В искусстве мистики и экспрессионизма: жизнь и творчество Эмиля Нольде
818
просмотров
Эмиль Нольде был известным немецким акварелистом XIX-XX веков, талантливым экспрессионистом и выдающимся мастером религиозного жанра. Творчество Эмиля Нольде посвящено описанию красочных садов, ярких морских видов, сумрачных пейзажей ночного Берлина. Живописец создавал насыщенные и выразительные картины мистического, фантастического и религиозного содержания, любил писать портреты и рисовать небо.
Эмиль Нольде. Картина «Автопортрет», 1917

Биография Эмиля Нольде

Эмиль Нольде появился на свет 7 августа 1867 года в многодетной крестьянской семье, проживающей на небольшой ферме в приграничном районе Германии и Дании. Он стал четвертым по счету ребенком, при рождении получил имя Ханс Эмиль Хансен (Hans Emil Hansen) и с раннего детства был вынужден тяжело работать, помогая родителям по хозяйству. Как только представился случай, юный Ханс без сожаления покинул родной дом и поступил в Фленсбургскую ремесленную школу, избрав специальность художника и резчика по дереву.

Эмиль Нольде. Открытка из серии «Магические горы», 1894

Эмиль Нольде заинтересовался живописью во время учебы, но в семье никто не поддержал этого увлечения. Зато профессия мебельщика родственников удовлетворяла полностью, поэтому Ханс устроился на мебельную фабрику. И тайком посещал уроки рисования. В 1894 году Эмиль Хансен создал известные альпийские вершины в виде оживших великанов. Затем одолжил денег, напечатал серию открыток, которая разошлась большим тиражом, и полностью посвятил себя живописи. До самого конца 1890-х он искал себя — в искусстве, в любви, в жизни.

Эмиль Нольде. Картина «Осеннее море VII», 1910

На стыке двух веков художник обзавелся псевдонимом и женился на Аде Вильструп. В этот же период окончательно сформировался и его стиль рисования. Многие современники, а затем и искусствоведы, изучавшие творчество Эмиля Нольде, называли его экспрессионистом, но сам живописец не был согласен с таким определением. Он считал, что термин искусственно ограничивает его возможности и значительно обедняет потенциал. Мастер называл себя «простым немецким художником». А писал Эмиль Нольде по-настоящему яркие экспрессивные картины, насыщенной палитрой выплескивая на холст сильные эмоции и переживания.

Эмиль Нольде. Картина «Танец вокруг золотого тельца», 1910

В поисках новых форм живописи Эмиль Нольде примкнул к группе «Мост», участники которой отказались от классического рисунка в пользу самобытной интерпретации окружающей действительности. Они считали, что вместо академически правильных картин, на которых изображена красивая, но обманчивая и приукрашенная реальность, художник должен создавать правдивые произведения, используя чистую краску и естественные линии.

Эмиль Нольде. Картина «Вдвоем», 1910
Эмиль Нольде. Картина «Погребение Марии Египетской в Пустыни», 1912

Нольде разделял эти взгляды, но отделился от группы спустя два года. Слишком велика была пропасть между молодыми художниками, впитавшими в себя новую урбанистическую культуру с пеленок, и зрелым Эмилем, который пришел к живописи из глубокой деревни и всю свою жизнь по духу своему оставался простым крестьянином. После «Моста» был Берлинский сецессион, но оттуда акварелиста исключили за критику в адрес президента ассоциации. Вместе с другими живописцами он организовал оппозиционную группу Новый сецессион.

Эмиль Нольде. Картина «Молодая пара», 1935
Эмиль Нольде. Картина «Женщины и Пьерро», 1935

После Первой мировой войны Эмиль Нольде принял датское гражданство, но жить в Дании не стал и переехал в город Нойкирхен, где купил дом на холме Зеебюль. В это время в Германии происходят активные политические процессы, в результате которых в биографии Нольде появилась спорная страница — художнику нравилось направление, в котором двигалась страна, он даже вступил в национал-социалистическую партию и присутствовал на торжественной церемонии в честь «Пивного путча». Нольде близко знакомится с Гиммлером, а его картины украшают стены дома Геббельса.

Эмиль Нольде. Картина «Христос и грешница», 1926

Но, несмотря на то, что сам Эмиль Нольде позиционировал себя простым художником, прославляющим уникальность Германии, ее культуру, историю и землю, социал-националисты увидели в нем экспрессиониста. Центральным экспонатом печально известной выставки дегенеративного искусства стало «Житие Христа», созданное в девяти частях в 1911-1912 гг. Эмиля Нольде исключили из академии, запретили работать по профессии и рисовать. Его картины изъяли из музеев и галерей, конфисковали и уничтожили. Художник пытался достучаться до верхушки нацистов с просьбами о пересмотре дела и даже создавал пропагандистские антисемитские плакаты, но безуспешно. До окончания Второй мировой войны он уединился в своем доме и тайком создавал миниатюрные акварели (всего 1300 работ), которые прятал в саду.

Эмиль Нольде. Картина «Цветное небо над Марэ», около 1940

После войны мастера признали гением, пострадавшим от нацистского режима. Эмиля Нольде приглашали на выставки, Зигфрид Ленц (Siegfried Lenz) написал о нем книгу «Урок немецкого», а дом в Зеебюле переделали в музей. Живописец прожил до почтенного возраста и ушел из этого мира 13 апреля 1956 года.

Эмиль Нольде. Картина «Последний ужин», 1909

Самые известные картины художника Эмиля Нольде

Картины Эмиля Нольде хранятся в крупнейших музеях Европы, часто демонстрируются на временных экспозициях и всегда вызывают интерес зрителя. Посмотрите на самые яркие произведения мастера:

  • «Житие Христа» (1911-1912) — монументальная работа из девяти картин высотой более двух метров и длиной около шести метров. Главный экспонат выставки «Дегенеративного искусства». В настоящее время хранится в музее Нольде в Зеебюле.
  • «Жизнеописание Марии Египетской» (1912) — еще одна масштабная работа на религиозную тему.
  • «Подсолнухи» (1932) — любовь Нольде к природе проявилась в описании подсолнухов. Он рисовал их так часто, как и Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh).
  • «Маки» (1941-1945) — работа из серии «Ненаписанные картины», созданная в период вынужденного уединения в доме на Зеебюле.
Эмиль Нольде. Полиптих «Житие Христа», 1911-1912
Эмиль Нольде. Триптих «Жизнеописание Марии Египетской», 1912
Эмиль Нольде. Картина «Подсолнухи», 1932
Эмиль Нольде. Картина «Маки», 1941-1945

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится