1. Формирование готического стиля в архитектуре
Фирменный готический стиль сформировался под влиянием различных направлений и жанров, выработав свою неповторимую эстетику, которая даже по прошествии сотен лет впечатляет не меньше чем ранее. Стоит в первую очередь отметить, что основы готики, как и ее предшественницы романской архитектуры, были бы невозможны без накопленного опыта зодчих и инженеров предыдущих поколений, начиная с античности.
Из эстетики романской архитектуры в готику перекочевали арки, сводчатые потолки и витражи, правда, зодчие-новаторы все эти элементы увеличили в несколько раз и изменили форму. В дополнение к переосмыслению размеров основных элементов в готической архитектуре отказалась от одной ключевой особенности романского направления: толстых стен. Чтобы построить высокие изящные здания с более тонкими стенами, зодчие стали использовать каркасную технологию, разработав аркбутаны и контрфорсы, которые помогали поддерживать купольные своды. Благодаря этой разработке удалось строить «заоблачные» соборы и церкви, тянущиеся к небесам (некоторые превышают 100 метров).
Поскольку метод рационального пропорционирования, разработанный еще античными математиками высоко ценили и понимали в средневековой Франции, неудивительно, что именно там появились первые объекты, построенные в готическом стиле. Инновационные внедрения пришлись по вкусу представителям Римско-католической церкви, они стали первыми заказчиками на строительство величественных храмов, базилик и впечатляющих размахом монастырей. Вначале строительство шло на севере Франции, а затем распространилось по всей Европе.
Примечательно: В эпоху позднего Средневековья готический стиль стали охотно применять и при строительстве дворцов, административных зданий, особняков. К XVI в. готические сооружения практически полностью вытеснили романскую архитектуру.
2. Основные признаки готической архитектуры, которые может узнать любой обыватель
Величественный и таинственный готический стиль, ставший ярким символом европейской архитектуры Средневековья, легко узнаваем даже неспециалистами по следующим признакам:
- обилие камня;
- узкие остроконечные башни и башенки;
- кованые шпили на крыше;
- вертикальные колонны;
- стрельчатые арки и полуарки (аркбутаны);
- реберные своды:
- обилие удлиненных витражей;
- заостренные в верхней части оконные проемы;
- «роза» в центре фасада;
- обилие декоративных элементов.
Все эти черты ассоциируются со стремлением человечества к возвышенному, запредельному и прекрасному.
3. Подробнее о 5 ключевых архитектурных элементах готической архитектуры
♦ Стрельчатые арки Основная особенность многих религиозных сооружений – арки, которые можно увидеть в большинстве готических церквей и соборов. Однако вместо широких округлых арок, характерных для романских зданий, в готическом стиле они трансформированы в высокие изящные стрельчатые элементы, что более характерно для исламской архитектуры. Благодаря такому силуэту эффектно подчеркивается высота каждого собора, символически указывая на небо. В готических объектах своды имеют такую же конфигурацию.
♦ Ребристые (реберные) своды. Чтобы создавать более высокие потолки и более высокие окна, зодчие, последователи готического направления в архитекторе, разработали новый метод структурной поддержки, получивший название ребристый (реберный) свод. Готическая каркасная система предполагает использование пересекающихся цилиндрических сводов-арок, расположенных параллельно друг другу, чтобы поддерживать куполообразную крышу. Помимо декоративной составляющей, нервюрные крестообразные своды обеспечивают повышенную поддержку, что позволяет строить более высокие здания.
♦ Аркбутаны. Аркбутан – это наружная каменная полуарка, выполняющая функции перераспределения и передачи нагрузки опорным столбам (контрфорсам), которые располагаются за пределами основного объема здания. Инновационный элемент в строительстве храмов позволил облегчить внутренние конструкции, сделать их более изящными и легкими, а это значит, что можно было сроит узкие высокие здания. При строительстве готических храмов эти элементы конструкции старались украшать декоративными элементами, поэтому они являлись прекрасным завершающим штрихом для всего архитектурного ансамбля.
♦ Красочные масштабные витражи Не секрет, что в культовых сооружениях во все времена делался упор на внедрение особо захватывающих и зрелищных элементов, которые могли бы помочь поверить в чудо. В церквях и храмах такими внедрениями стали витражи, пропускающие солнечные лучи, сквозь тщательно подобранные разноцветные стеклянные сегменты, превращая их в ослепительный калейдоскоп. В других стилях также прибегали к этому эффекту, но при возведении готических храмов их делали особенно масштабными, повторяющими стрельчатые формы арок и сводчатого потолка, вздымающихся ввысь.
