За кадром фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: почему Никулин наотрез отказался играть царя и другие малоизвестные факты
436
просмотров
Знаменитая комедия «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдая – это один из наиболее любимых фильмов советского периода. Потрясающая картина и по сей день не менее популярна, чем в былые времена. Каждый из нас смотрел фильм много раз, но неизменно возникает желание вновь пережить интересные приключения с любимыми героями.

Почему Никулин отказался сниматься?

Почему Никулин отказался сниматься?

Читателям, конечно же, хочется узнать побольше интересных фактов о съемках ленты. Сейчас нам кажется, что актеры на роли в кино были подобраны потрясающе удачно. Разве можно представить на их месте кого-то другого? На самом же деле Леониду Гайдаю пришлось долго подбирать актеров, сделав множество проб.

Изначально Ивана Грозного должен был играть Юрий Никулин, который был любимцем режиссера. Говорят, что Гайдай писал сценарий именно под него. Но Никулин отказался от главной роли! По официальной версии, актер вместе с цирком уезжал на гастроли в Австралию. Но есть и другая версия. Оказывается, Никулин не верил в то, что экранизация произведения Булгакова когда-нибудь попадет на большой экран. Писателя никогда не пропускали критики. Был высок риск того, что картина не пройдет советскую цензуру. А это означало, что фильм навсегда останется пылиться на полках.

Никулин прямо сказал Гайдаю, что не может сниматься в кино, которое потом не выйдет в прокат. Режиссер даже обиделся на актера. Он пытался привлечь его, предлагая особые условия и повышенный гонорар. Но Никулин был категоричен. Возможно, актер потом сильно пожалел о своем решении, ведь картина стала мегапопулярной.

После отказа Никулина Гайдаю пришлось устраивать кинопробы. Стоит сказать, что на роль царя пробовали семь человек. Согласитесь, что работа предстояла непростая. Актер должен был фактически сыграть два противоположных образа. Пробы не прошли Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев и Евгений Лебедев.

Заслуга режиссера

Многие считают, что фильм, снятый по запрещенному произведению Булгакова, вышел на экраны только благодаря Леониду Гайдаю. В то время он был признанным королем комедийного жанра. Руководители требовали от него новых фильмов, поэтому на некоторые моменты готовы были закрыть глаза. Через цензуру проходили все картины, комедии Гайдая не были исключением. Из-за этого в ленте несколько раз переозвучивали некоторые фразы.

Среди таких реплик оказались слова Бунши, адресованные немецкому послу: «Гитлер капут». Изначально герой произносил «Мир, дружба». Если присмотреться, то по артикуляции актеров это хорошо видно.

Изначально на допросе в милиции царь, отвечая на вопрос, говорил, что живет в Кремле. Такая фраза была недопустима, поэтому ограничились скромными царскими палатами.

В фильм, к сожалению, не вошла сцена, в которой Иван Васильевич на кухне Тимофеева сам жарит котлеты. Начальство посчитало, что слишком комичным получается образ царя. В итоге хронометраж ленты был уменьшен на целых десять минут.

Также была заменена фраза еще в одном эпизоде. Во время банкета в царских палатах Бунша спрашивает, кто же будет платить за такой банкет. В оригинальной версии Жорж Милославский отвечал: «Народ, народ, батюшка». Конечно же, такая реплика была недопустима. Поэтому ее заменили на более нейтральную: «Ну, во всяком случае не мы».

Популярность картины

Стоит сказать, что знаменитая комедия заняла семнадцатое место по посещаемости среди фильмов советского проката. Показывали его и за границей. Но там он был известен под названием «Иван Грозный: Назад в будущее».

Нина Гребешкова

Свою жену Леонид Гайдай любил снимать в эпизодах или ролях второго плана. В «Иване Васильевиче» он хотел предложить супруге роль Марфы Васильевны. Но та категорически отказалась от съемок. Однако в фильм попала фраза актрисы, которая стала крылатой.

Однажды Гребешкова хотела серьезно оговорить с супругом, но Гайдай просто уходил от беседы. Тогда его жена произнесла фразу: «Так и тянет устроить скандал». Знаменитая реплика вошла в фильм, но произнесла ее жена Шурика.

Наталья Крачковская

Все актеры проходили серьезные пробы. А вот Крачковскую Гайдай взял без них. Правда, до этого режиссер снимал актрису в ленте «Двенадцать стульев», а позднее Гайдай будет приглашать Наталью во все свои картины.

Крачковская потрясающе сыграла Ульяну Андреевну. На съемках у актрисы было пять париков. Один из них доставлял ей массу хлопот. У нее были густые и длинные волосы. А в конце фильма она должна была снять парик и произнести фразу: «И меня вылечат». Локоны актрисы пришлось прятать под резиновой шапочкой, которая напоминала плавательную, сверху на ней была короткая стрижка под ежик. Головной убор оказался настолько тугим, что вызывал боль. У Крачковской очень быстро начинался отек, поэтому долго сниматься женщина не могла.

Актриса в работе над фильмом проявила настоящий героизм. По сценарию, Ульяна Андреевна должна была перелезть с одного балкона на другой в погоне за супругом. Но актриса жутко боялась высоты. Чтобы уговорить ее на эпизод, Гайдай сказал, что внизу ее будет страховать люлька. Когда Крачковская во время съемок обнаружила, что ее там нет, она стала падать. Ее вовремя подхватили. Но эпизод переснимать не стали. Он так и не вошел в фильм.

Гонорары за съемки

Оказывается, за съемки некоторые актеры получали очень приличные гонорары. Сам режиссер получил 7948 рублей, из них 2000 – это оплата сценария, а все остальное – за съемки. А по другим данным, Гайдай заработал 18 тысяч рублей.

Из актеров самым высокооплачиваемым стал Юрий Яковлев. Его гонорар составил 4350 рублей. Остальные артисты получили куда более скромные суммы:

  1. В. Этуш – 630 рублей.
  2. Л. Куравлев – 2312 рублей.
  3. С. Крамаров – 1129 рублей.
  4. А. Демьяненко – 1663 рубля.
  5. М. Пуговкин – 788 рублей.
  6. Н. Крачковская – 347 рублей.
  7. Н. Селезнева – 362 рубля.
  8. С. Филиппов – 258 рублей.

Кто создал настоящую машину времени?

Для съемок машину времени изобрел не Шурик. Изначально работа была доверена настоящему конструкторскому бюро.

Но специалисты слишком ответственно подошли к реализации задания. У них получилась громоздкая конструкция, которая не смотрелась в кадре. Гайдай решил обратиться к Владиславу Почечуеву, который при помощи стеклодува и слесаря, а также вспомогательного инвентаря создал занимательную конструкцию, которую мы и видим с вами в фильме. В итоге конструктору заплатили гонорар за изобретение «машины времени».

Где проходили съемки?

Гайдаю не разрешили снимать на территории Кремля. Поэтому пришлось искать иное место. Выбор пал на ростовский кремль. Именно в нем стрельцы пытались взять живьем демонов. Кстати, съемки на территории ростовского кремля позволили сохранить историческую достоверность, ведь в ту эпоху Кремль в Москве был белокаменным.

В фильме стрельцы долго гонялись за пришельцами. А в реальной жизни все действия происходили на небольшом пяточке. В ленте мелькают крытые переходы, Успенский собор и нарядное крыльцо Красных палат. В кино умеют создавать магию. Стрельцы прыгали с высокой стены, которая в реальной жизни совсем не такая. Но для страховки участником массовки все-таки постелили соломку.

Наталья Селезнева

Селезнева изначально рассчитывала на роль жены изобретателя, ведь с Демьяненко они прекрасно сработались в предыдущих картинах. Но за роль ей пришлось соревноваться в мастерстве с Гвоздиковой и Гундаревой.

Шикарный кафтан царя сшили из реквизита ленты Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». А вот настоящую модницу Зиночку наряжал сам Зайцев. В одежде от него Селезнева выглядела западной звездой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится