1. Московский дворик, 1878
Вероятно, самая известная картина Поленова написана с натуры в переулках московской улицы Арбат. Уроженец парадного Петербурга, Поленов едва ли мог встретить эти простые, но уютные сюжеты деревенского быта в северной столице. Картина появилась через год после того, как художник в возрасте 33 лет переехал в Москву.
Работа была принята с восторгом на выставке передвижников, которые как раз и хотели отойти от академизма и постановочности в живописи и искали вдохновения в народе.
2. Воскрешение дочери Иаира, 1871
Василий Поленов родился в 1844 году, в тот же год, что и Илья Репин. Они, кстати, учились на одном курсе в Академии Художеств и дипломную работу писали на один и тот же сюжет - «Воскрешение дочери Иаира». Оба получили за свои работы большую золотую медаль.
3. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Эстремон, 1875
После окончания Академии Художеств, Поленов (как и Репин) получает специальную «пенсию» на поездку в Европу. Художник путешествовал по Австрии, Германии, Италии и Франции. Он вдохновлялся пейзажами и зданиями, писал Венецию и курортные городки Нормандии. А вот в Париже написал это историческое полотно, за которое получил звание академика.
4. Бабушкин сад, 1878
Как мы упоминали, в 33 года художник обосновался в Москве, где продолжил писать городские «пейзажи настроения». Кстати, на этой картине изображена та же усадьба, что и на картине «Московский дворик», только с другой стороны. Именно такими домами застраивалась Москва после большого пожара 1812 года во время войны с наполеоновской Францией.
5. Заросший пруд, 1879
«Заросший пруд» - еще одна из самых известных картин художника. Она увидела свет на выставке передвижников вместе с «Бабушкиным садом». Поленов написал к ней несколько этюдов, а тема прудов и лодок еще неоднократно будет всплывать в его творчестве. По картине понятно, что Поленов испытал сильное влияние французских импрессионистов, но успешно перенес технику на русскую почву и потрясающе поработал со светом.
6. Цезарская забава, 1879
Помимо пейзажей Поленов продолжает обращаться к историческим сюжетам. Материал к этой картине он почерпнул в Италии. На ней изображено мгновение за минуту до казни юной девушки - она стоит в ужасе, к ней за решетку запустили дикого зверя, и он явно готовится к прыжку. На полу уже череп погибшего, возможно, также раба. А сверху на истязания смотрит довольный император.
7. Христос и грешница (Кто без греха?), 1888
Это полотно размером 3.25 × 6.11 метров (!) - дело всей жизни Поленова. Замысел написания этого библейского сюжета он много лет вынашивал в голове. Чтобы достоверно показать декорации жизни Христа, а также лица «массовки», Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту и другим местам Ближнего Востока, где делал десятки эскизов лиц, пейзажей, костюмов и зданий.
Основная задача Поленова была показать Христа как обычного человека в начале своего пути мессии.
8. Золотая осень, 1893
Картину «Христос и грешница» купил император Александр III, и на эти деньги художник построил себе дом на живописном берегу реки Оки. Сейчас это музей-заповедник «Поленово», где, кстати, находится полномасштабный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углем, в то время как оригинал хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Уже в своем имении Поленово, художник пишет много пейзажей, и «Золотая осень» - один из них.
9. Мечты (На горе) 1900
В 1899 году Поленов второй раз едет на Ближний Восток. Во время и после этой поездки он написал серию картин «Из жизни Христа», которая очень много значила для художника. Поленов так писал о предстоящей работе: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем».
Впрочем, Христос у Поленова всегда обычный человек со своими мечтами и слабостями.
10. Эллада, 1890-е
Поленов был очень увлечен театром, в своей усадьбе он устраивал спектакли, сам делал декорации, приглашал детей со всей округи к участию в них, а жена художника сама шила костюмы. Даже гостиная в поленовском доме была устроена так, что «актеры» могли внезапно появиться из тайной двери как из-за кулисы.
В 1906 году в Москве состоялась премьера оперы «Призраки Эллады», к которой Поленов сам сочинил музыку, придумал костюмы и декорации (эскиз вы видите на картине).
После революции 1917 года художник в основном жил у себя в имении на Оке. Большевики с большим пиететом относились к нему, даже несмотря на обилие религиозной тематики в творчестве. В 1926 году ему даже присвоили звание народного художника, а на следующий год он тихо умер у себя в Поленово.