Шаг первый: за пределы традиционных ролей
Ханае Мори родилась в 1926 году, в многодетной семье. Отец ее был преуспевающим хирургом, мать занималась домом – и, по воспоминаниям дизайнера, редко выпадавшее свободное время проводила за просмотром модных каталогов. Ханае получила воспитание в духе «будущая образцовая мать, жена и домохозяйка» - любовь к красивым вещам и умение делать что-то своими руками прилагались. Окончила она Токийский женский христианский университет, а в возрасте двадцати одного года вышла замуж за Кена Мори – сына известного текстильного промышленника. Здесь и должна была закончиться эта история – история обыкновенной японской женщины из среднего класса послевоенных времен. Однако…
Однако Ханае влюбилась снова. И на сей раз – в моду. По-настоящему. Все началось, когда Ханае увидела жен американских военных и то, как были они одеты – строго, но элегантно.
Она поступила на курсы портных, тщательно изучала систему европейского и традиционного японского кроя, училась разбираться в тканях, и уже в 1951 году открыла собственное ателье. Она была уже на поздних сроках беременности и вскоре родила своего первого ребенка – даже сейчас совмещать материнство и карьеру непросто, а в те времена… Но на помощь пришел Кен. Надо сказать, ее супруг в принципе не был сторонником того, чтобы жена встречала его по вечерам с теплым ужином и нагретыми тапочками. Наоборот – он всячески поддерживал Ханае, несмотря на то, что на работающих замужних женщин, чьи мужья вполне могли их содержать, смотрели тогда с непониманием.
Кен разделял ее энтузиазм, он с готовностью взял на себя всю «деловую» сторону предприятия – финансы, налоги, продвижение… «Не думай об этих мелочах – просто твори!». Сперва это была маленькая мастерская по соседству с лапшичной, а спустя несколько лет супруги Мори уже владели несколькими бутиками. Ханае сотрудничала с киностудиями, создавая костюмы для фильмов Акиры Куросавы и Нагисы Осимы.
Шаг второй: разведка
Каждый уважающий себя модельер должен покорить Париж! Поехала туда и Ханае. Только коллекцию свою она не повезла. Поднакопив солидную сумму, госпожа Мори посещала всемирно известные модные дома, прикидываясь клиенткой. Она действительно заказывала там платья, а сама внимательно наблюдала за тем, как работают мэтры – Живанши, Карден, Боан… Да-да, это одна из тех историй про «японский промышленный шпионаж». Впоследствии Ханае вспоминала, что все они одевали женщину так, будто она была не живым человеком, а красивым приложением к мужчине, за счет которого и был весь банкет. Все – кроме Коко Шанель. Удивительно, но в Японии Шанель была непопулярна, Ханае о ней практически ничего не знала. Но именно общение с этой женщиной, ее работа, ее взгляд на мир стали для Мори настоящим вдохновением.
Шаг третий: покорение Америки
Набравшись опыта во Франции, госпожа Мори отправилась изучать модную индустрию в США. Там она посещала курсы дизайна, ходила по крупным универмагам, продающим готовую одежду известных брендов, а еще – в оперу. Постановка «Мадам Баттерфляй» так ее потрясла, что Ханае сделала бабочку символом своего ателье и основным мотивом своих коллекций.
Тончайший шелк, переливающийся, словно крылья бабочки, силуэты и крой традиционного японского костюма- такой была первая коллекция Hanae Mori, представленная американской публике в 1965 году. Впоследствии она открыла бутики в Нью-Йорке, запустила собственную парфюмерную линию и провела показы в Индии и на Ближнем Востоке, где ее роскошный и в то же время универсально «этнический» стиль был принят на ура. Ее модели появлялись на страницах американского Vogue, ее верными клиентками стали актрисы и жены дипломатов, представительницы королевских семей и женщины из богемной среды. Хиллари Клинтон, Нэнси Рейган, принцесса Монако Грейс Келли…
К тому же в числе первых Мори стала привлекать к показам моделей неевропейского происхождения, например, Ясмин Гаури.
Шаг четвертый: и все-таки Париж
Утвердившись в статусе дизайнера в США, Мори все-таки приехала в Париж. В 1977 году Мори стала первым японским дизайнером в Парижском Синдикате Высокой моды и открыла бутик в модной столице Европы. Уже через четыре года в Париже прошли скандальные показы Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо, а пресса разразилась криками про «Хиросима-шик» и японскую экспансию.
Но экспансия началась гораздо раньше: Ханае Мори уже успела свести с ума весь Париж своими шелками с бабочками, журавлями и хризантемами. В восьмидесятые и девяностые она представила коллекции ароматов, аксессуаров и одежды для мужчин.
Шаг пятый: крах и возрождение
В 2000-х многие модные бренды оказались в кризисном состоянии, не обошла стороной эта беда и Hanae Mori. В 2002 году предприятие было продано, а затем закрыто в связи с огромными объемами долга. Однако и это еще не конец. После закрытия собственно бренда она осуществляла руководство своими ателье в Париже и в Нью-Йорке, где занимается созданием одежды для ограниченного числа частных клиенток – например, одевает японскую императрицу-консорта Митико. Сегодня бутик Hanae Mori продолжает работать в легендарном районе Харадзюку. В конце 2010-х на Неделе моды в Токио вновь прозвучало имя Ханае Мори – там была представлена линия женской одежды Hanae Mori Manuscript, разработанная молодым дизайнером Ю Амацу. В коллекциях регулярно возникает образ бабочки. А одна из автобиографических книг Ханае Мори называется «Мода – бабочка, перелетевшая границу».
«Я завоевала мир, в котором женщинам когда-то не было места», - так говорит Ханае Мори о своем творческом пути. Помимо творческой деятельности, в свои девяносто пять она занимается делами благотворительного фонда, поддерживающего молодых модельеров.
Японские мастера вдохновляли европейских дизайнеров и столетие назад. Например, французский ювелир Люсьен Гайар разгадал секреты японских мастеров и прославился великолепными костяными гребнями.