в каждой работало два доктора, астролог, парочка священников и даже повара.
Хотя Та Прохм изначально был не индуистским, а буддийским храмом, тут на каждом шагу встречаешь барельфы с изображением апсар — полубогинь, небесных искусительниц, сводивших с ума праведников. «За апсарами нужно наблюдать вечером», — рассказал нам один из местных жителей, последователь ведического учения кхмеров.
«Барельефы с изображениями красавиц не так просты, как кажутся. Когда начинаются сумерки и солнце уходит, возникающие тени обезображивают их лица. Ты смотришь и больше не видишь богиню, ты видишь чудовище. В этом и суть женской природы, красота и уродство идут рука об руку, как день и ночь».
Еще одна загадка Та Прохм — барельефное изображение динозавра (стегозавра) на одной из стен храма.
Объяснение тому, откуда кхмеры знали, как выглядит стегозавр, ученые так и не нашли.