Заха Хадид в Италии: 7 впечатляющих проектов, первой в истории женщины, удостоенной Притцкеровской премии
547
просмотров
Отрицать величие архитектурного наследия Древнего Рима невозможно: сотни тысяч туристов ежегодно приезжают в Италию, чтобы своими глазами увидеть руины императорских форумов, термы, арки, амфитеатры и знаменитый Колизей. Однако мы призываем обратить свои взоры на новую архитектуру страны...

В частности на удивительные и абсолютно уникальные здания, возведенные в разных городах Италии по проектам блистательной Захи Хадид (1950–2016) — одного из самых выдающихся архитекторов XXI века и первой в истории женщины, награжденной престижной Притцкеровской премией.

Заха Хадид

Рим: Национальный музей искусств XXI века (1998–2009)

Итак, вы в Риме, столице упоительно прекрасной Италии. Как говорят сами итальянцы, в этом городе куда ни плюнь — попадешь в историческое наследие. Впрочем, представьте, что за два дня в туристической лихорадке вы посетили все, что рекомендует путеводитель, и даже слегка пресытились. Позвольте вашим глазам отдохнуть на безупречной в своей лаконичности современной архитектуре.

Двухэтапный международный конкурс на проект первого в Риме музея современного искусства завершился в 1998 году безоговорочной победой ни на что не похожего проекта Захи Хадид. В мае 2010 года, после 11 лет строительства, музей был открыт для публики и на тот момент стал самым крупным сооружением блистательного архитектора.

Необычность проекта заключается в первую очередь в концепции: здание музея не воспринимается как отдельно стоящий объект. Хадид не мыслила отдельными формами, она создавала архитектурную сущность, органично вписанную в окружающую среду. В итоге извивающееся подобно змее здание расположилось вдоль дорожных потоков, пересекающих район Фламиньо с юга на север, и соединяет две части района, формируя новое публичное пространство, альтернативное историческому центру древнего города.

Стекло, металл и бетон — что может быть тривиальнее? Между тем, созерцая брутальные и нежные формы здания, можно прийти в эстетический экстаз. Бетонные галереи покоятся на старом двухэтажном здании казармы Монтелло, скромный фасад которой стал главным входом в музей. Галереи расходятся и снова сходятся, порождая внутри здания продуманную систему пространств, приспособленных для экспериментов с экспозициями выставок.

Хадид так говорила о своем детище: «В Риме фантастический свет. Главная идея проекта — заполнить помещение естественным светом, а также предоставить кураторам как можно больше свободы для формирования экспозиций». Стеклянные поверхности первого этажа и крыши стали инструментом для воплощения этого замысла.

В год открытия римский музей современного искусства MAXXI был удостоен премии Джемса Стирлинга — главной награды Великобритании от Королевского института британских архитекторов.

Ну а ироничные итальянцы между собой называют затейливое здание музея macherone — «макаронина».

Салерно: Морской терминал в Салерно (2000–2016)

Салерно — южный портовый город и город-курорт. В этой провинции здание Хадид выглядит довольно чужеродно, но и не менее прекрасно.

Проект Захи Хадид для возведения морского порта в Салерно стал победителем международного конкурса еще в 2000 году. Здание включает в себя фрахты и марины для самых разных судов, насыщает взаимоотношения моря и города новыми смыслами и гармонично вплетает набережную Салерно в ткань городской архитектуры.

Новый терминал, строительство которого завершилось только в 2016 году, поделен на три зоны: административные офисы для таможенного контроля и судоходных компаний, станции для международных и круизных судов и станция для местных паромов. Интерьеры станции мягко направляют и ведут гостей города через последовательность пространств, плавно перетекающих друг в друга. Центрами притяжения различных зон служат координационные центры, такие как ресторан и зал ожидания.

Здание терминала, по словам команды Захи Хадид, напоминает устрицу, а по ночам превращается в подобие горизонтального маяка, приветствующего пассажиров судов мягким светом, подчеркивающим неземную архитектуру объекта.

Южный Тироль, План-де-Коронес: Горный музей Месснера (2012–2015)

Итальянский альпинист Райнхольд Месснер, первый покоривший все 14 гор мира, каждая из которых высотой более 8 тысяч метров, построил в Италии шесть музеев, посвященных истории альпинизма и себе любимому. Проектирование шестого и последнего музея МММ-Corones (Messner Mountain Museum Corones), расположившегося на высоте 2275 метров над уровнем моря на вершине горы Кронплатц в Южном Тироле, Месснер, альпинист с архитектурным образованием, доверил Захе Хадид.

Архитектор с уважением отнеслась к страсти альпиниста, тем более что горы — лучшая декорация для любой архитектуры. Минималистичные формы здания оставляют максимум обзора на пейзажи Южного Тироля: панорама в 240 градусов как нельзя лучше дополняет интерьеры музея.

«Идея в том, что посетители могут сначала спуститься по горе, чтобы исследовать ее пещеры и гроты, а затем выйти с другой стороны на нависающую над долиной террасу, откуда открываются захватывающие панорамные виды», — рассказывала о проекте сама автор.

Экстерьер здания подражает горному ландшафту острыми углами и колоритом. Стекла отражают изменчивое небо, светлый оттенок гладкого бетона хоть и роднит здание с неопознанным летающим объектом, врезавшимся в скалу, но все-таки примиряет искусственное с природным, как будто НЛО приземлилось тут давным-давно и уже вросло в скальную породу.

