Земля и свобода, Леди Л, Восстание в Патагонии и другие отличные кинофильмы об анархистах
0
0
534
просмотров
Кинематограф насчитывает сотни, если не тысячи фильмов, которые касаются темы анархизма. В наш список не вошли такие очевидные картины, как «Матрица», «Аватар», «Бойцовский клуб» или «V значит вендетта».

Несмотря на то, что некоторые киноленты из этой подборки появились на экранах полвека назад, устаревшими их можно назвать лишь в техническом смысле, так как исследуемые темы остаются свежими и актуальными: лидерство и принятие решений, иерархия и равенство, автономия и гетерономия, справедливость и насилие, пересечения между расами, классами и полами.

Настольная книга анархиста (Поваренная книга анархиста) / The Anarchist Cookbook (2002, США)

Настольная книга анархиста (Поваренная книга анархиста) / The Anarchist Cookbook (2002, США)

История о группе анархистов, среди которых появляется настоящий бунтарь и переворачивает их жизнь с ног на голову. На поверхности мы видим драматическую комедию, но на более глубоком уровне фильм ставит под сомнение господствующие образы анархизма и призывает нас с новой точки зрения взглянуть на социальную иерархию.

Что делать в случае пожара? / Was tun, wenn's brennt? (2001, Германия)

Что делать в случае пожара? / Was tun, wenn's brennt? (2001, Германия)

Комедия про анархизм сложна отчасти по той причине, что шутить приходится, сохраняя серьёзное отношение к теме. В этом фильме встаёт интересный вопрос: что происходит с молодыми радикалами, спустя годы? Оказывается, они легко втягиваются в систему, которую отчаянно критиковали. Но беспокойное прошлое напоминает о себе, когда того никто не ждёт.

Убийство Троцкого / The Assassination of Trotsky (1972, Италия / Франция / Великобритания)

Убийство Троцкого / The Assassination of Trotsky (1972, Италия / Франция / Великобритания)

Когда-то «Убийство Троцкого» назвали одним из пятидесяти худших фильмов среди когда-либо снятых. В нём режиссёр воссоздаёт последние месяцы жизни Льва Троцкого в Мексике, полагаясь на книги, дневники и журналы, написанные самим революционным деятелем или ему посвящённые. Поэтому здесь присутствует определённая историческая правдивость, но сразу скажем, наибольший интерес у режиссёра вызывала личность убийцы – Рамона Меркадера, сыгранного Аленом Делоном.

Обнажённые / Naked (1993, Великобритания)

Обнажённые / Naked (1993, Великобритания)

Фильмы британского кинорежиссёра Майка Ли известны реалистичными сценами человеческих взаимоотношений. Так и драма, снятая в 1993 году, начинается сценой буйного сексуального акта с участием Джонни, умного и хорошо образованного молодого человека, очевидно, страдающего от какой-то депрессии. После грубого секса в переулке он покидает родной город Манчестер и ищет убежище у бывшей подружки Луизы, которая живёт в Лондоне. Чем больше раскрывается главный персонаж, тем более проявляется его нигилистический, язвительный и жестокий характер.

Эта отчаянно мрачная комедия имела огромный успех на Каннском кинофестивале в год выпуска.

Анархисты / Anakiseuteu (2000, Южная Корея / Китай)

Анархисты / Anakiseuteu (2000, Южная Корея / Китай)

Фильм не столько об анархистах, сколько об использовании анархизма для националистических целей. Действие картины разворачивается в 1920-е годы в Шанхае и повествует о деятельности группы молодых корейцев, которые пытаются подорвать японский контроль на их полуострове через антиоккупационные террористические акты.

Интересно отметить, что «анархисты», утратив финансовую поддержку, обращаются к уличной преступности и азартным играм. Таким образом, фильм поднимает вопросы о связи между преступностью и терроризмом.

Жена анархиста / The Anarchist’s Wife (2008, Германия / Испания / Франция)

Жена анархиста / The Anarchist’s Wife (2008, Германия / Испания / Франция)

В «Жене анархиста» тема анархизма раскрыта с той стороны, которую так чутко могла передать, наверное, только женщина-режиссёр. В этом случая – Мари Ноэль, она же и соавтор сценария. В центре истории – женщина, её семья и попытки воссоединиться с мужем, который сначала борется против режима Франко, во время Второй мировой войны попадает в концентрационный лагерь, а после него снова пускается в борьбу за идеалы. На протяжении многих лет она не может с ним связаться, но верит, что он жив и когда-нибудь обязательно вернётся.

