Томас Коул (Thomas Cole; родился 1 февраля 1801 — умер 11 февраля 1848 гг.) — американский художник британского происхождения, выдающийся мастер пейзажного жанра начала XIX века. Томас Коул по праву считается основателем Школы реки Гудзон — крупнейшего объединения живописцев США — приверженцев романтического стиля в искусстве. Центральной темой его творчества всегда оставалась дикая природа Америки, хотя наследие великого мастера также включает прекрасные аллегорические картины. Биография художника насыщена интересными событиями и громкими достижениями.
Томас Коул, помимо живописи, также увлекался архитектурой и на протяжении многих лет вел активную литературную деятельность. Его стихи и философские эссе успешно публиковались в американских журналах, а среди близких друзей художника было немало известных писателей, в том числе Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper).
Биография Томаса Коула
Томас Коул родился в небольшом городке Болтон-ле-Мур на северо-западе Англии 1 февраля 1801 года в небогатой семье. Учебу в школе он с малых лет совмещал с работой, устроившись сначала помощником гравера в мастерскую, а затем учеником дизайнера ситцевых гравюр. В семнадцатилетнем возрасте юноша вместе с семьей эмигрировал в США и поселился в Стьюбенвилле, штат Огайо. Вскоре он с помощью странствующего художника по фамилии Штейн усвоил основы живописи и твердо решил посвятить жизнь искусству.
Для реализации своей мечты Коул в 1823 году уехал в Питтсбург, где начал писать картины. Сначала он попробовал свои силы в портретном жанре, но вскоре переключился на написание пейзажей. В том же году молодой художник перебрался в Филадельфию, где его приняли на учебу в местную академию изящных искусств, но завершить курс обучения новоиспеченному студенту так и не удалось.
В апреле 1825 года Томас Коул вместе с семьей переезжает в Нью-Йорк, а летом совершает длительную поездку по реке Гудзон, ставшую для него судьбоносной. Во время путешествия он сделал множество пейзажных зарисовок, а затем, вернувшись в город, написал несколько картин, которые в октябре того же года выставил в витрине книжного магазина Уильяма Колмана.
Работы одаренного живописца вызвали огромный интерес не только у широкой публики, но и среди многих мастеров изобразительного искусства. Три пейзажа Коула приобрели знаменитые американские художники Джон Трамбулл (John Trumbull), Ашер Дюран (Asher Durand) и Уильям Данлэп (William Dunlap), а еще два произведения весной следующего года были представлены на выставке академии искусств. Кроме того, Трамбулл был настолько впечатлен талантом Коула, что разыскал автора и познакомил его со своими богатыми друзьями-меценатами, многие из которых на долгие годы стали покровителями молодого художника.
Именно время презентации первых работ Коула в октябре 1825 года принято считать началом зарождения Школы реки Гудзон. Хотя это движение никогда не было официально оформлено, Томасу Коулу удалось в кратчайшие сроки сплотить группу единомышленников, которых объединило желание посвятить себя воспеванию красоты американской природы.
Добившись первых успехов, Коул и не думал почивать на лаврах славы, хотя количество заказчиков стремительно росло. В 1829 году он отправился в длительное путешествие по Европе, чтобы подробно изучить творчество старинных мастеров. Сначала он побывал в Англии, где познакомился с признанными мэтрами Британской живописи Уильямом Тёрнером (William Turner) и Джоном Констеблем (John Constable), а затем несколько лет прожил в Италии, главным образом, в Риме и Флоренции.
Вернувшись в США в 1832 году, Томас Коул продолжил создавать американские пейзажи, но в его манере письма появились новые аллегорические мотивы. Наиболее ярко они проявились в знаменитой серии «Путь империи». В 1836 году художник женился на Марии Бартоу, которая стала матерью пяти его детей. Брак мастера был счастливым, супруги любили и уважали друг друга, после свадьбы они поселились в городке Катскилл, где вели спокойную размеренную жизнь.
В 1841-42 годах Коул совершил вторую поездку по странам Европы. На этот раз самое большое впечатление на него произвело посещение острова Сицилия и действующего вулкана Этна. Этому событию живописец посвятил несколько картин. По возвращении из путешествия Коул, по просьбе одного из своих покровителей Дэниела Уодсворта (Daniel Wadsworth), взял в ученики Фредерика Эдвина Чёрча (Frederic Edwin Church), который впоследствии стал известным американским живописцем.
Находясь на пике популярности, Томас Коул не переставал много работать. В общей сложности он оставил потомкам несколько сотен картин и более 2500 эскизов с изображениями природы. Но в расцвете творческих сил признанный мэтр американской живописи скоропостижно скончался от плеврита 11 февраля 1848 года. На момент смерти ему едва исполнилось 47 лет.
Самые известные картины Томаса Коула
Богатое творческое наследие гениального художника насчитывает множество прекрасных работ, большинство из которых сегодня находятся в американских музеях. И все же, самыми известными картинами Томаса Коула можно назвать:
- «Озеро с мертвыми деревьями» (1825) — один из первых пяти пейзажей мастера, выставленных им на продажу. Это произведение, проданное молодым художником всего за 25 долларов, положило начало его блестящей творческой карьере.
- Серию «Путешествие жизни» (1842) — цикл из четырех аллегорических картин, отображающих основные этапы жизни человека (детство, юность, зрелость и старость). По замыслу художника каждому возрасту соответствует определенный сезон года: младенчеству — весна, юности — лето, зрелости — осень, а старости — зима.
- Серию «Путь империи» (1833-1836) — цикл из пяти картин, посвященных теме неизбежного краха любой империи и торжеству сил природы. К созданию серии живописца подтолкнуло путешествие по Италии, где он имел возможность увидеть многочисленные руины когда-то могущественной державы.
- «Связанный Прометей» (1847) — одна из самых масштабных картин мастера, написанная на мифологическую тематику. В соответствии с законами пейзажного жанра фигура древнегреческого героя почти незаметна на фоне величественной природы.
Творчество Томаса Коула оказало огромное влияние на американскую живопись XIX века. Уже почти два столетия его работы остаются источником вдохновения для художников-пейзажистов не только в США, но и в других уголках Земли. А простые любители изобразительного искусства, благодаря прекрасным работам мастера, могут ощутить непревзойденное величие первозданной природы.