Неаполь: вокзал скоростной железной дороги Неаполь — Афрагола (2003 — наст. вр.)

Проект вокзала в Неаполе от архитектурного бюро Хадид выиграл конкурс в далеком 2003 году, однако строительство началось лишь в 2015-м. Окончательно достроить вокзал обещают к 2022 году, но уже сегодня объект ежедневно обслуживает 10 000 пассажиров.

Вокзал расположен в городе Афрагола, в 12 километрах к северу от Неаполя. Напоминающее гигантского змея здание длиной 400 метров и общей площадью 40 000 квадратных метров унаследовало стилистику музея современного искусства MAXXI в Риме, одного из лучших проектов в карьере Захи Хадид.

Конструкция вокзала включает в себя железобетонные основания, на которых закреплены 200 крупных стальных ребер, увенчанных стеклянной крышей. Главный зал станции построен так, чтобы по максимуму использовать естественное освещение, а в крышу интегрированы солнечные панели, позволяющие снизить потребление электричества. Геотермальные системы отопления и охлаждения позволяют поддерживать комфортную температуру внутри здания.

Помимо эстетического удовольствия, которое получит каждый ценитель современной архитектуры, побывав на вокзале, его посещение сулит интересный поворот в путешествии: станция открыла «ворота» на юг Италии, став ключевым пересадочным узлом для четырех скоростных линий железной дороги, связывающих юг и север Апеннинского полуострова.

Милан: Небоскреб Tower Generali и жилой комплекс CityLife (2004–2017)

Если вы окажетесь в Милане, то точно не пройдете мимо творений Захи Хадид, ведь именно здесь находится самая большая пешеходная зона Европы площадью 160 тысяч квадратных метров, на которой Хадид с еще двумя архитекторами — Дэниэлом Либескиндом и Аратой Изодзаки — создали совершенно новый микрорайон, меняющий представление городских жителей о комфорте и отдыхе.

В центре района — три небоскреба, каждый из которых назван именем создавшего его архитектора. Закручивающаяся, словно жгут, башня Хадид достигает 170 метров в высоту (44 этажа), остальные две — выпуклая высотка Либескинда и прямая, вытянутая конструкция Изодзаки — 150 и 202 метров в высоту соответственно (30 и 50 этажей). Это не только самые «авторские», но и самые высокие небоскребы на территории Италии.

Недалеко от этих объектов Хадид построила необычный жилой комплекс из семи зданий. Фирменная текучесть и мягкость форм архитектуры позволяет отдохнуть глазу городского жителя, привыкшего к строгой урбанистической геометрии. Повышенная экологичность, которая сейчас находится в Милане на пике моды, успокаивает совесть мегаполиса: в домах используются возобновляемые источники энергии. Некоторые системы работают на грунтовых водах и солнечных батареях. До района можно добраться только пешком, на велосипеде или на метро.

Езоло: Комплекс Jesolo Magica— развлекательный центр, отель и бизнес-центр (2006)

В области Венеция есть чудесный курортный городок Езоло, раскинувшийся на берегу Адриатического моря. Достопримечательностями он не богат, и если вы захотите вырваться из умопомрачительных объятий города Венеции на побережье, то лицезрение здания комплекса Jesolo Magica будет прекрасным контрастом византийскому, романскому и готическому архитектурным стилям жемчужины Италии.

Комплекс Jesolo Magica — это, пожалуй, самое космическое творение Захи Хадид. Здание напоминает гигантский инопланетный цветок, распустивший свои лепестки по обе стороны от улицы Виа Рома: к западу от нее находятся торговый центр, парковка, фитнес-центр и ночной клуб, а к востоку расположена гостиница с конференц- и спа-центрами, а также офисы и ресторан. Строение в 45 метров высотой вмещает в себя девять этажей, а на его крыше разбиты висячие сады.

Когда объект был только спроектирован, конструкторы ломали головы над тем, из какого материала можно создать такие сложные архитектурные формы. Возможно, именно поэтому строительство комплекса затянулось: мир был не готов к очередному проявлению гения Хадид.

Сегодня здание поражает воображение туристов, приезжающих в торговый центр за покупками и никак не ожидающих увидеть один из самых необычных архитектурных объектов Италии.

Кальяри: Средиземноморский музей культуры нураге и современного искусства (2006–2009)

Сардиния славится не только южноитальянским колоритом, но и наследием одной из самых таинственных цивилизаций в истории — цивилизации загадочных нурагов. По всему острову разбросаны массивные смотровые башни-нураги, построенные во 2-м тысячелетии до нашей эры.

В начале XXI века было решено основать музей, посвященный двум полярным областям: древней культуре нурагов и современному искусству. Объединить прошлое и современность в одной архитектурной концепции смогла только Заха Хадид, чей проект выиграл конкурс на строительство музея в 2006 году.

Среди причин победы Хадид жюри назвало внимание архитектора к окружению будущего здания, его согласованность с природой залива Кальяри и застройкой набережной столицы Сардинии. Новый музей выглядит как коралловый риф, заставляющий заново осмыслить весь облик этого участка побережья, сообщающий пространству энергию и символизирующий обновление Кальяри.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится