За кадром фильма «Принцесса цирка»: почему никто не верил в успех Светланы Дружининой
0
0
1
960
просмотров
Когда режиссер Светлана Дружинина, которой 16 декабря исполнилось 84 года, приступила к съемкам фильма «Принцесса цирка», в успех этой затеи никто не верил:

во-первых, оперетту Имре Кальмана уже экранизировали в СССР еще в 1958 г., и довольно успешно, а во-вторых, всех удивил ее выбор актеров на главные роли – драматической актрисы Натальи Белохвостиковой и никому не известного студента МГИМО без профессионального актерского образования, который не только не пел, но и говорил по-русски с акцентом! Но режиссерское чутье не подвело Дружинину и на этот раз…

Автор оперетты *Принцесса цирка* Имре Кальман

Первой советской экранизацией оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» был черно-белый фильм Юлия Хмельницкого, вышедший на экраны в 1958 г. под названием «Мистер Икс». Интересно то, что прототипом главного героя для Кальмана стал русский эмигрант из знатной семьи, офицер, вынужденный за границей «переквалифицироваться» в циркового акробата, выступавшего в маске, чтобы знакомые не узнали в циркаче аристократа. У оперетты Кальмана было второе название – «Мистер Икс», но суеверный композитор считал, что только «женские» названия оперетт приносят ему удачу. А вот Хмельницкий для своей экранизации выбрал именно второе название. Главную роль в его фильме исполнил знаменитый советский эстрадный и оперный певец Георг Отс, блестяще исполнивший все партии своего героя. Поэтому представить кого-то в этой роли после него было крайне сложно – новый герой заведомо проигрывал в сравнении. Но Светлана Дружинина решила сделать ставку не на вокальные данные актера.

Кадр из фильма *Мистер Икс*, 1958
Георг Отс в фильме *Мистер Икс*, 1958

До этого Светлана Дружинина уже снимала музыкальные фильмы («Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская»), а тема цирка была ей особенно близка – в подростковом возрасте она год отучилась в цирковом училище на отделении акробатики, но ее мать была против того, чтобы дочь выступала в труппе акробатов, и Светлана поступила в хореографическое училище. Из-за серьезной травмы Дружинина так и не стала балериной, но начала работать на телевидении и сниматься в кино, а позже занялась режиссурой. Однако о своем цирковом и танцевальном прошлом она не забывала. Вместе с ней в хореографическом училище занимался Марис Лиепа – именно ему она и планировала предложить главную роль в своем фильме. Правда, было одно «но»: на тот момент знаменитому танцовщику было уже 45 лет.

Игорь Кеблушек в роли Мистера Икс, 1982

Все решил случай. Дружинина отправилась в Большой театр, чтобы пригласить Мариса Лиепу на пробы, но в буфете случайно столкнулась с очень красивым молодым человеком с аристократической внешностью. Она была настолько поражена не только его красотой, но и благородством манер и «заграничным» шармом, что тут же решила предложить ему прийти на пробы – именно так, в ее представлении, и должен был выглядеть главный герой ее фильма.

Игорь Кеблушек и Наталья Белохвостикова в фильме *Принцесса цирка*, 1982
Игорь Кеблушек в роли Мистера Икс, 1982

Однако утвердить юношу на главную роль оказалось очень непросто. Игорь Кеблушек оказался сыном крупного чехословацкого дипломата. Он собирался пойти по стопам отца и учился в МГИМО – соответственно, ни актерского образования, ни опыта съемок у него не было. К тому же он никогда не занимался вокалом, да и говорил по-русски с очень заметным акцентом, хотя его мать была родом из Ленинградской области. Чтобы добиться утверждения на роль чехословацкого, а не советского студента, Дружининой пришлось пойти на хитрость: она выдала его за прибалта. Оставалось только заручиться согласием отца Игоря, но тот, на удивление, не стал возражать и ответил сыну афоризмом: «Не каждый актер может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актером!».

Кадр из фильма *Принцесса цирка*, 1982
Игорь Кеблушек в роли Мистера Икс, 1982

Игорь Кеблушек объективно оценивал свои возможности и понимал, что попал в кино исключительно благодаря своей эффектной внешности. Поэтому на съемочной площадке старался перенимать опыт у профессиональных актеров и прислушивался ко всем советам. А работать ему посчастливилось со звездами советского кино – Натальей Белохвостиковой, Николаем Трофимовым, Юрием Морозом, Людмилой Касаткиной, Еленой Шаниной, Владимиром Басовым, Александром Ширвиндтом.

Наталья Белохвостикова в фильме *Принцесса цирка*, 1982
Кадр из фильма *Принцесса цирка*, 1982

На этом сложности не прекратились. В главной женской роли Светлана Дружинина видела Наталью Белохвостикову. Все вокруг удивлялись этому выбору – ее все знали как драматическую актрису, и в «легком» жанре оперетты ее никто не представлял! Светлана Дружинина рассказывала: «Это был вообще момент безумия для всех, потому что Белохвостикова – такая тонкая психологическая, драматическая актриса, у которой школа Герасимова и так далее. И вдруг она будет петь под фонограмму, танцевать… Я считаю, что в этой оперетте просто проявилась одна из граней её большого таланта, потому что как-то её все очень любят называть «драматическая психологическая» кружевница… А она удивительно романтическая актриса, удивительно обаятельная и грациозная. И невероятно обольстительно женственная». Против участия Белохвостиковой в съемках возражал даже ее муж, режиссер Владимир Наумов. Недоброжелатели шептались: «Это будет провал Дружининой. Она подставит Белохвостикову».

Наталья Белохвостикова в фильме *Принцесса цирка*, 1982
Кадр из фильма *Принцесса цирка*, 1982

Но ни режиссер, ни сама актриса никого не слушали. Для Белохвостиковой этот образ был прекрасной детской мечтой: «Я очень несерьёзно отношусь к этому жанру. И единственное, что меня зацепило, – это удивительная музыка и удивительный фильм, который я в свои семь лет смотрела каждый день – «Мистер Икс» с Георгом Отсом, великим Георгом Отсом. И эта музыка звучала во мне с семи лет. Поэтому, когда я услышала её спустя годы, было совершенно невозможно сказать «нет». И это было первый и последний раз. Я больше никогда на эту тропу не ступила».

Наталья Белохвостикова в фильме *Принцесса цирка*, 1982
Кадр из фильма *Принцесса цирка*, 1982

Все вокальные номера за актеров исполнили профессиональные оперные певцы: за Кеблушека – баритон Большого театра Владимир Мальченко, за Белохвостикову – артистка Большого театра Галина Ковалева. Актриса рассказывала: «Когда я училась в институте и мы сдавали вокал, вся кафедра лежала от моего пения. Просто бас практически, поэтому я стеснялась и почти никогда не пела… В «Принцессе цирка» я пела чужим голосом. Я помню, как режиссер Светлана Дружинина сказала мне: «Наташа, если ты не запоешь, я тебя перестану уважать». Мы же учили и пели все эти арии в кадре, а с экрана звучал голос артистки Большого театра Галины Ковалевой». Из-за сильного акцента Кеблушека его героя озвучил другой актер – Станислав Захаров.

Игорь Кеблушек в роли Мистера Икс, 1982

Пересуды прекратились, только когда фильм вышел на экраны. Результат поразил всех – чутье не подвело Светлану Дружинину. Благодаря красоте и романтическому флеру вокруг Кеблушека (иностранец, сын дипломата, загадочный незнакомец, настоящий Мистер Икс!) миллионы советских зрительниц влюбились в его героя, а Наталья Белохвостикова удивила всех в новом амплуа, в котором она была невероятно хороша!

Игорь Кеблушек

Режиссеры завалили Кеблушека новыми предложениями, но в кино он больше никогда не снимался: Куда пропал актер, покоривший миллионы женских сердец.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится