Биография Владислава Стржеминского
Владислав Максимилианович Стржеминский родился 9 ноября 1893 года (21 ноября по новому стилю) на территории Российской империи, в Минске. Он происходил из шляхетского польского рода. Отец мальчика дослужился в российской армии до чина подполковника и рассчитывал, что сын тоже сделает блестящую военную карьеру.
Владислав Стржеминский, согласно решению отца, в одиннадцатилетнем возрасте поступил в кадетский корпус, расположенный в Москве. Отучившись в этом заведении семь лет, юноша отправился в Санкт-Петербург и поступил в инженерное училище. Выпуск Стржеминского практически совпал с началом Первой мировой войны. Едва 21-летний инженерный подпоручик прибыл летом 1914 года в распоряжение начальства, как начались военные действия. Крепость в пограничном городке Осовце, где он оказался, неоднократно бомбили, штурмовали и травили газом.
Война оставила тяжёлый след в судьбе Стрежинского: он получил несколько наград за храбрость, но потерял руку и ногу. Несчастье произошло во время миномётного обстрела. Владиславу повредило и глаза, причём правый так и не удалось полностью вылечить.
На тот момент молодому человеку было 23 года. Казалось, жизнь кончена, впереди — беспросветное существование. Но у судьбы были другие планы!
Оказавшись в московском госпитале, Стржеминский познакомился с юной медсестрой милосердия, которая стала его женой и единомышленницей. Девушку звали Екатерина Николаевна Кобро (впоследствии она станет известным скульптором). Интересно, хотя её отец был обрусевшим немцем, а мать происходила из русского рода Розановых, в историю искусства женщина вошла под польским именем Катаржины Кобро (Katarzyna Kobro).
Смысл жизни Стржеминскому придали любовь к Екатерине и страсть к живописи. Он глубоко заинтересовался передовыми авангардными течениями. К счастью, правая рука была цела, а зрение удалось частично восстановить. Владислав тесно общался с другим известным художником польского происхождения — Казимиром Малевичем, основоположником супрематизма, и стал его учеником.
Вначале Владислав Стржеминский следовал за мастером, но затем стал искать свой путь в искусстве, в итоге вылившийся в создание собственного художественного стиля — унизма.
Изучая эволюцию творчества этого художника, можно заметить, как менялся его стиль. Так, написанная в 1918 году картина «Натюрморт. Тарелка» сурово-лаконична, в ней нет мягких линий. Тут явственно чувствуется влияние кубизма. Впоследствии в живописи Стржеминского появится больше плавности, музыкальности.
В 1922 году художник с супругой переехал в Польшу, поскольку в советской России после революционного всплеска авангардистского искусства повеяло цензурными «заморозками». В Польше он и стал разрабатывать теорию своего стиля. Впервые идеи унизма прозвучали в журнале «Блок», который выпускала одноименная группа авангардистов.
Деятельность Стржеминского была бурной: он преподавал, занимался живописью, графикой и архитектурой, участвовал в деятельности нескольких художественных групп.
В 1928 году живописец издаёт один из своих программных трудов — книгу «Унизм в живописи». Через четыре года в свет выходит ещё одна, написанная вместе с женой — «Композиция в пространстве, расчеты ритма времени и пространства». Катаржина Кобро во многом разделяла подход мужа к искусству, и они взаимно вдохновляли друг друга.
Стремление Владислава Стржеминского к отказу от «множественности форм» и достижению максимальной однородности элементов на картинах достигло пика в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Несколько лет он работал в минималистичной, однотонной палитре, стремясь избавиться от «множественности» цветов.
Огромную роль в его творчестве стала играть извилистая линия. Одной из ключевых особенностей стиля стала ритмичность.
В 1939 году семья художника снова переезжает, на этот раз в Белоруссию, город Вилейку. Это было связано с началом Второй мировой войны. Тут он создаёт первые рисунки из военного цикла — максимально графичные и лаконичные, но при этом выразительные и болезненные. Художник полностью отказывается от цвета. Но через некоторое время цвет возвратится — в болезненно-ярких вспышках работы «Люди во время войны».
В 1940 году Стржеминский и Кобро вернулись в Польшу. Последующие годы были наполнены тяжёлыми испытаниями. Из-за тягот войны копились негативные эмоции, и в итоге они вылились в семейный разлад.
Следующий удар поджидал живописца после войны. Сначала, казалось, всё шло замечательно: несколько лет Стржеминский купался в заслуженной славе. Он занялся преподавательской деятельностью, получив профессорскую должность в Высшей школе искусств в Лодзи. Параллельно он творил и искал новые формы выражения в искусстве. Из работ исчезает однотонность, уступая место пёстрым краскам — художник ловит «послеобраз солнца» (блики, остающиеся на сетчатке глаза), посвящая этой теме очередной цикл картин. Усиливается абстрактность.
Но в 1949 году в Польше, вошедшей в число стран социалистического лагеря, восторжествовала идеология соцреализма. Власти по примеру СССР начали борьбу против формализма. То, от чего Владислав Стржеминский бежал из России в начале 1920-х годов, настигло его и в Лодзи. Абстрактная живопись в Польше тоже стала восприниматься как идейно неприемлемая.
В 1950 году, согласно приказу министерства культуры, Владиславу Стржеминскому запретили преподавать. После этого мастер прожил недолго. 26 декабря 1952 года, подточенный невзгодами, он окончил свой жизненный путь. Уже после его смерти, в 1958 и 1979 годах, были опубликованы книги «Видения» и «Письма», написанные мастером.
В 2016 году вышел фильм польского киноклассика Анджея Вайды о непростой жизни известного живописца. Лента, номинированная на «Оскар», так и называется — «Послеобразы»: в честь знаменитого цикла картин Стржеминского.
Самые известные картины Владислава Стржеминского
Картины Владислава Стржеминского вновь вернулись в орбиту внимания искусствоведов со смягчением социалистической цензуры. В истории искусства он остался одиночкой: унизм называют стилем одного художника. Серьёзных последователей у этого автора не оказалось. Самыми известными работами мастера считаются:
- «Постсупрематическая композиция №2» (1923). В этой серии Стржеминский нащупывал свой индивидуальный стиль, экспериментируя с уменьшением «количества форм».
- «Уническая композиция №13» (1934). В произведении художник максимально выразил принципы унизма, доведя их до апогея.
- «Безработные» (1934). Это образец творчества Владислава Стржеминского, в котором главным средством выражения становится Её Величество Линия. Удивительно, как с её помощью и умело расставляя подчиняющиеся общему ритму цветовые акценты, мастеру удалось создать и сюжет, и настроение.
- «Лодзинский пейзаж» (1932), входящий в одноименный цикл произведений, написанный в 1931-1932 годах. Это одна из самых музыкальных картин художника, наполненная мягким лиризмом.
- «Женщина в окне» (1948). Картина входит в цикл поздних работ мастера, объединённых названием «Послеообраз солнца» (дословно — «Остаточное изображение солнца»).