Вива, Сапата! / Viva Zapata! (1952, США)

Вива, Сапата! / Viva Zapata! (1952, США)

В феврале 1952 года Элиа Казан выпустил «Вива, Сапата!» с Марлоном Брандо в роли «мексиканского Робин Гуда». На самом деле этот фильм об Эмилиано Сапате, одном из лидеров Мексиканской революции, который открыто поддерживал крестьян и анархическую идеологию.

Се конь блед / Узри коня бледного / Behold a Pale Horse (США, 1964)

Се конь блед / Узри коня бледного / Behold a Pale Horse (США, 1964)

Этот фильм Фреда Циннеманна пронизан фаталистическим настроением, связанным с гражданской войной и личной вендеттой. Режиссёр сочетал в нём «социальный реализм», свойственный его картинам, в которых часто главные герои одержимы борьбой за справедливость, элементы американских модернистских романов Хемингуэя или Фолкнера и итальянский неореализм из фильмов Витторио Де Сика. Важная особенность фильма в том, что он сфокусирован на отдельных людях, выступающих центральными активистами, и их личными побуждениями в контексте Испанской гражданской войны.

Восстание в Патагонии / Мятежная Патагония / La Patagonia rebelde (1974, Аргентина)

Восстание в Патагонии / Мятежная Патагония / La Patagonia rebelde (1974, Аргентина)

В основу этой драмы легло историческое событие. Группа рабочих анархо-синдикалистов из аргентинской провинции Санта-Крус в союзе с городскими рабочими Буэнос-Айреса восстали с требованием улучшения условий труда. Забастовку жестоко подавили силами государственных силовых структур, в результате чего погибли не менее 1500 рабочих.

Этот фильм Эктора Оливеры получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале в 1974 году и имел успех у аргентинской аудитории, но власти вскоре запретили его показ. Здесь также изображены проблемы иерархии в отношениях между членами профсоюза и активистами.

Лето в Японии: двойное самоубийство / Muri shinju: Nihon no natsu (1967, Япония)

Лето в Японии: двойное самоубийство / Muri shinju: Nihon no natsu (1967, Япония)

Режиссёр Нагиса Осима всегда опровергал утверждение, что анархизм – явление исключительно европейское. В этом абсурдистском фильме изображены два отчуждённых молодых человека – дерзкая Нэдзико и одержимый смертью Отоко. Блуждающих по городу молодых людей захватывает группа анархистов, которая отсиживается в ожидании утверждения дальнейших планов действий.

Александр Великий / O Megalexandros (Греция, 1980)

Александр Великий / O Megalexandros (Греция, 1980)

Открытую критику частной собственности и институтов социального, сексуального и гендерного контроля режиссёр Тео Ангелопулос соединил с критикой личности Александра Македонского, которого переместил в 20-й век. Из-за двойственной структуры фильм трудно оценить, что и объясняет его прохладный приём у критиков и зрителей.

Александр Великий не поддерживает местных жителей, которые устроили свой ненасильственный переворот, и в итоге низложен деревенскими женщинами, которые превращают его в мраморную статую, служащую не в качестве торжественного мемориала, а предостерегающим напоминанием.

Парк наказаний / Punishment (1971, США)

Парк наказаний / Punishment (1971, США)

Режиссёр Питер Уоткинс снял этот псевдодокументальный фильм с ручных камер при участии актёров-любителей в пустыне Сан-Бернардино. Действие происходит в 1970-х годах. Принятием закона о внутренней безопасности президент Никсон уполномочил представителей государственных органов исполнительной власти и военнослужащих задерживать и наказывать каждого представителя левых убеждений.

Диссидентам предлагают такой выбор: длительный срок тюремного заключения или возможность обрести свободу, если удастся выжить, скрываясь от идущей по пятам полиции, и пройти более 50 миль по пустыне.

Этот фильм – исходная версия «Голодных игр», но без сказочной маскировки. По американскому телевидению «Парк наказаний» никогда не показывали.

Эрос + убийство / Eros + Massacre (1969, Япония)

Эрос + убийство / Eros + Massacre (1969, Япония)

В основу фильма легла биография японского анархиста и активиста Сакаэ Осуги, ратовавшего за свободную любовь и убитого на волне беспорядков, имевших место после землетрясения Канто 1923 года. Три студента собирают материал о Сакаэ, реконструируют отношения активиста с тремя его возлюбленными и приходят к непредвиденному исходу в результате проповеди свободной любви.

«Эрос + убийство» – едва ли не главный фильм «Японской новой волны», затрагивающий политические вопросы через сложную аллегорию взаимоотношений.

Анархистки / Поборницы свободы / Libertarias (Испания / Италия / Бельгия, 1996)

Анархистки / Поборницы свободы / Libertarias (Испания / Италия / Бельгия, 1996)

Барселона. 1936 год. Гражданская война в Испании. Одна из монахинь спасается из разрушенного монастыря и находит укрытие в борделе. Сюда же являются активистки организации, борющейся за права женщин. Вместе с присоединившимися к ним бывшими проститутками они вступают в борьбу против националистического правительства. Женщины решают противостоять тоталитарным институтам и служить на линии фронта.

Этот фильм получил признание за особое внимание к той важной роли, которую женщины сыграли в войне против фашизма. Ранее их участие отрицалось.

Земля и свобода / Land and Freedom (1995, Великобритания / Испания / Германия / Италия)

Земля и свобода / Land and Freedom (1995, Великобритания / Испания / Германия / Италия)

«Земля и свобода» – пожалуй, лучший художественный фильм о Испанской гражданской войне. Его снял режиссёр Кен Лоуч, а сценарий написал Джим Аллен. Фильм раскрывается в ретроспективном кадре глазами внучки главного героя, которая открывает его фронтовые письма.

Свидетель / Мэтуон / Matewan (1987, США)

Свидетель / Мэтуон / Matewan (1987, США)

Сценарист и режиссёр Джон Сейлз снял историческую драму, в которой воспроизвёл события известные как «Бойня в Мэтуоне». Действие происходит в 1920 году, когда произошла перестрелка между шахтёрами города Мэтуон, выступившими за улучшениями условий труда и быта, и детективами, нанятыми владельцами шахт.

Рождённые в огне / Born in Flames (США, 1983)

Рождённые в огне / Born in Flames (США, 1983)

Феминистский научно-фантастический фильм, снятый в документальном стиле Лиззи Борден. В Нью-Йорке через десять лет после мирной социалистической революции две феминистские радиостанции – одну возглавляет белая лесбиянка, а вторую – чернокожая женщина с мягким голосом – озвучивают недостатки революции, которые привели к антиутопии в системе государственного контроля и обострению патриархального насилия. Одну из знаменитых феминисток арестовывают и она гибнет в заключении, трёх журналисток увольняют за то, что они раскрывают агентов ФБР, и обе радиостанции сжигают дотла. Теперь сотрудницы радиостанций объединяются и присоединяются к Женской армии, чтобы напрямую действовать против властей.

Ноль за поведение / Zéro de conduite: Jeunes diables au collège (Франция, 1933)

Ноль за поведение / Zéro de conduite: Jeunes diables au collège (Франция, 1933)

47-минутный фильм режиссёра Жана Виго остаётся одной из самых известных анархистских работ первой половины 20-го века. В основе киноленты – бунт учащихся школы-интерната. Дети захватывают власть в учебном заведении, над которым поднимают пиратский чёрный флаг, и отказываются повиноваться воспитателям. До 1945 года фильм был запрещён к показу во Франции.

Соль Земли / Salt of the Earth (США, 1954)

Соль Земли / Salt of the Earth (США, 1954)

Остросоциальный чёрно-белый фильм о рабочих цинковых шахт, их семьях и совместной борьбе с шахтовладельцами в округе Грант, Нью-Мексико. Большинство из снявшихся персонажей – настоящие шахтёры.

Сценарий написал Майкл Уилсон, режиссировал картину Герберт Биберман, продюсером выступил Пол Джаррико. Все трое находились в «чёрном списке» Голливуда из-за коммунистических симпатий. Поэтому фильм «Соль Земли», вышедший в 1954 году, был запрещён в США, но в 1992 году его включили в Национальный реестр фильмов.

Леди Л / Lady L (1965, Франция / Италия / Великобритания)

Леди Л / Lady L (1965, Франция / Италия / Великобритания)

Экранизация одноимённого романа Ромена Гари от кинорежиссёра Питера Устинова украсит любой список политических/левых/анархистских фильмов. В главных ролях этой комедийной ленты – блистательная Софи Лорен, Пол Ньюман и Дэвид Нивен. История фокусируется на жизни Луизы, прачки из борделя, которая выходит замуж за лорда Лендэйла в обмен на спасение от полиции анархиста Армана. За лёгкостью фильма скрывается глубокий смысл и высмеивается аристократическая напыщенность.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится