Витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет. Яркая и красочная картина из цветных стекол при естественном освещении создает внутри здания особую атмосферу, подчеркивает красоту интерьера и оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.
Виды витражей
Витражи могут различаться по нескольким критериям, в том числе по назначению (сфере применения) и особенностям внешнего вида. Но наиболее подробным и распространенным является разделение витражных композиций по технике исполнения на следующие типы:
- Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
- Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
- Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
- Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
- Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
- Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
- Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
- Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.
Для декоративного оформления интерьера зданий и помещений также используют различные техники имитации витражей. Среди них наиболее распространены:
- Заливная контурная. Цветными красками художник наносит на стекло сначала рисунок, а затем контур, имитирующий профиль.
- Пленочная. На стеклянный лист аккуратно наклеивают цветную полимерную пленку и тонкие полоски металлической ленты, из которых образуется композиция.
- Накладная. В отличие от предыдущей техники вместо полимерной пленки используют более толстые материалы (обычно — стеклянные пластины).
- Фотопечать. Изображение на стеклянные поверхности наносят с помощью современного печатного оборудования.
Витражи также можно разделить на 3 основные группы по типу изображения:
- сюжетные;
- орнаментные;
- комбинированные.
История витража
История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.
В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.
Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.
В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.
В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.
В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.
Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной компании Tiffany & Co с начала 1880-х гг. увлекся изготовлением из стекла предметов декоративно-прикладного искусства.
Луис изобрел собственную технику витража, которая оказалась чрезвычайно успешной. Вместо свинцовых пластин в качестве профиля для соединения стеклянных элементов он начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивал воском и припаивал оловом.
Новая технология позволила изготавливать из цветного стекла не только витражи, но и великолепные объемные композиции. Огромным спросом у обеспеченных людей начали пользоваться изысканные лампы со стеклянными абажурами.
С начала ХХ века до наших дней постоянно совершенствуются старинные и возникают альтернативные витражные техники. Яркие красочные композиции из мозаичного стекла все чаще используются не только при оформлении храмов, но и в строительстве общественных и коммерческих зданий.
Самые известные витражи мира
К самым известным витражам мира можно отнести десятки выдающихся произведений монументального искусства разных эпох. И все же, стоит выделить шедевральные витражные композиции в следующих зданиях разного назначения:
- Ахенский Собор (Германия) — VIII век.
- Готический Собор Сент-Шапель (Париж, Франция) — XIII век.
- Мечеть Насир аль-Мульк (Шираз, Иран) — XIX век.
- Галерея Лафайет (Париж, Франция) — 1912 год.
- Гранд Отель Сиудад де Мехико (Мексика) — 1968 год.
- Йоркский готический собор (Великобритания) — XIII век.
- Дворец каталонской музыки (Барселона, Испания) — 1908 год.
- Чикагский культурный центр (США) — 1897 год.
- Собор Парижской Богоматери (Франция) — XII век.