Тот самый лейтенант Коломбо: как сняли легендарный детективный телесериал, нарушив все законы жанра
630
просмотров
На первый взгляд, успех «Коломбо» с трудом поддается объяснению: ни динамичного сюжета, ни красавчика-следователя, ни даже обычного для зрителей вопроса «Кто убил?». Возможно, причина в том, что все не так просто, и сериал несет в себе куда более глубокий смысл, чем большинство его конкурентов. А возможно, в своем жанре он до известной степени – монополист.

"Перевернутый" детектив

Своих поклонников «Коломбо» удерживает прежде всего атмосферой – как нельзя лучше подходящей для тихого домашнего вечера. Ни мобильных устройств, ни компьютеров – наблюдение за расследованием лейтенанта переносит зрителя в ушедшую в прошлое эпоху, где можно увидеть дисковые телефонные аппараты, старомодные платья и автомобили – это ретро-мир, наблюдение за которым захватывает и сейчас. Сериал снят в полном смысле слова в приглушенных тонах, он малодинамичный, без сцен с жестокостью и насилием, без чересчур откровенных эпизодов.

Сцена из сериала "Коломбо"

Главная, лежащая на поверхности идея сериала – то, что он «перевернутый», то есть зритель узнает о том, кто и как совершил убийство, не в конце эпизода, а в самом его начале. Основной интригой становится само расследование, которое ведет лейтенант Коломбо из полиции Лос-Анджелеса, довольно заурядный на первый взгляд следователь, не отличающийся ни харизмой, ни отвагой, ни даже каким-то ярким чувством юмора. Да и сам сюжет разворачивается неторопливо, без драматизма, сцен насилия – помимо самого совершившегося в начале преступления. Зритель наблюдает интеллектуальный поединок между Коломбо и преступником, который с самого начала расследования оказывается в поле зрения лейтенанта – не то по случайному совпадению, не то благодаря интуиции полицейского.

Беседы с подозреваемым - основная часть расследования

Беседа о совершенном преступлении даже не напоминает допрос – тем более, что лейтенант Коломбо постоянно отвлекается на посторонние, казалось бы, темы, рассказывая между делом о себе и о своей семье, поддерживая имидж болтуна-простака, что часто вынуждает преступника к излишней откровенности. Как правило, злодей-убийца – представитель высшего общества, богатый, успешный и знаменитый, и на детектива в дешевом костюме и мятом плаще он смотрит свысока, пренебрежительно. Потому обнаружение истины и становится для преступника неожиданностью – лейтенант оказывается не таким тугодумом, каким казался на протяжении эпизода, и становится победителем в схватке, хотя по сути – просто выполняет свою работу.

Коломбо - профессионал своего дела

Детектив в мятом плаще

На самом же деле, звание лейтенанта полиции предполагает довольно высокий профессиональный уровень сыщика – и не случайно Коломбо выезжает на расследование громких дел в высшем обществе. Имидж недотепы служит хорошим подспорьем для того, чтобы расположить к себе собеседника-подозреваемого, как и вежливость, обходительность, готовность согласиться с предложенной версией происходящего. Коломбо много спрашивает, и на первый взгляд легко принимает ответы, успокаивая бдительность преступника, который начинает смотреть на лейтенанта свысока – а значит, недооценивать.

«Метод Коломбо», «эффект Коломбо» - понятия в разных профессиональных областях, возникшие благодаря сериалу

Потому что забавный человек в мятом плаще на самом деле – очень наблюдательный и упорный, блестящий знаток человеческой психологии. Благодаря сериалу появился «метод Коломбо», предполагающий постоянные уточнения, дополнительные вопросы – его используют и криминалисты, и психологи, и специалисты в разных областях бизнеса. Да и сам сыщик добивается блестящих результатов, постепенно заманивая преступника в ловушку и разоблачая его.

Старый кабриолет, который постоянно ломается - часть образа Коломбо

Лейтенант Коломбо курит сигары – самые дешевые, ездит на стареньком и вечно ломающемся кабриолете Пежо, постоянно упоминает в разговоре свою жену – которую зритель не увидит ни разу. Детектив часто насвистывает во время расследований мелодию детской песенки «Этот старик», которая считается неофициальным саундтреком к сериалу. А его фирменное «да, есть еще кое-что» - постоянные возвращения с дополнительным вопросом – вообще едва ли не самая главная черта сыщика, за которую его крепко недолюбливают подозреваемые в преступлении. В некоторых сериях Коломбо сопровождает его пес, ленивый и малоподвижный, прекрасно вписывающийся в атмосферу неторопливого расследования.

Санни Крокетт из сериала «Полиция Майами: отдел нравов» и лейтенант Коломбо: последний явно не вписывается в традиционные представления о детективе из американского мегаполиса

Пилотная серия «Коломбо» - «Рецепт убийства» - была выпущена в 1968 году. Несмотря на то, что проект получился удачным, первый сезон был отснят только спустя три года, далее «Коломбо» выходил вплоть до 2003 года с перерывом в 1978 – 1989 годах. Еще в начале проекта режиссером одного из эпизодов стал молодой Стивен Спилберг, да и другим будущим звездам кино «Коломбо» дал путевку в жизнь. В этом сериале состоялось первое появление на экране Джеффа Голдблюма, даже не упомянутого в титрах, здесь же сыграла маленькую роль молодая Джейми Ли Кертис.

Джейми Ли Кертис в роли официантки

В сериале «Коломбо» были замечены и так называемые «серийные убийцы» - когда роль преступника несколько раз исполнял один и тот же актер. Наибольшее количество появлений – четыре – у Патрика Макгухана, по три раза снялись в роли убийцы Роберт Калп и Джек Кэссиди.

Патрик Макгухан, сыгравший преступников в четырех эпизодах сериала

К 2003 году, когда были отсняты и выпущены последние серии «Коломбо», постаревший уже детектив по-прежнему оставался лейтенантом. Это и немудрено, ведь если и можно кого признать «человеком на своем месте», то именно Коломбо, с его дотошностью, вниманием к мелочам, умением разговорить всех причастных к расследованию. Да и самому лейтенанту, как признавался он очередному подозреваемому, очень нравилась его работа, как нравились и люди, с которыми она его сталкивала. И в это зрителю тоже легко поверить, как и в то, что такое же удовольствие от работы получал, скорее всего, и исполнитель главной роли.

Коломбо в последнем сезоне сериала

Питер Фальк – один глаз и множество достижений

Коломбо в своем расследовании как будто разыгрывает шахматную партию – ход за ходом, неторопливо, обдумывая свои шаги и шаги своего оппонента. Шахматистом был и исполнитель роли лейтенанта – Питер Фальк. Впрочем, талантов у него было довольно много.

Он был родом из простой семьи, в которой сплелись ветви разных национальностей – были и русские корни, но вот ничего итальянского в генах будущего актера замечено не было. Он родился в 1927 году. В возрасте трех лет Питер потерял правый глаз, удаленный из-за ретинобластомы, и всю жизнь носил стеклянный протез. Это, впрочем, не помешало Фальку получить образование в колледже, а затем в университете, заниматься бейсболом и баскетболом.

Питер Фальк, как и его персонаж, отличался упорством в достижении своих целей

Вообще создается впечатление, что нюансы с глазами мало влияли на достижение Фальком тех целей, которые он себе в жизни ставил. Взять хотя бы одно из серьезных хобби актера – рисование – которым он увлекался на протяжении всей жизни.

Фальк и его картины

Правда, когда Питер попытался поступить на службу в Вооруженные Силы США, ему было отказано, но поваром на корабль его тем не менее взяли. После службы Фальк работал в сфере государственного управления, но любовь к театру и кино все же победила. С 1957 года он уже снимался на телевидении.

Справедливости ради, по крайней мере в одном случае особенность Фалька послужила некоторым препятствием в карьерном росте: во время одной из кинопроб он получил отказ, который был мотивирован тем, что «за те же деньги можно получить актера с двумя глазами».

Зрители долгое время задавались вопросом, отличается ли такой же особенностью герой Фалька, лейтенант Коломбо? Ответ принес один из эпизодов, где лейтенант просит внимания собеседника словами «взгляните и вы тоже: три глаза лучше, чем один».

Образ лейтенанта создавался в результате многочасовых репетиций - Фальк предъявлял к своей работе самые высокие требования

К работе над съемками «Коломбо» актер подходил крайне серьезно, тщательно репетируя роль и добиваясь «работы самого высокого качества». Поэтому и к тексту сценария он подходил весьма требовательно. Один из эпизодов – «План убийства» - был снят самим Фальком в качестве режиссера. За исполнение роли Коломбо он был награжден премиями «Эмми» и «Глобус».

В 2006 году актер выпустил автобиографию под названием «Еще кое-что: Истории из моей жизни».

Питер Фальк и его автобиография

Питер Фальк был женат дважды, в первом браке с Элис Майо воспитывались две приемные дочери, одна из них впоследствии стала частным детективом. Второй раз он женился на актрисе Шире Дейниз, которая потом снялась в нескольких эпизодах «Коломбо». С 2008 года появилась информация о том, что Фальк страдает болезнью Альцгеймера. К моменту своей смерти в 2011 году он не помнил ни своих детей, ни роли в сериале «Коломбо». Скончался актер от пневмонии, осложненной его болезнью.

Питер Фальк со второй женой Широй Дейниз

«Коломбо», на первый взгляд не имеющий преимуществ перед другими детективными сериалами, все же доказал свою востребованность и успех у зрителей – сроком своего существования, популярностью вплоть до настоящего времени – в эпоху Интернета, заимствованиями цитат из эпизодов сериала для повседневного употребления.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится