Дебют Елены Кореневой как актрисы состоялся в фильме отца, и она сама признавала, что в своем личностном и творческом становлении была во многом обязана именно ему. Правда, осознание этого пришло не сразу. Из-за чего спустя годы актриса себя винила, за что однажды отец дал ей пощечину, и почему один из самых известных советских режиссеров на склоне лет торговал газетами в переходе – далее в обзоре.
В семье Алексея Коренева никто не был связан с миром искусства – его родители были финансистами, а в их роду были известные ярославские купцы Соболевы. Отец и мать хотели, чтобы их сын стал военно-морским инженером, но он уже в старших классах твердо определился с выбором будущей профессии и в начале 1950-х гг. окончил режиссерский факультет ВГИКа.
В середине 1950-х гг. Алексей Коренев начал свою карьеру в качестве второго режиссера, работая с Эльдаром Рязановым. Вместе они выпустили фильмы «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля». В 1959 г. Коренев дебютировал как самостоятельный режиссер-постановщик, но его первые работы «Черноморочка» и «Урок литературы» отправили на полку за «буржуазную легкомысленность» и «вредную идеологию». Признание пришло к нему только после 40 лет, когда в 1970-х гг. на экраны вышли его фильмы «Вас вызывает Таймыр», «Большая перемена» и «По семейным обстоятельствам», которые позже называли классикой советского кинематографа. В то же время стартовала актерская карьера его дочери.
Елена родилась в первом браке Алексея Коренева с ассистенткой режиссера Натальей Константиновой. Ее детство было очень счастливым – она выросла в атмосфере любви и взаимопонимания. Родители не ограничивали свободу Елены и ее старшей сестры Марии, не отчитывали их за плохие оценки в школе и прогулы уроков, строго не наказывали, в их доме вообще никогда не было громких конфликтов и ругани. Позже актриса рассказывала: «Бывают родители-диктаторы, бывают узурпаторы, а вот наш папа, наоборот, мной и Машей всегда очень гордился, обращался к нам с пафосом и иронией: «Дочь!» Своим друзьям и коллегам с гордостью говорил: «Представьте, как здорово, когда у мужчины есть хотя бы одна женщина, а у меня их – три!».
Елена училась в английской спецшколе, и родители видели ее в будущем переводчиком. Знание иностранного языка ей действительно очень пригодилось в будущем, но в профессии она выбрала другой путь. И на этот выбор огромное влияние оказал ее отец. Он тогда как раз занимался поиском 16-летней главной героини для своего фильма «Вас вызывает Таймыр», и художник-постановщик предложил ему пригласить на пробы Елену. Она очень переживала, опасаясь подвести отца, а Алексей Коренев волновался еще больше дочери: а вдруг окажется, что у нее нет никаких способностей?
Настоящим потрясением для Елены оказалось то, что на съемочной площадке отец вел себя не так, как дома. Их с сестрой в детстве даже в угол почти никогда не ставили, родители были с ними очень ласковы и внимательны, а тут вдруг он показался таким, каким до этого не был никогда. В одном из эпизодов ее героиня должна была расплакаться, неопытной дебютантке эта сцена не удавалась. И тогда Алексей Коренев вдруг со всего размаху влепил ей пощечину и скомандовал: «Мотор!» Елена тут же разрыдалась – больше не от боли, а от неожиданности. Но именно с этого фильма и началось ее становление как актрисы, и позже эту первую роль актриса называла самой лучшей в своей фильмографии.
После этого Елена Коренева не сомневалась в том, чем хочет заниматься в дальнейшем. После школы она окончила Щукинское театральное училище, а затем Галина Волчек приняла ее в труппу театра «Современник». Но своими главными уроками Елена всегда считала советы отца: «По сути, папа научил меня самому главному, чему не научили в институте. Он объяснил, что в каждой своей роли я должна оставаться собой, чтобы фактически играть саму себя. Он говорил мне примерно так: «Дочь, не влезай в шкуру своего персонажа, забывая о себе».
Еще во время учебы Елена Коренева сыграла главную роль в фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», и это стало вехой и в ее творческой биографии, и в личной жизни. Эта работа не только принесла ей признание в СССР и за рубежом (фильм получил «Хрустальный глобус» в Карловых Варах), но и перевернула внутренний мир. Еще до начала съемок у 19-летней актрисы и 35-летнего режиссера начался роман, который во многом повлиял и на ее дальнейшее творческое становление. Елена рассказывала: «Ему свойственно было желание научить, образовать, приобщить к культурному слою, вывести на другой уровень социальной и внутренней свободы всех, кто его окружал во время совместной работы на картине… Когда стемнело окончательно, мы уже целовались. Обвив его голову руками, я почувствовала, будто обнимаю компьютер, который вдруг начал сбоить от предложенной ему новой программы. Создавалось впечатление, что я – представитель земной цивилизации, участвую в эксперименте: некий инопланетянин, робот, титан, желает переболеть человеческими болезнями...».
Если до этого роль наставника всецело принадлежала ее отцу, то теперь внимание Елены переключилось на Кончаловского. Их роман вышел за пределы съемочной площадки, они оставались вместе 3 года. Но при этом режиссер не видел ее в роли жены – считал, что она вообще не создана для домашнего уюта. Хотя Коренева очень тяжело переживала их разрыв, она была благодарна Кончаловскому за то влияние, которое он оказал на нее как на актрису.
Когда начался их роман с Кончаловским, Елена впервые уехала из дома и отдалилась от семьи. Позже она себя за это очень винила: «Я переехала к нему жить и от отца ушла, ну, психологически. Я заменила одного режиссера – отца – на режиссера в лице другого мужчины… Ушла под профессиональное влияние другого человека, сильного режиссера из известной семьи, и как будто пренебрегла своей семьей». Но когда они расстались, именно отец помог Елене пережить эту потерю.
В 1982 г. Елена Коренева вышла замуж за американца и уехала с ним в США. Родителям было очень сложно смириться с этим ее решением, которое в те времена бросало тень на всю семью. Когда в 1990-х гг. в кинематографе грянул кризис, Алексей Коренев остался без работы. Во втором браке у него росла маленькая дочь, и чтобы прокормить семью, он был вынужден реализовывать газеты и журналы в подземном переходе. Свой последний фильм он снял в 1991 г., а спустя 4 года его жизнь оборвалась. С этой потерей Елена Коренева не может смириться до сих пор. Хотя в 1993 г. она вернулась на родину, о многом с отцом так и не успела поговорить, но зато хорошо усвоила главный урок, который он ей преподал: всегда оставаться оптимистом вопреки всему, даже если жизнь бессмыленна и печальна…
Зигзаги судьбы Елены Кореневой: почему актриса на пике славы ушла из кино в официантки.