♦ Обилие декоративных элементов и упор на эстетику. Последней особенностью готической архитектуры является обилие декоративных элементов. Резные колонны и колонетты, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, элегантные башни и высокие узкие шпили, горгульи, гротескные фигуры, превращенные в мини-фонтаны – все это делает готический стиль одним из самых впечатляющих и монументальных направлений, ставшим образцом элегантности и величия в сакральной и светской архитектуре.
4. Знаковые сооружения, построенные в готическом стиле
♦ Базилика Saint-Denis.
Базилика в небольшом городке Сен-Дени – одно из первых сооружений, построенных в готическом стиле, которое хорошо сохранилось до наших дней.
Интересный факт: Старинная церковь аббатства Saint-Denis была реконструирована в XII веке под непосредственным началом самого аббата Сугера. Во время трансформации была снесена часть древней постройки, а на ее месте появилась новое крыло базилики, которое возводилось с применением инновационной технологии создания аркбутанов.
♦ Собор Парижской Богоматери
Когда большинство людей слышат о готической архитектуре, то первое, что приходит на ум – это Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), который стал символом Франции на многие столетия. От огромных окон в виде роз и высоченного шпиля, до элегантных аркбутанов и горгулий – все это до мельчайших конструкционных элементов и декора является знаковым примером готического стиля в лучших его проявлениях.
Строительство храма началось еще в 1163 году, и на его конструкционные особенности повлияла революционная технология, апробированная при возведении базилики в Сен-Дени. При этом стоит отметить, что ремонты, реконструкции и трансформации продолжались на протяжении всей истории существования знаменитого собора. К сожалению, трагическое событие, пожар произошедший весной 2019 г., уничтожил шпиль и большую часть крыши. Это привело к закрытию святыни, которая являлась самой посещаемой достопримечательностью Парижа. К сегодняшнему времени Notre-Dame de Paris активно восстанавливается.
♦ Шартрский кафедральный собор
Chartres Cathedral представляет собой интересное сочетание ранней и поздней готики. Частые пожары и перестройки поспособствовали тому, чтобы в одном здании можно было увидеть как раннеготические элементы, так и те, которые были созданы на пике расцвета. Особенно это заметно глядя на шпили северного фасада. Его правый шпиль был создан в более простом раннеготическом стиле, а вот левый (построен в XVI веке) может похвастаться богато украшенной ажурной решеткой, декоративными элементами и скульптурами.
Примечательно: Здание Chartres Cathedral на самом деле имеет три фасада, которые заполнены сотнями скульптур и барельефов, раскрывающие библейские темы.
♦ Реймсский кафедральный собор
Прекрасным примером элегантной красоты готики, стал Реймсский собор (Reims Cathedral), построенный на месте древней святыни, уничтоженной пожаром. Отличительной чертой этого культового строения стали глубокие порталы западного фасада, в которых располагается целая скульптурная композиция с основными библейскими сюжетами. Своеобразная выставочная площадка позволила неграмотным прихожанам визуально увидеть то, что они не могли прочитать. А вот над окном в виде розы имеется галерея для скульптур королей, которая состоит из 56 статуй, достигающих высоты в 4,5 м.
♦ Миланский кафедральный собор (Италия)
Понадобилось почти 600 лет, чтобы мир удивил готический собор, построенный за пределами Франции. Речь идет о Миланском соборе, строительство которого началось в 1386 г. и закончилось лишь в 1965 году. Он является замечательным примером того, как готическая архитектура преобразилась в умелых руках итальянских мастеров разных поколений. Здание наиболее известно благодаря монументальности фасада и его впечатляющему декору. Шутка ли, Milan Cathedral может похвастаться более чем 90 горгульями, 135 шпилями и около 3,4 тыс. скульптур.
♦ Севильский кафедральный собор (Испания)
Seville Cathedral или Собор Святой Марии Престольной – это самый большой готический собор в мире. Построенный в начале XVI века, он известен своими огромными размерами, богато украшенной ажурной каменной кладкой и использованием бывшего минарета мечети в качестве колокольни.