Запрет на прикосновения и цензура вальса: 9 неожиданных фактов о балах и их гостях, которые вас удивят
411
просмотров
Оказывается, вечерняя танцевальная программа не так уж фривольна, как может показаться на первый взгляд. По каким законам жили гости балов, и что они не могли себе позволить ни в коем случае?

О балах мы знаем много благодаря литературе и кино: сколько раз мы представляли себя рядом с влюбленной героиней, которая ищет взглядом молодого человека среди оживленной и наряженной толпы гостей. Наверное, именно поэтому мы часто романтизируем такие мероприятия. Безусловно, в них есть завораживающие и трепещущие ноты, но все же бал — событие, которое проходило, подчиняясь определенным правилам и этикету. Жесты, наряды, украшения, музыка и танцы — все здесь имело значение и могло рассказать о приглашенных больше, чем слова. Первые балы зародились еще в XIV веке при французском дворе, но особую популярность они обрели во время правления Людовика XIV в XVII–XVIII веках. Тогда балы захватили высшие слои общества и стали повсеместным явлением, крайне востребованным и необходимым. Предлагаем вспомнить, что представляли из себя танцевальные вечера помимо привычных нам роскошных нарядов и завуалированных взглядов.

Ответ на приглашение в кратчайшие сроки

Приглашениями на бал занималась хозяйка, и подходить к этому делу следовало крайне ответственно. Приглашения рассылались строго за 3 недели до мероприятия, и каждому гостю следовало отправить индивидуальная карточку (даже если на бал приглашали всю семью). Ответ тоже был регламентирован, его следовало дать не позднее, чем через 3 дня после получения письма, иначе это считалось дурным тоном. Важно было рассчитать и верное количество гостей: мало людей говорило о скучном и ничего не обещающем вечере, толпа же и толкучка могли лишить некоторых дам чувств из-за нехватки кислорода. Поэтому заранее приглашали на треть больше персон, чем мог вместить зал, ведь некоторые из приглашенных отвечали отказом.

Кадр из фильма «Джейн Остин»

Особое вложение — свечи

Свечи — не только элемент для украшения интерьера, но и незаменимая деталь для должного освещения мероприятия. Чтобы света в помещении хватало, использовали несколько сотен свечей, а для большего эффекта существовало несколько лайфхаков: канделябры украшали стеклянными подвесками, а сзади них размещали зеркала — так, чтобы свет разлетался по всей комнате. Причем свечи изготавливали из специального пчелиного воска, и их стоимость превосходила в разы траты на угощения, еду и напитки. Важно было и правильно зафиксировать подсвечники, иначе гости могли запросто обжечься капающим воском. Также в зависимости от длины свечи получалось определить, как долго будет длиться вечер: в основном бал занимал от 4 до 6 часов.

Узоры из мела на полу

Пол на балу — одно из самых главных составляющих, ведь что, как не идеально подготовленное покрытие для танцев, способно подарить гостям незабываемый вечер. Сначала пол тщательно натирали пчелиным воском — для того, чтобы он блестел. Вот только после такой обработки он становился очень скользким и травмоопасным. Во избежании падений и неловких ситуаций на полу мелом рисовали различные узоры: в первую очередь, для безопасности, во вторую — чтобы скрыть протертые и износившиеся участки. Кстати, гости тоже использовали мел, тщательно покрывая им подошву своей обуви.

Кадр из сериала «Война и мир»

Специальная пудра для волос

Не только платьям гостьи уделяли особое внимание, неотъемлемой частью образы была и соответствующая прическа. В этом вопросе тоже были свои нюансы и определенные правила, которые подчеркивали не только красоту, но и статусность женщины. Юные девушки для украшений могли использовать только цветы, оттеняя свою скромность. Замужние дамы прибегали к драгоценностям, перьям и лентам. Самым необычным способом может показаться специальная пудра, придающая волосам блеск и мерцание. Средство было изготовлено из толченого сусального золота или серебра, поэтому этот секретный прием могли себе позволить только обеспеченные гостьи.

Каждой гостье — по номеру для танца

Для того, чтобы избежать неразберихи и путаницы на торжественном мероприятии, на бал приглашали распорядителя, который отвечал за организацией и течением вечера, программой. Он объявлял начало танца, его название, а позже приглашал гостей на ужин. Каждой девушке по приезду выдавали специальные номерки, которые необходимо было надеть или прикрепить к платью — так устанавливалась очередность пар для танцев. Избежать нумерации могли только дамы с титулом, а если девушка по какой-либо причине пропускала свою очередь, то ей приходилось передвигаться в самый конец «списка».

Приглашения на танец

Крайне важным было ведение учета приглашений на танцы. Для этого девушки использовали специальные записные книжки, в которые записывались имена молодых людей, претендентов на танец. Такие блокноты крепились на цепочку веера или к нижнему белью. Если гостья забывала о данном обещании и соглашалась на танец с другим, ей следовало отказать второму кавалеру, извиниться перед первым и пропустить танец. Мужчин, в свою очередь, ждало общественное осуждение после проявления забывчивости. Также девушка не могла отказать в танце без уважительной причины, а тех, кто не пользовался популярностью среди кавалеров, должен был приглашать и «развлекать» хозяин дома.

Кадр из фильма «Гордость и предубеждение»

Выбор партнера

Важно было и то, с кем именно вы выходили на танец. В разных странах существовали свои правила: так, в России помолвленная пара могла танцевать более 3 танцев вместе, а в Англии следовало свести к минимуму совместные выходы. Супругам было дозволено провести лишь первый танец рука об руку, после же это считалось пренебрежением правилами этикета.

Цензура вальса

Удивительно, но вальс считался неприличным танцем. Дело в том, что партнеры должны были приблизиться друг к другу слишком близко. Поэтому в Англии до середины XIX века такие тесные танцевальные взаимодействия осуждались священнослужителями и обществом, а в России вальс попросту долгое время был под запретом.

Никаких телесных прикосновений

Прикоснуться друг к другу оголенным телом считалось недопустимым, поэтому перчатки были главной составляющей женского туалета. Аксессуар должен был быть белого цвета и идеального размера — такого, чтобы перчатка чуть утягивала руку и делала ее еще более миниатюрной и аккуратной. Надеть перчатки следовало в гардеробе, чтобы ни в коем случае не оказаться без них в танцевальном зале. Чаще всего девушки брали с собой и вторую пару, вдруг первая порвется или испачкается. Аксессуар использовали и для скрытого послания: если девушка роняла обе перчатки перед молодым человеком, то значит, она признавалась ему в любви. Снимать их можно (и нужно) было только во время ужина.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится