Мастер писал не просто картины анималистического жанра, он писал аллегорические и сатирические полотна используя животных, одевая их в человеческие наряды и помещая в определенные житейские сюжеты.
Уильям Холбрук Бирд (William Holbrook Beard) (1825-1900) - американский художник-анималист, который завоевал признание не только тем, что в своей живописи использовал едкую сатиру и аллегории, ставшие особенно популярными в европейском и американском искусстве в XIX веке, а в большей степени тем, что для этого он использовал в своих произведениях изображения животных, олицетворяющих сущность человека. Таким образом, высмеивая человеческие слабости, мастер получал в свой адрес и беспощадную критику - от одних, и безмерное уважение и любовь - от других.
Многие уверенны в том, что сатира, ирония, сарказм и юмор в изобразительном искусстве относительно новое явление. Но это совершенно не так. Эти все аспекты существовали в искусстве столько же времени, сколько и сам человек. Чувство юмора, насмешка, как добрая, так и злая, порой убийственная, присущи всем эпохам развития человечества и культурам всех стран.
Тут же напрашивается вопрос: когда же появился на свет первый сатирический рисунок? Безусловно - с первыми наскальными изображениями каменного века. Еще первобытные люди получали удовольствие, когда изображали своих недругов или соперников в смешном виде. Шли годы и века. Сатирические изображения перекочевали на древнеегипетские папирусы, на вазы древней Греции, на фрески древнего Рима. Они дошли до нашего времени в виде забавных и дерзких графических эпиграмм на мифологических богов.
Характерный отпечаток своего времени и нравов стали носить рисунки средних веков с их бесчисленными насмешками над духовными особами, обличая их ханжество, корыстолюбие, обжорство и разврат. Сатирические рисунки выходили из-под карандаша таких выдающихся мастеров эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Тициан, Дюрер. Самые выдающиеся художники всех времен и народов не пренебрегали в своем творчестве остротой и комическим эффектом карикатуры. А ведь от мастеров, бравшихся за такое творчество, требовалось порою немалое мужество, когда они своими произведениями затрагивали "сильных мира сего".
Разумеется, что во все времена и при всех режимах, при императорах и папах, при королях и президентах, при диктаторах и демократах - сатирическое и юмористическое искусство несло в себе двоякость: одних оно смешило и радовало, других - раздражало и выводило из себя. Именно в таком противостоянии пришлось жить и творить Уильяму Бирду, высмеивающему человеческие пороки и недостатки общества своего времени.
Его творчество активно критиковали и откровенно недолюбливали и художники, которые были приверженцами традиционной живописи, и те, кто попадал под его острую сатиру. Однако среди простого населения Америки он был весьма популярен и любим.
Немного из биографии художника
Уильям Холбрук Бе=ирд (William Holbrook Beard) родился в 1825 году в Пейнсвилле, штат Огайо. Азам рисования учился у своего старшего брата Джеймса Генри Бирда. Свою карьеру художника юноша начинал в качестве уличного портретиста в Нью-Йорке и параллельно обретал знания в школе реки Гудзон. Затем в течение двух лет учился за границей, в Дюссельдорфской школе живописи в Германии. К слову, те годы многие художники Америки ездили в Европу, чтобы получить академическое художественное образование.
Вернувшись в США в 1858 году, он открыл студию в Буффало (Нью-Йорк), где познакомился со своей будущей женой Кэролайн, дочерью известного портретиста и художника-жанриста Томаса Леклера. В браке у них родилось двое детей. В 1861 году Бирд перебрался в Нью-Йорк, где стал членом Национальной академии дизайна. Все последующие почти 40 лет своей жизни художник проработал в своей нью-йорской студии, творя свои бессмертные произведения.
Уильям Холбрук Бирд был одним из самых талантливых художников Буффало в период до Гражданской войны. А начинал свою карьеру Бирд с изображения всевозможных мелких зверушек и хищников на фоне прекрасных живописных пейзажей и прославился как художник-анималист. В его работах были представлены самые разные виды животных. Но больше всего художник предпочитал писать кроликов, кошек, обезьян, белок и медведей. Зачастую его картины носили иллюстративный характер с нотками доброго юмора.
Однако с годами Уильям постепенно стал завоевывать репутацию художника, изображающего едкие сатирические сюжеты, в которых животные стали выглядеть и действовать как люди. Используя аллегорию и сатиру в своих произведениях, он описывал различные жизненные ситуации, проблемы и человеческие пороки. Общественность разделившаяся на два лагеря, с одной стороны осуждала и критиковала художника, а с другой - с обожанием принимала его новые работы. А ведь именно эти работы мастера приносили ему основной доход до последних дней жизни. И именно эти картины принесли ему большую популярность.
Его картина «Марш Силена» из коллекции Художественного музея Буффало так была описана А.Стивеном : «Направленная на разоблачение человеческой пошлости, она изображает имитацию процессии с толстым медведем в роли Силена в сопровождении группы пьяных, резвящихся медведей и коз».
И в заключение хотелось бы отметить, что многочисленные работы Уильяма Бирда в наше время находятся в коллекциях Бруклинского музея Нью-Йорка, Музея искусств Метрополитен и Исторического общества Нью-Йорка, а также во многих национальных музеях и музеях изящных искусств разных городов США. Не малая часть наследия художника находится в частных собраниях.
Американское искусство и в ХХ веке также имело своих скандальных авторов, прославившихся за счет своей неординарности. Об этом читайте в нашей публикации : Почему 32 картины Энди Уорхола, на которых были нарисованы только банки с супом, стали арт-сенсацией.