Рептилии, амфибии и насекомые
К гадам или погани в разных местностях относили разных существ: червей и гусениц, стрекоз и комаров, улиток и мышей, кротов и даже волка. Но чаще всего так называли змей, ящериц, жаб и лягушек. Некоторых рыб c извилистыми телами тоже причисляли к гадам. Например, поганой рыбой прозвали угря. Этнограф Михаил Забылин отмечал, что в народе говорили: «Есть его можно, когда в семи городах рыбы нет, а на дворе Масленица». Еще гадами именовали фантастических персонажей, например летающего змея.
Таких существ считали нечистыми дьявольскими созданиями. Их объединяла хтоническая, подземная природа: в земле гады рождаются, живут и зимуют. Поверья связывали их с колдунами и ведьмами: якобы они подмешивали порошок из высушенных земноводных в еду и питье, чтобы навести порчу. Эти представления отразились в фольклоре: сказочная Баба-яга варила в котлах жаб, ящериц и змей, ела их мясо и добавляла его в зелья.
Ведунам приписывали власть над земноводными. Крестьяне верили, что ведьмы и колдуны знали по именам каждую змею, могли собрать их вместе, навсегда изгнать из селения или сделать безвредными.
Опасные змеи и ужи-покровители
Образ змеи сочетал противоположные сущности — положительные и отрицательные начала. Змей боялись, и, если человек умертвил гада, такой поступок считали подвигом, так как пресмыкающееся — воплощение дьявола на земле. Этнограф Владимир Даль писал: «Кто змею убьет, тому прощается 40 грехов. Это поощрение, конечно, изобретено бабами, которые боятся змей».
В то же время в фольклоре их упоминали как защитников. Во многих местностях считали домашними покровителями ужей, такие мифологические представления пришли из глубины веков. Верили, что если уж поселился в доме — это счастливый знак. Якобы он отгонял ядовитых змей, истреблял лягушек и охранял скот. В ужа мог обращаться хранитель избы, домовой. Убийство домашней змеи считалось грехом. В некоторых регионах верили, что в доме они живут парами — мужского и женского пола. Если убить змея-самца — умрет хозяин, если самку — хозяйка.
Сии пресмыкающиеся почитались у некоторых славян домашними богами, им приносили в жертву молоко, сыр, яйца и все то, что на стол поставлялось. Запрещено было всем делать сим животным вред, а в противном случае жестоко наказывали, а иногда и жизни лишали преступников сего закона.
Этнограф и фольклорист Михаил Чулков. «Абевега русских суеверий»
Люди верили, что змеи могут одаривать магическими предметами или способностями — целебным растением, которое оживляет мертвых, или волшебной разрыв-травой, открывающей замки. А если убить особенную, белую змею, старшую над всеми, вытопить сало и намазать им себе глаза, то человек сможет увидеть спрятанные под землей клады.
В фольклоре, в сказках и былинах, змей обычно противостоял главному герою. Многоголовое чудище похищало девушек или требовало их на съедение от жителей осажденного города. Змеи упоминались и в быличках — так называют жанр фольклора, в котором «очевидцы» рассказывают, как увидели нечистую силу или стали свидетелями фантастических явлений. В них описывали и встречи с лесными гадами. Например, считалось, что 27 сентября, на праздник Воздвижения Креста Господня, нельзя ходить в лес: в это время змеи особенно активны, они готовятся уходить в землю на зимнюю спячку. Человек, который нарушал запрет, попадал в змеиное царство, и ему грозила опасность.
Двойственное отношение к пресмыкающимся отразилось в представлениях об их огненной и водной природе. Змеи, как и другие гады, связаны с суевериями о дожде. Их появление в сказках сопровождалось громом и бурей. В то же время змей символизировал огонь, изрыгал пламя, от него валил дым и искры. Такая двойственность проявилась в загадках, например в бытовавшей в Тульской губернии загадке об уже: «Дрон Дроныч, Иван Иваныч, сквозь воду проходит, на себе огонь проносит».
