Толстой пытался жить по-крестьянски: 5 мифов о знаменитых россиянах, которые мы привыкли считать историческими фактами
602
просмотров
Некоторые мифы существуют так долго, что мы привыкли доверять им, как историческим фактам – они даже упоминаются в учебниках. Когда картина мира меняется, стоит взглянуть на неё поближе, можно, пожалуй, испытать шок. Но правду знать всегда лучше легенд, так что вот несколько мифов о знаменитостях из прошлого России, которые пора оставить тоже в прошлом.

Иван Грозный не убивал своего сына

Иван Грозный не убивал своего сына Знаменитая картина Репина.

С детства каждый в России много раз видел репродукцию картины «Иван Грозный убивает своего сына», и её сюжет отложился в голове как исторический. Автору картины действительно неоткуда было знать, что это лишь сплетня, возникшая после внезапной смерти царского наследника. А вот современные учёные получили возможность изучить останки царевича и пришли к выводу: умирал он не очень быстро и от отравления ртутью. Трудно сказать, пытались ли устранить его политические противники царя или же речь идёт о передозировке лекарства от сифилиса.

Дело в том, что Иван Васильевич доказано страдал этим заболеванием – он даже потерял все волосы с головы и лица в пожилом возрасте, что часто бывало с недолеченными сифилитиками. Всё из-за пристрастия к участию в оргиях, точнее, к организации этих оргий. В них же нередко участвовал и его сын. Если и отец, и сын были больны, логично предположиться, что лечились они оба. В то время лекарства от сифилиса делали на основе ртути. Неправильный расчёт дозировки – и отравление неизбежно.

Александр Пушкин не рос на сказках няни Арины

Александр Пушкин не рос на сказках няни Арины Картина Петра Геллера.

Крестьянка Арина действительно растила детей четы Пушкина, включая маленького Сашу. Тем не менее, похоже, с будущим поэтом она общалась только на бытовые тему – он очень удивил и насмешил своих соучеников по лицею чуть позже, когда оказалось, что по-русски он говорит с трудом. В этот лицей, в экспериментальный первый набор, взяли детей патриотично настроенных родителей, которые, в том числе, высоко ставили русский язык – позже и сам Пушкин будет его очень ценить. Но если бы он слушал и понимал много русских сказок в детстве, то говорил бы на нём подростком куда как лучше.

На самом деле, за сказками Пушкин, выросший ярым русофилом (на что и была ориентирована программа лицея – там растили юношей, которые будут поднимать русскую культуру в целом), поехал к няне Арине уже взрослым. Он нарочно её расспрашивал, чтобы положить в основу части своего творчества русский фольклор. Правда, есть мнение, что реальные сказки Пушкин счёл недостаточно поэтичными и эпичными и в результате некоторые сюжеты взял из немецкого фольклора. Трудно угадать сходу, какие… По этому мнению – сказку о царевне и богатырях и сказку о золотой рыбке.

Сергей Есенин ворвался в поэзию не из крестьянской избы

Сергей Есенин ворвался в поэзию не из крестьянской избы Есенин был модником и, обзаведясь косовороткой, надевал её даже не каждый день. Он читал в ней стихи.

Есенин действительно родился в крестьянской семье. Окончив церковно-приходскую школу, он уехал покорять Москву. Его отец уже работал в мясной лавке – туда же устроился и Есенин. Он крутился в обычной для приказчиков среде, сочинял типичные для этой среды чувствительные стишки, ходил в модном костюмчике. Правда, вскоре понял, что у тех кругов, что ему интересны и пока недоступны, есть определённый запрос на народность. Из-за этого запроса в те годы процветали разного рода «старцы» – мужики в крестьянской одежде и с бородой, которые говорили с нарочитым оканьем или как-нибудь ещё «по-народному», поминали места своего паломничества и кормились тем, что путано наставляли особо впечатлительных и щедрых обывателей о том, как надо жить по совести.

Есенин решил пойти тем же путём, но в поэзии. Купил себе бархатные штаны, косоворотку, научился стеснительно моргать и ознакомился с тем, чего конкретно господа ожидают от припадения к народной поэзии. Так он стал певцом берёзок и создал себе имидж нежного душевно мужчины – который разбивается о множество фактов его биографии, вроде физического насилия по отношению к своим женщинам. Ахматовой в поэте от сохи мерещилась фальшь и его самого она находила дурновкусным. Впрочем, если бы Есенин был действительно бездарен, его стихи не превратились бы в популярные романсы (толк в романсах он узнал ещё будучи приказчиком – у них этот жанр был очень популярен).

Толстой не пытался жить по-крестьянски

Толстой не пытался жить по-крестьянски Лев Толстой одевался сообразно своему положению в сословном обществе.

Благодаря некоторым популярным портретам Льва Толстого сложилось массовое убеждение, что он целыми днями ходил в крестьянской одежде и, по видимости, весь свой быт тоже норовил организовать по-крестьянски. На самом деле рубаху и порты Толстой надевал, когда работал в поле или огороде – например, косил траву.

Дома же Лев Николаевич ходил в обычном, пристойном его сословия костюме или модификациях на тему народных костюмов (которые существовали в дворянской среде весь девятнадцатый век), манеры имел светские, без нарочитого опрощенства, народное словцо приберегал для того, чтобы эффектно щегольнуть разок-другой и произвести неизгладимое впечатление. Еда на его столе тоже была далека от крестьянской.

Александр Невский не топил рыцарей

Александр Невский не топил рыцарей Памятник князю Александру.

По легенде, Невский хитростью заманил тевтонцев на лёд Чудского озера, и под весом стальных лат лёд проломился. Вполне может быть, что в апреле 1242 года лёд на Чудском озере мог быть ещё достаточно крепким, чтобы не ломаться через три шага первых рыцарских рядов, а выдержать их вес вплоть до самой глубокой воды – лёд держится дольше снега.

Для начала, эта тактика была бы неоправданно рискованной для русских войск, чьи доспехи тоже немало весили. Такой талантливый полководец, как Александр Невский (а он был талантлив), выбрал бы тактику, меньше зависящую от удачи. Но самое главное – ни в одной старинном источнике об этой битве не встречается такой примечательной и интересной для летописцев детали, как потопление рыцарей, хотя тщательно зафиксировано, сколько было убитых из русских, «чуди» (местных финно-угорских племён) и собственно рыцарей. Скорее всего, князь Александр победил благодаря успешной стратегии и мастерству и отваге своих воинов, а лёд на озере лежал себе спокойно.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится