Тяга к свободе
Андрей Кончаловский в 1960-е мечтал о свободе. Его влекло всё иностранное, потому что это автоматически означало возможность посещать разные страны, знакомиться с их культурой и искусством, общаться с разными людьми и видеть новые горизонты.
Иностранцы и вовсе казались Кончаловскому людьми с другой планеты. Он мог, ничуть не стесняясь, рассматривать их с головы до ног, вдыхать незнакомые ароматы и с удивлением отмечать их схожесть с такими, как он сам. Молодой режиссёр откровенно завидовал тем, кто приехал «оттуда».
Нет, сограждане у него такого чувства не вызывали, ведь даже побывавшие за рубежом оставались такими же привычными и понятными. Но жители других стран по-особенному держались, говорили, да и поведение их очень отличалось от поведения простых советских граждан.
Ему доводилось бывать в гостях у иностранцев. Многие вещи тогда казались Андрею Кончаловскому необыкновенными: виски и импортные сигареты, совершенно непривычная еда, незнакомая музыка. А слежка со стороны силовиков, фарцовщики и стукачи в окружении воспринимались каким-то приключением и определённой платой за свободу.
И, кажется, однажды настал его звёздный час. Николай Двигубский, приятель Кончаловского, взял Андрона с собой в гости к французскому банкиру, который вместе с семьёй жил в легендарном «Национале». Вместе с ними находилась няня их ребёнка, Вивиан Годе, студентка Института иностранных языков в Париже, приехавшая совершенствовать свой русский язык.
Семья девушки была очень богата, а её бабушка до Второй мировой войны владела нефтяными промыслами в Румынии. Вивиан была очаровательна и непосредственна, у неё были огромные зелёные глаза, и она могла с французским шармом пошутить по поводу манер режиссёра, попытавшегося прижаться к ней в узком коридорчике.
Дружба на троих
Кончаловский и Двигубский принялись ухаживать за Вивиан. Они всюду появлялись втроём, а после Андрону пришла в голову мысль съездить в Кстово в Горьковской области, где он снимал два года назад «Асю Клячину». Ему страстно хотелось показать парижанке настоящую Россию, а мысль о том, что Вивиан нужно брать разрешение на выезд из Москвы, далеко не сразу посетила его светлую голову. Впрочем, в целях предосторожности Кончаловский велел девушке выдавать себя за жительницу Эстонии.
В Кстово они снова поехали втроём, спали все вместе на русской печке, пели песни вместе с местными жителями и закусывали водку огурцами. При этом Вивиан попытки любого из мужчин перейти границу дозволенного моментально пресекала. Со стороны казалось, что их отношения - всего лишь дружба.
А потом он её ударил. На рассвете они вдвоём сидели в лодке практически на самом берегу Волги, погружённой в туман. Вивиан заплакала от избытка эмоций, и Кончаловский вдруг ударил её по лицу. Даже в тот момент он не мог объяснить свой поступок. Будто всё его желание этой женщины неожиданно выплеснулось в ударе. Он что-то говорил, а она совершенно не понимала ни его слов, ни тем более, его удара. На следующий день они уехали. Ни он, ни Вивиан никогда не вспоминали о той сцене на Волге.
Когда-то он был влюблён в Машу Мериль, французскую актрису русского происхождения. По его мнению, она его бросила, а он ещё долго переживал своё неудавшееся счастье. И Вивиан для Кончаловского стала словно тоненькой ниточкой, связывающей его с Парижем. С городом, где жила его Маша.
И он сделал предложение Вивиан. Впрочем, вслед за ним те же слова произнёс и Коля Двигубский. Вивиан выбрала Кончаловского.
Известие о том, что Андрон собирается жениться на француженке, взволновало всю его большую семью. При этом все знали: уговаривать Андрея отказаться от затеи – дело неблагодарное. К его собственному удивлению, разрешение на брак с Вивиан ему дали почти без проблем и даже разрешили выезжать вместе с супругой за границу. Но перед началом подготовки всех необходимых документов Кончаловский честно предупредил знакомого из ЦК: если ему будут мешать, он устроит грандиозный, если не мировой скандал.
Большая разница
Со временем оказалось, что Вивиан совершенно не похожа на всех его предыдущих женщин. Она могла в порыве гнева сорвать с окна занавески и попросту порвать их на кусочки. Впервые он видел женщину с таким темпераментом и впервые подумал о том, что жизнь с иностранкой может оказаться сложнее, чем он себе это представлял.
Тем не менее, все сложности поначалу были сглажены его новым мироощущением. Париж Кончаловский полюбил сразу и навсегда. Он открыл ему двери в новый мир. Было необычно ощущать себя жителем этого прекрасного города, а не членом делегации или простым туристом. Позже супруги вернулись в Москву, а рожать дочь Александру Вивиан уехала в Париж.
Но характер у жены Кончаловского оказался очень непростым. Вивиан имела собственную точку зрения на всё, в том числе и на обязанности и права мужчины. Если он собирался поиграть в рулетку, а Вивиан была против, нужно было готовиться к тому, что клаксон машины, в которой сидит Вивиан не умолкнет до тех пор, пока он не вернётся.
Тем не менее, они как-то сосуществовали вместе. Андрон часто уезжал, ему надо было работать, потому что без кино он не представлял своей жизни. Да и брак с Вивиан давно потерял для него своё очарование. Когда он сказал ей, что полюбил другую, Вивиан называла его подлецом, пыталась разговаривать, но всё было тщетно: он давно устал от разницы их мироощущений. Тем более, что в его жизни к тому времени уже действительно появилась другая женщина. Но это была уже совсем другая история.