Женский дом в Чикаго, Санта-Мария-дель-Фьоре и др: чем прославились 5 самых скандальных зданий в истории
520
просмотров
Собор во Флоренции хотели разобрать, небоскреб в Бостоне чуть сам не рухнул, а жилой квартал в Сент-Луисе вообще пришлось взорвать.

Мы собрали пять историй о достопримечательностях, которые оказались в центре скандалов.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор, ставший символом Флоренции, не могли достроить на протяжении веков. Дело в том, что когда в XIV веке приступили к сооружению купола, то обнаружили ошибки в расчетах. Дошло до того, что собор предлагали разобрать. Так бы и случилось, если не вмешался архитектор Филиппо Брунеллески, который в 1418 году собрал совет из мастеров, каменщиков, инженеров и архитекторов.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Совет решил, что такое огромное здание невозможно построить. Все потому, что слишком сложно и дорого возводить строительные леса с земли. Когда Брунеллески предложил построить подвесные леса, его подняли на смех. Вся Флоренция судачила и называла его безумцем. Тем не менее талантливый архитектор смог настоять на своем и убедить людей в своей правоте.

Впервые были использованы подвесные строительные леса, а камни поднимали с помощью подъемного механизма, разработанного Брунеллески и зарисованного Леонардо да Винчи. К 1436 году купол, состоявший из 4 млн кирпичей и весивший 40 тыс. тонн, достроили. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре стал одним из главных достижений Высокого Возрождения и памятником всемирного наследия ЮНЕСКО.

Макет купола собора
Реконструкция внутренних лесов купола Брунеллески, гравюра XVII века
Подъемный механизм Брунеллески

Женский дом в Чикаго

В конце XIX столетия набирала обороты эмансипация. Женщины отстаивали свое право наравне с мужчинами заниматься творческим и техническим трудом. Они добились права учиться и получать высшее образование в разных сферах, в том числе в архитектуре. Среди них была София Хейден — первая женщина, окончившая Массачусетский технологический институт в 1890 году и получившая степень по архитектуре.

Но получить образование еще не означало получить признание коллег-мужчин. Общество расценивало женское стремление к искусствам и инженерному делу как хобби. Чтобы заявить о себе, она и еще около сотни женщин объединились в союз и добились для 14 женщин-архитекторов права участвовать во Всемирной выставке 1893 года в Чикаго. Первое место среди женских проектов получила София Хейден.

София Хейден, 1888 год

Для выставки она спроектировала «Женский дом» — символ эмансипации, взяв за основу свою студенческую выпускную работу: проект музея в стиле неоклассицизм.

В ходе реализации проекта Хейден встретила много преград. Главный архитектор выставки настаивал, чтобы здание строил архитектор-мужчина. Комитет по строительству требовал внесения существенных изменений в проект. Критики следили за каждым этапом, выискивая изъяны. Не найдя, к чему прицепиться, они называли здание слишком нежным. В конце концов Хейден отстранили от собственного проекта и достраивали без нее.

В качестве утешения здание получило приз «За деликатность стиля, архитектурный вкус, доброту и элегантность интерьера», а сама Хейден получила за свой проект 1 тысячу долларов, в 10 раз меньше, чем выплачивали за аналогичные достижения мужчинам. Она не выдержала несправедливости и давления, и больше никогда не занималась архитектурой. Этот случай заставил многих пересмотреть свои взгляды на равноправие женщин.

Интерьер «Женского дома»

Сиднейская опера

Еще один шедевр архитектуры — здание Сиднейской оперы тоже попало в центр скандала. С самого начала оно задумывалось как символ молодой Австралии, которая перестала быть колонией. Нужен был проект не просто масштабный, а по-настоящему фантастический.

В 1955 году объявили международный конкурс, в котором участвовало около 30 стран. Победил датский архитектор Йорн Утзон и его экспрессивный проект. Победу он одержал случайно.

Йорн Утзон (1918-2008)

Согласно распространенной версии, член жюри финского происхождения Ээро Сааринен был так раздосадован проектами из шорт-листа, что выхватил заявку Утзона из кучи отвергнутых и заявил, что это и есть победитель.