Как с помощью лягушек вызывали дождь и делали приворот
По легендам, лягушки произошли от людей, которые утонули во время Всемирного потопа. Их считали даже более ядовитыми, чем змей, но, по поверьям, этим земноводным запрещено кусать людей. В некоторых регионах лягушек тоже считали покровителями дома, их нельзя было убивать.
Плодовитость животного связывали с деторождением. По народной примете, приснившаяся жаба предвещала беременность, а о беременной женщине говорили, что она наелась лягушек. Мастерицы украшали свадебные простыни вышитыми орнаментами, и некоторые из них символически изображали животное. Такими узорами расшивали и головные уборы, которые женщины носили несколько лет после замужества, до рождения первого или второго ребенка.
В народе считалось, что колдуны и ведьмы с помощью лягушек передают свой опыт ученикам. Тот, кто хотел познать тайны магии, должен был проглотить земноводное. Животных использовали также в любовных и брачных ритуалах. По поверьям, чародеи сажали пару лягушек в муравейник на съедение муравьям, а затем доставали кости. Одной из костей следовало прикоснуться к возлюбленному или зацепить его одежду, чтобы вызвать страсть. Другую косточку использовали для отворота, чтобы охладить чувства.
Лягушек в приметах и ритуалах тоже связывали с водой. Считалось, что земноводные весной подают голос перед первым громом и дождем, по их кваканью предсказывали погоду. Во многих местностях, особенно засушливых, с помощью лягушки вызывали дождь: ее убивали и вешали на заборе или дереве. Связь с водой отразилась и в фольклоре. В разных вариантах сказки о Царевне-лягушке героиня хранила живую воду, а когда красавица прибывала на пир к царю, раздавался гром и начинался дождь.
Как не проглотить гада и защититься от укуса змеи
По поверьям, если у человека болел живот, то ему «в нутро» могла войти змея или лягушка. Так объясняли многие болезни внутренних органов. Верили, что гады забирались в рот человеку, когда он спал.
Ежели спящему на полу когда грезилось, что он пил весьма студеную воду, если ему тошнится по утрам, ежели мерещится, что у него в животе ворочается или раздувается живот, то никто уже не смеет сомневаться, что у него в желудке обитает змея.
Михаил Чулков. «Абевега русских суеверий»
Во время сенокоса или других полевых работ крестьяне искали для отдыха места, где водятся ужи. Считалось, что они и в этом защищают человека: не позволяют другим змеям пробраться «в нутро». Верили, что уж мог заползти спящему на грудь и охранять его от других гадов, пока человек не проснется.
Существовала и реальная опасность: змеиные укусы. Крестьяне прикладывали к ним холодные или влажные предметы, камень или крест: считалось, что это нейтрализует яд. Бытовало множество заговоров от укусов: одни якобы защищали от змей, другие помогали вылечиться тем, кого уже укусили. Один из них приводит этнограф Михаил Забылин в книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»:
От укушения змеи
На море на Океане, на острове на Буяне стоит дуб. Под тем дубом стоит ракитов куст, под тем кустом лежит бел-камень Алатырь; на том камне лежит рунец, под тем рунцом лежит змея, скорпия; есть у ней сестры: Арина, Катерина. Мы Богу помолимся, на все четыре стороны поклонимся; возьмите свою лихость от раба (или от рабы, имярек) или от его скотины (сказать цвет шерсти), по сей день, по сей час. Крестообразно дунуть.
По представлениям славян, гады не только вызывали болезни, но иногда приносили пользу — их применяли для лечения и в магических обрядах. Так, в некоторых местностях как амулет от лихорадки использовали сушеную лягушку или змеиную шкурку. Сильным оберегом считали змеиные головы — их носили при себе в ладанках, как и магические травы. Змеиную кожу вкладывали в амулеты, чтобы защититься от старения, а сушеную лягушку — чтобы не ссориться с супругом.
В некоторых регионах защищались от злых духов, изображая змей на украшениях. На Руси носили змеевеки — амулеты в виде подвески. На одной его стороне находилось христианское изображение, например крест или образ Богоматери с младенцем, на другой — композиция со змеей. Такие обереги изготавливали из меди, золота, серебра или из камня.