Проект на поверку оказался всего лишь эскизом. Чиновники на глаз прикинули, что 3,5 млн фунтов стерлингов должно хватить на реализацию. На деле затраты превысили эту сумму в 14 (!) раз.

Вместо запланированных четырех лет, строительство заняло целых десять. Работы закончили в 1973 году. И причина не только в деньгах, а еще в долгих согласованиях, форсировании старта работ, внесении существенных изменений в конструкцию здания. В итоге Утзон покинул проект в 1966-м, но австралийцы не забросили строительство и довели дело до конца. В 2008 году Сиднейский оперный театр занял первое место в рейтинге «новых семи чудес света».

Строительство Сиднейской оперы, 1964 год

Башня Джона Хэнкока

Офисный небоскреб высотой 240 метров с 62 этажами — одна из главных достопримечательностей Бостона (штат Массачусетс, США). Назван он в честь страховой компании John Hancock Insurance, которая долгое время там располагалась. Особенностью проекта архитекторов Йо Мин Пей и Генри Кобба была форма — не прямоугольная, а в виде параллелограмма, что еще сильнее подчеркивало высоту здания.

К 1960-м годам небоскребы не были новинкой, они активно и успешно возводились в Соединенных Штатах. Но в этом случае многое пошло не так.

Строительство небоскреба

Проект изменили, чтобы тень от него не падала на старинную церковь Святой Троицы. Пока закладывали фундамент, часть котлована обрушилась, повредив соседние здания, коммуникации и тротуары. Вышеупомянутая церковь даже отсудила у застройщика 11 млн долларов.

Во время строительства у небоскреба из-за перепадов температуры стали вылетать оконные стекла, пришлось заменить их все на термоустойчивые. Небоскреб так сильно раскачивался в ветреную погоду, что людей на верхних этажах укачивало. Для решения этой проблемы установили два свинцовых противовеса по 300 тонн каждый.

Но это еще не все! Инженеры обнаружили, что при определенном направлении и силе ветра все здание может упасть. Пришлось соорудить еще и стальные распорки. Из-за всех этих злоключений открытие небоскреба перенесли с 1971 года на 1976-й, а стоимость проекта выросла с 75 млн долларов до 175 млн. Сегодня это признанный шедевр архитектуры со множеством наград. Он славится своим фасадом, который как бы растворяется в небе.

Жилой квартал Пруитт-Айгоу

Когда в 1950-х в Сент-Луисе (штат Миссури, США) построили этот квартал из 33 однотипных многоэтажных домов для расселения бедных слоев населения из трущоб, все восприняли это с восторгом. Но спустя всего 20 лет весь квартал пришлось полностью снести, потому что он превратился в гетто.

Квартал Пруитт-Айгоу, 1956 год

Сама концепция жилых микрорайонов появилась еще в 1920-х, когда надо было придумать, как минимизировать автомобильное движение рядом с жильем. В 1950-х годах американские власти проводили масштабную программу реновации, сносили некачественное частное жилье и строили микрорайоны из многоэтажек в качестве социального жилья.

В те годы вся массовая застройка была в стиле модернизма Ле Корбюзье. В Пруитт-Айгоу было чуть менее 3 тысяч квартир, имелись детские площадки, коммерческие первые этажи, лифты, технические этажи для прачечных, мусоросборников и других общественных нужд.

Снос квартала, 1972 год

Причиной быстрого наступления упадка в Пруитт-Айгоу стала системная ошибка, которую власти не смогли предсказать.

Для решения проблемы расселения бедняков федеральный центр в 1937-м году принял Жилищный акт, согласно которому центр распределяет по штатам фиксированное финансирование. На эти средства местные агентства строили на окраинах и сдавали жилье в аренду. Материалы и работа постоянно дорожали, а финансирование оставалось прежним, доходов от аренды не хватало.

Агентства на всем экономили и не обслуживали построенные дома. Все кто мог уезжали оттуда, а на их место приходили еще более бедные. Процветала преступность и вандализм. К 1971 году две трети всех квартир пустовали. Власти признали, что возводить кварталы только для бедных было плохой затеей. После сноса Пруитт-Айгоу в США строили уже жилье для людей с разным уровнем доходов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится